"Моя мать любила жизнь!"

Помните знаменитый эксперимент с детёнышами обезьян? «Живая», эмоционально доступная мать - ребенок гуляет, познает мир, развивается, в какой-то момент подрастает и может отделиться.

Искусственная самка-орангутана, покрытая мехом и с бутылочкой. Детеныш поест, попьет и сидит, вцепившись в мать, не отходит от нее.

Мать-орангутаниха, совсем не похожая на живую. Просто металлический каркас и бутылочка - сплошная функция. Детеныш даже не ест иногда. Налицо все признаки депрессии.

Этот жестокий эксперимент доказал, что мать – не только  фигура, которая кормит, а, прежде всего – объект привязанности и опора для дальнейшего развития ребенка.

Если родителя мало, то все, что он делает и говорит, появляясь мимолетно, становится сверхценностью. Ребенок сразу же интериоризирует это послание. Чем более недостаточен родитель, тем сложнее на него злиться. Если Ваши дети могут на вас злиться, это хороший признак)

Кто такой родитель? Это крепкий, устойчивый взрослый, способный контейнировать чувства ребенка. На том, как много это может дать, я хочу показать на примере из книги швейцарского психоаналитика Алис Миллер «Воспитание, насилие и покаяние»:

«Однажды я сидела на скамейке в парке в чужом городе. К скамейке подошел старик и сел рядом - позже он мне сказал, что ему восемьдесят два года. Мое внимание привлекла его внимательная и уважительная манера общения с детьми, которые игра ли неподалеку, и я завязала с ним беседу, в процессе которой он рассказал мне о том, что он пережил, будучи солдатом во время Второй мировой войны.

«Знаете, - сказал он, - у меня есть ангел-хранитель, который всегда со мной. Часто случалось так, что все мои друзья погибали от осколков бомб или гранат, тогда как я, находясь рядом с местом взрыва, оставался цел и невредим, не получив ни царапины». Совершенно неважно, было ли на самом деле так, как он рассказал. Этот человек на самом деле создавал такое впечатление о себе - казалось, он полностью верит в благосклонность своей судьбы. Итак, когда я спросила, есть ли у него братья или сестры, то не удивилась, услышав его ответ:

«Все они умерли; я был любимчиком матери». Как он выразился, его мать «любила жизнь». Иногда весной она будила его по утрам и перед школой брала с собой послушать, как в лесу поют птицы. Это были его самые счастливые воспоминания. Когда я спросила о том, били ли его когда-нибудь в детстве, он ответил: «Вряд ли; случайно отец мог меня шлепнуть. Всякий раз это меня злило, но он никогда этого не делал в присутствии матери - она бы ни за что ему не позволила.

Но знаете, - продолжал он, - однажды меня жестоко избил мой учитель. Первые три класса я был лучшим учеником, а в четвертом нам дали нового учителя. Однажды он обвинил меня в том, что я не делал. Затем он отвел меня в сторону и стал бить. Он продолжал меня бить, все время крича как сумасшедший: "А теперь ты мне скажешь правду?" Но что я мог сказать? В конце концов мне пришлось солгать, чтобы он отстал, хотя раньше я этого никогда не делал, потому что у меня не было причин бояться моих родителей. Итак, я четверть часа терпел побои, но после этого перестал обращать внимание на школу, и уже никогда не был хорошим учеником. Впоследствии я часто расстраивался, что так и не получил высшего образования. Однако я не думаю, что в то время у меня был какой-то выбор».

Видимо, когда этот мужчина был ребенком, мать относилась к нему с таким уважением, что он в свою очередь научился уважать и ценить свои чувства. Поэтому он осознавал, что злился на отца, когда получал от него «шлепки»; он осознавал, что учитель принуждал его солгать и хотел унизить, и вместе с тем он чувствовал грусть, потому что ему пришлось заплатить за свою честность и верность себе пренебрежением к своему образованию, ибо в то время он не мог поступить иначе.

Я заметила, что он сказал не так, как говорят большинство людей: «Мать очень меня любила», а «Она любила жизнь»; я вспомнила, что то же самое когда-то написал о своей матери Гете. Этот пожилой человек знал, что самыми счастливыми моментами в его жизни были те, когда он находился в лесу с матерью, когда он чувствовал ее наслаждение пением птиц и разделял его с нею.

Их теплые отношения до сих пор ощущались во взгляде его стареющих глаз, и ее отношение к нему однозначно выражалось в том, как он сейчас разговаривал с играющими детьми. В его манере не было никакого чувства превосходства или снисходительности, а просто внимание и уважение.

Несведущие люди постоянно утверждают, что у одних тяжелое детство не приводит к появлению неврозов, а другие, хотя и выросли в «тепличных» условиях, страдают психическими заболеваниями……Неврозы и психические расстройства не являются прямым следствием фрустрации, они – проявление синдрома вытеснения в бессознательное когда-то перенесенных душевных травм…..

Если же ребенок пережил голод, бомбежку, если его семья была вынуждена разделить участь беженцев, но при этом родители относились к нему как к автономной личности, с должным уважением, реальный кошмар никогда не приведет к психическому заболеванию. Воспоминания о пережитом ужасе могут даже обогащать внутренний мир».

Часто ранние отношения с родителями  или заменяющими их лицами определяют всю последующую жизнь человека. Однако, родителям отношения с детьми даже важнее, чем взрослым детям  - отношения с родителями.

Когда ребенок вырастает, он может заменить как-то родительскую фигуру внутри, «дорастить» ее в себе…в том числе с помощью психотерапии….А вот родитель заменить ребенка ничем не сможет.

Потому что ребенок для родителя – это будущее, это движение жизни вперед.

Буду рада, если поделитесь своими мыслями на этот счет!

 

Приглашаю Вас в проект "Чтоб глаза горели!"

Присоединяйтесь!

Сайт проекта: http://chtobglazagoreli.com/

Страница в Фейсбуке: https:///chtobglazagoreli

Страница в Контакте:

Страница в Инстаграме: https://instagram.com/chtob_glaza_goreli



Просмотров: 528
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Потому что мама меня никогда не любила: три шага к изменению
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Временное родительство, или что мы чувствуем, когда нам говорят: "Я тебе не мать!"
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • А думали ли вы когда-нибудь о том, что то, что мы называем здравым смыслом суть вирус!?
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Как "отползти", когда понял, что "попал"! Или еще раз о синдроме эмоционального выгорания.
  • Нужен ли мне этот мужчина!? Или как понять что возле вас недостойный мудак?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • 7 "тревожных звоночков" в отношениях или когда что-то пошло не так
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Как трудно увидеть то, что на самом деле происходит вокруг меня…
  • Как спокойно относиться к желаниями и понять, что не все зависит от меня?
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на нашу жизнь?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • «Офисная психосоматика». Что провоцирует стресс и как его нивелировать.
  • Мой ребенок раздражает меня. Что делать?
  • Кризис среднего возраста. Что с нами происходит и как его пережить?
  • О том, как человек захотел безопасности и гарантий и даже не заметил чего это ему стоило
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь