|
ВАШ РЕБЁНОК НЕ ГОВОРИТ??? БИТЬ ТРЕВОГУ ИЛИ УСПОКОИТЬСЯ???"Ой, а что он у вас ещё не говорит? А сколько ему? Два с половиной? Моя старшая в полтора начала говорить!!! А младшенький уже стишки во всю рассказывает, а он на месяц младше вашего...."
Если вам знакомы подобные комментарии окружающих, то вы прекрасно понимаете насколько они раздражают и выводят из себя! А ещё закрадываются вполне закономерные сомнения: а вдруг и правда с моим ребёнком что-то не так? может у него какое-то отклонение? или я плохая мать и мало времени уделяю развитию ребёнка? И непонятно что в такой ситуации делать - БИТЬ ТРЕВОГУ ИЛИ УСПОКОИТЬСЯ??? Итак, существуют совершенно очевидные нормы в развитии ребенка и, в частности, в его речевом развитии. Речь ребенка начинает формироваться и развиваться с самого рождения, она не возникает одномоментно!
Давайте рассмотрим этапы развития речи:
-гуление (от первого "агу", к различным вариациям и усложнениям, пускание слюней, надувание слюнных пузырей, распевания звуков «а-а-а-а»;возраст от 1-3 месяцев); -лепет (первый лепет может появляться уже к 6 месяцам и усложняется, продолжает расширяться к году-двум). Что подразумевается под лепетом? Это «тарабарский», не понятный язык, с помощью которого малыш общается с окружающими, либо сам с собой; ребенок, использующий лепет уже хорошо знает, что речь функциональна и с ее помощью можно не только добиться желаемого, но и просто "болтать" в удовольствие, тренируя артикуляционный аппарат; примером лепета могут быть самые простые «та-та-та», «ба-ба», «на-на» и т.д.; - слова. К 2-2,5 годам у ребенка уже может быть богатый словарный запас, он много чего называет своим "грязным", часто понятным только маме языком, называет животных, как говорят животные, называет предметы, действия предметов и людей («кап-кап», «дядя топ-топ»), выражает словами элементарные потребности и просьбы. Ребенок может пытаться связать несколько слов вместе, например, «ма-ма, дай!», «дай ам!»; - фразы. К трем годам у ребенка должна быть уже хорошо развернутая фразовая речь, довольно понятная и имеющая смысл, хотя, малыш может не выговаривать еще достаточно много звуков, искажать их. Причины по которым к трем годам у ребенка не развивается речь, специалисты разделяют на такие группы: - органические (это поражения участков головного мозга, которые отвечают за понимание речи и воспроизведение речи), врачи-невропатологи, логопеды чаще всего называют данные проблемы ЗПР разного уровня (задержка речевого или психоречевого развития), назначается соответствующее лечение медикаментозное и коррекционная работа (логопед или логопед+психолог); - реальные функциональные нарушения речевого аппарата (расщелены неба, неправильный прикус, строение зубов и т.д.); -нарушение речи психоэмоционального плана : -чрезмерно строгое воспитание; -депривированные, лишенные любви и заботы дети; -чрезмерно понимающие и заботящиеся родители (гиперопека); -травмы (операции, сильные потрясения, утраты эмоционально близких объектов). Также бывает особый вид нарушения речи, под которым понимают нарушение коммуникации в целом. Речь идет об отсутствии желания говорить, даже при понимании речи и реальной функциональной возможности к возникновению речи. В данном случае речь может идти о тяжелых нарушениях структуры личности (ранний детский аутизм, шизофрения, психотическая структура личности). При таких нарушениях ребенок не хочет контактировать с внешним миром, его картина мира несколько искажена и имеет специфический характер. С такими проблемами работают уже врачи психоневрологи, логопеды и психологи). Хотя, в качестве диагноза часто тоже ставят ЗПР, что с медицинской точки зрения таковым и является, но коррекционная работа имеет качественно другой характер. Очень важно провести своевременную диагностику, чтобы дать понимание проблемы, прежде всего родителям и начать оказывать помощь ребенку. В ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА? Во-первых, психолог может провести диагностику и в случае необходимости направить к специалистам-медикам, так как и органические причины отсутствия речи, и нарушения коммуникации, и функциональные нарушения речевого аппарата требуют не только коррекционной работы, но и медикаментозной помощи. Для того, чтобы выполнять обучающую, развивающую деятельность, выполнять четкие инструкции (что чаще всего хотят видеть в своей работе специалисты-логопеды), ребенок должен желать вступать в контакт с коррекционным педагогом, слышать его, и иметь возможность быть в контакте в течение какого-то времени, сосредотачивать внимание. Детки, с нарушениями структуры личности, а также детки совсем маленькие (до 3 лет), детки депривированные, травмированные, часто, либо были лишены отношений и любви, либо в силу своих особенностей боятся входить в контакт с людьми и нуждаются в лечении, как медикаментозном, так и психологическом. Психологи используя разные методы и техники налаживают контакт, учат доверять, проявлять интерес, мотивируют и развивают. Ребенок с нарушениями речи различного уровня, либо просто плохо говорящий ребенок часто вызывает тревогу и озабоченность родителей. Бывает так, что родители достаточно заботливые и участливые, но малыш все же не говорит. Проблемы ребенка – это всегда боль и печаль родителя. Поэтому в специфической помощи нуждается также и семья, принимающая участие в воспитании. Такую помощь также может оказать психолог. Мы часто слышим по сторонам: не переживай, сам заговорит или выговорится, что, конечно, успокаивает и вселяет надежду родителям. Но следует помнить, что речь непосредственно связана с развитием как таковым, а головной мозг имеет возможности к компенсации в раннем детстве, поэтому своевременная помощь дает больше шансов малышу в развитии и адаптации к миру!!! ИНФОРМАЦИЯ, ПОСТУПАЮЩАЯ РОДИТЕЛЯМ ОТОВСЮДУ ЧАСТО ДОВОЛЬНО ПРОТИВОРЕЧИВА И НЕ ВСЕГДА ПРАВДИВА. СВОЕВРЕМЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО МОЖЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОМОЧЬ КАК МАЛЫШУ, ТАК И СЕМЬЕ!!! Автор Мария Гринева Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|