Про Сида и Нэнси, взгляд психолога.

Лет двадцать пять назад была такая газета - "Медицинский вестник". Иногда там печатали что-то в жанре исторической медицины: как сейчас лечили бы ранение, полученное Пушкиным на дуэли (и вылечили бы, естественно), или как сейчас лечили бы от гемофилии царевича Алексея ну и так далее. Очень этот жанр мне нравился - и про медицину, и так захватывающе.
 
Историческая психология выглядит не менее увлекательно, потому что след в истории часто оставляют если не акцентуированные личности, то уж явные невротики и психопаты - точно. Сегодня у нас немного исторической психологии, впрочем, не очень сильно исторической — всего каких-то полвека назад.
 
Вы знаете группу "Sex Pistols"? Если не слышали ничего из их вещей, то о них самих наверняка. Группа была популярна в конце 70-ых - начале 80-ых, просуществовала недолго и подарилу миру образ канонического панка Сида Вишеса. Сид и его подруга Нэнси Спанджен до сих пор будоражат умы подростков. Это такой романтический образ "плохой" пары, которые у себя одни и одни против всех. Есть фильм о них, но гораздо интереснее биографии обоих героев.
 
Начнем с Нэнси. Если бы мне в руки попала медкарточка Нэнси со всеми психиатрическими и психотерапевтическими приводами, это был бы пухлый том с надписью красным на обложке: "Заслуживает внимания".
 
Нэнси родилась в 1958 году. Семимесячной, в полуудушенном состоянии, с обвитием пуповины вокруг горла. Раннее детство - гиперактивность, явные неврологические проблемы. Нэнси постоянно кричала, страдала бессонницей. Врач назначал все возрастающие дозы успокаивающего. К двум годам Нэнси начала заикаться, у нее начались приступы агрессивности.
 
Первый визит Нэнси к психиатру состоялся, когда ей было три года. В последующие годы психотерапия была неровной, кроме этого, назначались медикаменты. Она была агрессивной, неуравновешенной, атаковала своих родных и специалистов, работавших с ней. Госпитализации тоже присутствовали.
Налицо была явная медицинская составляющая проблемы. Тяжелые роды. Родовая травма, о которой впоследствии прямым текстом говорили лечащие врачи Нэнси.
Нэнси проявляла и признаки сенсорной дезинтеграции, как это назвали бы сейчас. Ее было тяжело переодеть, любые изменения в пространстве и расписании она воспринимала очень тяжело. Обычно такое проявляется у детей с аутистическим расстройством.
 
В общем, Нэнси была, как сказали бы сейчас, особым ребенком. Медикаменты применялись, но ей мало что помогало.
 
"Один из диагнозов, «визуально-моторное несоответствие» (motor visual discrepancy) означал, например, что девочка впоследствии не могла, например шить: отсутствовала координация между зрением и движениями рук. Между тем, проведённый в четырёхлетнем возрасте тест на IQ показал, что Нэнси обладает высокоразвитым интеллектом и находится на уровне развития среднестатистического семилетнего ребенка. В школе она была переведена в четвёртый класс по окончании двух, минуя третий".
 
Впоследствии, когда Нэнси пробовали помещать в различные школы и лечебницы, неоднократно звучало, что было бы проще, если бы девочка была умственно отсталой.
Это позволяло бы как-то объяснить происходящее с ней и относиться к ней однозначно. Но человек или ребенок с явно высоким интеллектом и такими погрешностями в контроле эмоций и поведения - это трудно укладывается в сознании. Это и сейчас трудно укладывается в сознании родителей.
 
Из опыта.
- Понимаете, у вашего ребенка много сильных эмоций, которые он не контролирует. И свое поведение он тоже не умеет контролировать. Здесь нужна помощь специалистов.
- Нет, он у нас умный мальчик!
 
Мальчик (или девочка) действительно может быть умным. И при этом - совершенно расторможенным, не контролирующим себя ребенком. Как Нэнси.
 
К подростковому возрасту у Нэнси сложилась репутация человека с отвратительным характером. Попади она к постоянному психотерапевту, ему понадобилась бы балинтовская группа и супервизия на постоянной основе. Нэнси-подросток активно наносила себе повреждения - резала вены. Начала употреблять наркотики.
 
Родители Нэнси проявили немалое мужество и настойчивость, пытаясь найти для нее подходящую помощь, но в какой-то момент они решили, что сделали для нее все, что могли, и предоставили ей возможность искать свое собственное жилье.
 
Дальше следует история увлечения музыкой и встречи Нэнси с Сидом.
 
Немного о Сиде. Сид и его мать - отдельная печальная история. Мать Сида была наркоманкой. Наркотики были частью мира Сида еще до того, как он появился на свет. Отец Сида умер, когда тот был совсем маленьким. Дальше следует жизнь с матерью на Ибице, популярном среди хиппи месте, и возвращение в Англию спустя несколько лет. Встречаются упоминания о том, что мать Сида сама предлагала своему сыну-подростку наркотики. В целом отношения Сида с матерью не были ровными и благополучными. В какой-то момент она выгоняет его из дома и Сид начинает жить как настоящий панк.
 
Многие источники описывают Сида как слабого, ведомого человека, довольно беспомощного. Предыдущий опыт жизни Сида, его детство рядом матерью-наркоманкой, потеря отца - все это привело к тому, что Сид отчаянно нуждался в заботящемся человеке, в надежной привязанности. Этот поиск драматическим образом привел его к Нэнси.
 
Жизнь обоих наших персонажей изобилует фактами саморазрушения. Нестабильность связей, наркозависимость, импульсивное поведение - сейчас их обоих вполне можно было бы отнести к пограничному спектру личностных расстройств. Для пограничника стабильная, наполненная смыслом, спокойная жизнь, постоянная привязанность выглядит чем-то недостижимым. Чаще это - сильные, необузданные эмоции, с которыми нельзя совладать и которые скорее управляют тобой, чем ты ими. Еще это постоянная потребность напоминать себе, что ты живой, иначе наваливается невыносимое ощущение тоски и пустоты, и напоминать можно чем угодно - болью, наркотиками, риском. Чем они,
собственно, и занимались.
 
Если покопаться в их отношениях поглубже, можно найти и созависимость, и инстинктивную попытку вылечить с помощью другого свою раненую детскую часть.
 
Могли ли они не разрушать свою жизнь? Нэнси неоднократно проходила курс лечения в наркологической клинике. Перед своей смертью в 1978 году она как раз разговаривала с матерью о новом витке лечения, просила найти для них с Сидом клинику. Дальше было то, что в подробностях описано во многих источниках - смерть при невыясненных обстоятельствах в номере 100 отеля Челси и арест Сида по обвинению в убийстве своей подруги. Сам Сид пережил Нэнси ненадолго. По некоторым версиям, мать Сида приложила руку к его смерти. Если это действительно так, если Энн сама ввела Сиду смертельную дозу героина, то ее материнское послание "Не живи", которое Сид осуществлял всю жизнь через свое саморазрушение, здесь достигло кульминации. Была версия о двойном самоубийстве, которое пара собиралась провернуть, только Нэнси это удалось, а Сиду - не очень. Так или иначе, они активно стремились на ту сторону, убивая себя каждый день понемногу.
 
Что мы имеем в психологическом плане на примере этой пары.
В случае Сида - грубое нарушение детско-родительских отношений, нарушение привязанности. Следствие - пограничная личностная организация, низкий уровень самоподдержки, склонность к созависимому поведению.
Нэнси - эмоционально-волевые нарушения, возможно, неврологические нарушения. Отсутствие должной коррекции. Проблемы с саморегуляцией как следствие. Пограничная личностная организация.
 
Нарушенная привязанность могла быть и у Нэнси. В целом по источникам ее родители предстают скорее любящими людьми, которые не переставали проявлять заботу о своем сложном ребенке вплоть до последнего. Здесь проблема могла быть скорее в том, как Нэнси воспринимала эту заботу. Есть исследования, говорящие о том, что люди с пограничной личностной организацией просто хуже удерживают в памяти позитивный эмоциональный опыт. Из-за этого окружающий мир как бы блекнет - представьте, если бы вы каждый раз забывали, как выглядит зеленый цвет, а все бы ждали от вас реалистичного рисунка окружающего пейзажа. Возможно, в силу ее особенностей родители для Нэнси не были источником надежной привязанности, но это всего лишь предположение.
 
В целом надежная привязанность для ребенка - это ощущение, что твой взрослый рядом, он надежен, и ты можешь на него опереться. Он не пропадает внезапно, он предсказуем, и он выдерживает бури любых детских эмоций. Такой взрослый рядом постепенно становится внутренним взрослым подросшего ребенка. К сожалению, оба героя нашей истории отрастили себе каких-то других внутренних взрослых, если им это вообще удалось. В работе с пограничниками приходится сталкиваться с любым образом внутреннего взрослого (и чаще всего - враждебным), кроме вот такого надежного.
В шестидесятые годы, на которые пришлось детство Нэнси, коррекция эмоционально-волевых расстройств в детском возрасте права могла ограничиваться только психиатрическим вмешательством. Сейчас, к счастью, это не так. Диагностика тоньше, способы коррекции богаче. Что остается прежним, так это причины и следствия. Дети с проблемами саморегуляции, если не получают должного лечения вовремя, могут вырасти во взрослых с проблемной саморегуляцией. В зависимости от тяжести случая, это могут быть либо зависимости всех мастей - от алкогольной до игровой, либо в целом пограничная организация личности, которая не исключает зависимостей, но проявляется не только в них.
 
Сейчас Нэнси и ее семья в идеальном случае получали бы консультации невролога и психиатра, у нее были по занятия по эмоционально-волевой и сенсорной регуляции. Лет с четрех или пяти Нэнси можно бы ло бы рекомендовать нейропсихологическую коррецию, что постепенно привело в согласие ее нервную систему и помогло лучше контролировать импульсивное поведение. Родители Нэнси могли бы получать консультации по детско-родительским отношениям с таким ребенком и личную терапию при необходимости.
 
О саморегуляции в детском возрасте хочется сказать вот еще что. Проблемы с саморегуляцией, если они есть, могут быть заметны уже с рождения. Как в случае с Нэнси - постоянное ощущение дискомфорта, крик, бессонница. В норме при хорошем уходе и достаточном уровне здоровья саморегуляция ребенка налаживается за счет того, что мама проявляет чуткость к его потребностям - вовремя кормит, носит на руках, общается. Мама - такой внешний регулятор, который обслуживает маленькую и пока еще слабую систему - самого ребенка. Иногда этой материнской способности недостаточно, как, опять же, в случае с Нэнси, когда имелись дополнительные отягчающие обстоятельства - тяжелые роды. Тогда постепенно подключают дополнительные средства, которые помогают ребенку наладить хорошее функционирование на всех уровнях - нормализовать сон, отношения с окружающим пространством и своим телом. Этими средствами могут быть, из простого - массаж, хоть профессиональный, хоть материнский, ношение на себе, а из сложного - весь арсенал того, что применяется в реабилитации при ДЦП, РАС и других расстройствах.
 
О пограничном расстройстве уже написано достаточно много интересных материалов, в качестве отправной точки для интересующихся вполне сгодится статья в википедии. Могу сказать, что в психотерапию пограничники попадают разными путями, чаще - из-за проблем в отношениях, обусловленных плохим самоконтролем и неспособностью к близким отношениями. И еще, жизнь, которую они себе и ближним устраивают - безумная и внезапная любовь, сильные страсти, игры со смертью - действительно может выглядеть довольно романтично. Почти как образ Сида и Нэнси.


Просмотров: 320
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нэнси Мак-Вильямс. Признаки психического здоровья.
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ": кризис в отношениях и их перезагрузка
  • Когда я родилась, мои родители были моложе, чем я сейчас.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Если дочь "слишком похожа на мою мать"
  • К.Р.Роджерс. "Быть тем, кто ты действительно есть". Точка зрения тераписта на цели человека
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Что такое "психосоматика рака"? Если не обида, то в чем проблема психоонкологии?
  • Здесь и теперь в контакте матери и ребенка. Как быть плохой матерью
  • История о потерянном ребенке: "Мне тоже очень больно!" Случай из практики
  • Утолить нельзя жить. Как "выглядит" эмоциональная зависимость и что с ней можно сделать?
  • "Крем" от всех проблем - чем "смазать" настроение и "сгладить" эмоции?
  • Место контакта или как быть ближе со своим "взрослым ребенком"
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • Родителям. Если подросток выбирает "то одну, то другую" профессию.
  • Если вы "застряли" в отношениях...
  • Про слияние и границы своего внутреннего мира. Могу ли я быть счастливой, если рядом горе?
  • Как строить эффективные терапевтические интервенции из ответа на вопрос "Что сейчас происходит?"
  • Как моя мать убивала во мне взрослого или "Ты всегда будешь моим ребенком"
  • 👫"КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЖЕНЕ ЕСЛИ МУЖ ВЕРНУЛСЯ ОТ ЛЮБОВНИЦЫ"👫
  • Родители как светофор для ребенка: "Уважай закон дороги!"
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Когда живешь "не свою" жизнь
  • Жизнь без чувств: у души не будет радуги, если в глазах не было слез
  • Кого ищет этот мужчина? "Женщину на одну ночь" или "Женщину на всю жизнь"
  • Жак Фреско: "Если вы ничего не сделаете, то, уверяю вас, ничего и не произойдет"
  • "Бессмысленно слушать ребенка, его желания каждый день меняются"
  • Если ваш мужчина смотрит "по сторонам"
  • Если вас травят за "лишний вес"
  • "Моя мать любила жизнь!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь