|
ОДИНОЧЕСТВО НАРЦИССА. ГРАНДИОЗНАЯ БЕЗДНА БЕCСМЫСЛЕННОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.
Нужен ли я кому-нибудь? Интересен ли я? Достаточно ли я хорош, чтобы быть, существовать в этом мире? На все эти вопросы у нарцисса нет ответа и это связано с тем, что у него проблемы с идентичностью.
Слышите ли Вы такой посыл общества - «Ты будешь хорош, если будешь успешен! Стань счастливым обладателем дорогой машины, дома, квартиры, часов, одежды и тогда будешь вхож в приличное общество. Все что ты захочешь - будет твоим! Самое главное, это реализовать свои потребности и желания, весь мир для тебя создан, а другие люди, это возможность для их реализации. Пользуй, потребляй, наслаждайся. Кто ты, если у тебя нет атрибутов власти, силы, достатка? Неудачник. Никто. Ничто. Будь эгоистичен. Люби себя и не проявляй любви к ближнему.
Доброта? Честность? Искренность? – Это хорошая сказка для «плебеев».
Возможно тренд связанный с ростом нарциссических черт, связан с моралью, царящей в обществе. Критериями порожденной экономической моделью, которая дает ответы на вопросы – «Что такое хорошо, а что такое плохо?». Девочка в третьем классе слышит от подружки, что-то не тот бренд ты носишь. Не в тех магазинах отовариваешься. Не соответствуешь! Вот конфликт между «Я хочу» и «Ты должен». «Я» ребенка - против общества, коллектива, референтной группы. Кто хочет быть чужим? Белой вороной? Сил хватит? Надолго? День за днем на ваше Я наступает общество. Вы идете на уступки. Учитесь забывать себя и соответствовать. Спустя годы приходит осознание – не мое, не то, не хочу. И вот тогда пред Вами станет глыбой вопрос «А кто есть Я?» Как я могу отыскать себя, среди чужого. Как вернуться в состояние «в чем мать родила»? Как научиться ценить то, что уже есть во мне? Свою уникальность? Для того чтобы вернуться к своим корням, нужен Другой(е). Без этого условия Я негде проявиться. В подлинном присутствии другого четче ясны свои границы. Свое содержание, которое проявляется в ответ. На одной группе где я был участником, одна из участниц спросила – «А чего ты так на меня реагируешь? Я ей в шутку – На себя посмотри, какая ты (сказано было это с нарочито пренебрежительной интонацией). Участница в слезы. Она - «Вот так и ...» значимые для нее люди считали. Случайная интервенция затронула вопрос самооценки, самоценности. Альфрид Лэнгле описывает «самостановление, как бытие собой с чувством внутреннего согласия и с данным себе разрешением быть таким, несмотря на все отличия от других». Я от Тебя отличаюсь и мне не стыдно за это. Я еврей, араб, украинец, русский, молдаван – и мне с этим ОК. Я вырос в бедной семье и я принимаю это. Я говорю себе, мне грустно и хотелось другого, но это так. Я принимаю твою инаковость, а ты прими мою. При этом я чувствую и понимаю твою ценность, как индивида, а ты мою. Для того чтобы состоятся как личность, нам нужно получить опыт:
Что же с тобой произойдет если, раньше сталкиваясь с Другими ты получал опыт обесценивания, манипуляций, обмана, унижения и боли? Когда твои идеи и факт твоего существования оценивался как малозначительный, несущий в себе минимум потенциала и смысла? Если твоя доброта и любовь встречала агрессию, ненависть? Ты ощущал собственную потерянность, ничтожность. Ты искал и ищешь способы обосновать смысл и ценность своего существования. Тебя ожидает блуждание по миру в поисках ответа на вопрос «Кто Я? В чем моя ценность и смысл?» , а также постоянное разочарование в ответах, потому что они не находят внутреннего подтверждения.
Фотограф: Саяка Маруяма Модель: Lovisa Ингман Ролевая теория Якова Леви Морено описывает Нарциссизм, как недоразвитость, дефицитарность ролей. Роль это поведенческая реакция на жизненную ситуацию, в которой присутствуют другие лица или объекты. На уровне психических ролей у нарцисса неразвита способность к любви, эмпатии, сопереживания. На социальном уровне развития ролей, трагедия нарцисса в том, что в контакте с другим он переживает либо свое величие или ничтожность. Ему недостаточно просто Быть рядом с другим. Он действует так, будто другого рядом и нет вовсе. Он чувствует своих психических границ и чужих. К примеру, в сказке о Новом платье короля, факта царствования было недостаточно, необходимы были еще и подтверждения статуса в виде шествий и изысканных нарядов. «— Он голый! — закричал наконец весь народ.
И королю стало не по себе: ему казалось, что люди правы, но он думал про себя: "Надо же выдержать процессию до конца".
И он выступал еще величавее, а камергеры шли за ним, неся шлейф, которого не было.»
Бочка в которую нарцисс складирует подтверждения признания бездонна, поэтому мучается он бедный от ревности, зависти, ощущая постоянный дефицит тепла и близости. Проблема в том, что близость воспринимается как должное, а следовательно лишенное всяческой ценности. Следовательно нет опоры, нет того на что можно было идентифицировать, определить как свое постоянное качество – стержень личности. Все подвергается внутренним сомнениям и критике. Поиск опоры вовне приводит к тому, что муж, жена, дети, жилье, работа – это подтверждения статуса и ценности нарцисса. И только, кто-то или что-то из этого перечня перестает соответствовать его стереотипам о «правильном» приводит его к страданиям и унынию.
Он не любит других, так как он не любит прежде всего себя. Другой человек выступает способом для временного и мнимого ощущения собственной значимости. В другом он любит то, что подчеркивает его ценность. Комплимент и похвала дают нарциссу чувство счастья.
Психотерапия с нарциссом может быть направлена на взращивание идентичности, оказание клиенту помощи в вопросах поиска собственного «Я», формирования границ в контакте с другим, выращивание и формирование ролей психических и социальных, которые позволяют увидеть, почувствовать другого рядом с собой.
Если Вам интересна тема - читайте рубрику Вопросы психологу: Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|