Что управляет: мысль или чувства?

Безудержный позыв современного человечества – управлять и контролировать. Зайдите в любой книжный магазин и взгляните на обложки книг по практической психологии и эзотерике. Если лень идти туда, тогда просто пробегитесь взглядом по заголовкам интернет-статей. Вам не понадобиться много времени, чтобы понять, что общество, в безумном порыве своего невроза, стремится управлять всем, карабкаясь на вершину тотального всемогущества. Мы хотим управлять собой и другими, отношениями и эрекцией, любовью и деньгами, временем и параллельными мирами. Вселенная стонет от нашей всепоглощающей жажды все КОНТРОЛИРОВАТЬ.

    И во всей этой какофонии безграничной власти, казалось бы, поглотившей каждого, постепенно приходит осознание иллюзии, заложниками которой все мы стали.
   
В основу концепции Человека Контролирующего (ЧК) легла пресуппозиция: «Мысль управляет миром». Взяв её за основу, мы странным образом забыли подумать о том, что управляет мыслью? И чтобы ответить на этот простой вопрос, нам не понадобится лаборатория и команда профессиональных ученых. Всего лишь пытливый исследовательский интерес и собранное в пучок внимание. И тогда, мы довольно быстро осознаем, что источник мысли всегда кроется в аффекте, то есть в эмоции, которая и порождает ряд наших реакций/действий – проявлений, через которые и строится наше взаимодействие с собой и окружающим миром.
То есть, получается, что в цепочке: «ты так чувствуешь, потому что так думаешь», мы меняем составляющие местами и получаем: «ты так думаешь, потому что так чувствуешь».

   И вот тут, меняется парадигма привычного образа действий современного человека. Раньше, сталкиваясь со своим негативным аффектом (эмоциями), он стремился всеми силами их подавить. Причины такой стратегии вполне понятны – в обществе любое открытое проявление чувств порицается, так как грозит нестабильностью. Так люди учатся становиться нечувствующими. Алгоритм очень простой: ребенок говорит первое, что приходит в голову, ловит за хвост свои первые реакции на окружающий мир и проявляется спонтанно. Но ему говорят: «Не плачь, Не кричи, Не бегай, Не мельтиши и прочие НЕ». А ребенок не знает, что ему делать со всеми своими чувствами, которых целый ОКЕАН. Собственно и взрослые не знают, что с ними делать и благополучно их вытесняют. Тому же самому у них учится и ребенок. И вот он решает просто подавить свои чувства.

   Чувства накапливаются в психике и теле. Психологические защиты помогают столько, сколько могут выдержать, однако они рано или поздно не выдерживают и все подавленное эмоциональное содержимое выливается либо в виде тревоги и депрессии, либо в форме соматических заболеваний и/или зависимостей.

   Человек чувствует неясную тревогу, ощущая, как где-то кричат и стонут эмоции, запертые в чуланах его души. И на фоне этого, постоянно испытывает, так называемое «негативное мышление» - поток мыслей, несущих оттенок тревоги и страха. Конечно, все это вовсе не повышает качество жизни человека и его душевный комфорт. Именно поэтому, практическая психология кидается к нему на помощь с богатейшим инструментарием, нацеленным на перестройку мыслительных процессов и самодрессировку по программе «Позитивное мышление». Но это тупиковая ветка, которая наравне с вытеснением чувств, заставляет нас подавлять и свои мысли.
Заткнув? таким образом все психологические «клапаны», человек, рано или поздно, взрывается. Произведя яркую эмоциональную разрядку, он ещё сильнее боится своих чувств и потому ещё сильнее их подавляет, заглушает их медитацией и техниками саморегуляции, учится аффирмациям, танцует мандалы и становится все грустнее и угрюмее, пока вновь не взрывается очередным аффективным фейерверком. Этот порочный круг я наблюдаю у большого числа своих клиентов.

   Что делать? – возникает несомненный и закономерный вопрос. Если чувства определяют нас и наш образ действий, тогда, что является их источником? И, конечно, где-то между строчками маячит суетливый вопрос: «А как можно управлять эмоциями?» Для начала разберемся с источником наших эмоций.

   Эмоция (аффект) – это заряд, приходящий к нам из прошлого опыта, который сформировал монолитный фундамент нашего восприятия. И если в опыте мы имели боль при определенных обстоятельствах, то теперь, в контексте похожих событий, мы так же будем испытывать боль (и будем сопровождать её целой тучей мыслительных интерпретаций).
К примеру, женщина, чья личная история содержит повторяющиеся эпизоды предательства со стороны мужчин, при внимательном анализе своего прошлого, а также своих чувств и их источников, обнаруживает, что первым и самым болезненным предательством в ее жизни было предательство отца. Случившись однажды, травматический опыт становится аффективным зарядом, чья роль защищать эту женщину, как некая табличка «Стоп», «Осторожно», «Прохода нет». Однако, ровно настолько, насколько этот опыт призван повышать выживаемость индивида и защищать его от повторения негативного опыта, настолько он имеет и регрессивную функцию, не дающую человеку выйти за пределы сценария.

   Аффективный заряд в опыте не может поддерживаться вечно и, именно поэтому, нужна ретравматизация – «наступить на те же грабли» – через которую травматический опыт получает свое продолжение в настоящем.

Иными словами травматический опыт постоянно стремится к самовосстановлению и это становится причиной сценарного поведения человека. Он ходит по кругу личной психологической травмы и никак не может понять, что привязь состоит из чувств, которые он в этом травматическом круге получает, а не из мыслей.

   Система «событие+аффект» - то, что мы называем Опыт – это базовая система ума, направленная на выживание индивида. И эта система поддерживает себя сама, за счет восстановления аффекта. Угасание аффекта происходит за счет работы психологических защит. Для ума это опасная тенденция, так как она грозит сделать опыт неактуальным. Именно поэтому ум актуализирует опыт, через повторную травматизацию в схожем контексте. Управлять этим мы не можем, однако, войдя в контакт со своими чувствами, мы, наконец, можем обрести достаточную осознанность, чтобы сделать невыносимые эмоции выносимыми и трансформировать травматический опыт в ресурсный. В этом случае не потребуется усиленная работа психологических защит и, как следствие, не потребуется ретравматизация.
Продолжение следует….
 
 


Просмотров: 529
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Травматический опыт: пережить и принять
  • Если ребенок закатывает истерики. Личный опыт психолога.
  • Опыт сегодняшней терапии. Расстановка травмы прошлого. Полезный алгоритм осознания.
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Можно ли управлять своими эмоциями?
  • Эмоции и чувства - кто и кем управляет на самом деле?
  • Как управлять другими через жертвенное поведение.
  • У меня сплошной негативный опыт. Что делать?
  • Проявление чувств и эмоций - сложная наука или must-have современного мира?
  • Гид по эмоциям: 5 эмоциональных искажений и как их исправить, чтобы научиться управлять собой
  • «Мне плевать на твои чувства. И я жила много лет без всяких чувств. Зачем мне сейчас меняться?!» Случай из практики
  • Жизнь без чувств: у души не будет радуги, если в глазах не было слез
  • Мы меняемся лишь тогда, когда покидаем контакт с другими. В самом контакте нет опыта.
  • Блокирование своих чувств ведет к депрессии, ОКР, усталости
  • Опыт психологической самоподдержки
  • ПОЧЕМУ ВЫ НЕ УМЕЕТЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ ЧУВСТВА?
  • Опыт использования в психологической практике символически-имагинальных карточек "Женщина Без Границ"
  • 12 шагов и психоанализ. Перспективы и особенности работы в России. Субъективный опыт
  • Я не умею контролировать свои эмоции
  • Не бегите от своих чувств.
  • Аквариум и Океан. Опыт "безусловной любви"
  • 5 способов быстрого снятия стресса через органы чувств
  • Как научиться контролировать свои эмоции: 4 сильных упражнения и 5 ошибок
  • Психотический опыт
  • Ошибка или опыт
  • Клиентский опыт
  • Депрессия: опыт переживания
  • ЗНАНИЕ, ПЕРЕЖИВАНИЕ И ОПЫТ
  • Психотерапия: личный опыт.
  • Опыт реального волшебства



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь