Про гнев: адекватный и неадекваный ситуации

Гнев (как и радость) — эмоция разогревающая, расширяющая, создающая движение энергии от центра к периферии тела. Гнев придаёт сил, готовит тело к активным действиям. В отличии, например, от печали, в которой нет места активности.

Гнев бывает адекватным ситуации, т.е. выполняющим свою природную функцию по решению задачи, а бывает неадекватным, т.е. не способствующим решению задачи или даже затрудняющим её решение. Также бывает гнев как сопротивление в терапии.

Адекватный гнев

Гнев как ответная реакция на нарушение границ. Мобилизует силы для защиты границ.

Гнев как ответная реакция на невозможность удовлетворить потребность. Мобилизует силы на преодоление препятствия и достижение цели.

Однако в современном мире как нарушение границ, так и встречающиеся препятствия реже требуют активного физического ответа, чем это было в животном мире. Например, если "завис" компьютер, для преодоления этого препятствия будет недостаточно высоко подпрыгнуть, быстро пробежать или с силой ударить (разве что в бубен).

И задача человека в современном мире — научиться энергию гнева направлять на решение вопроса уже новым способом, не только физическим, но и интеллектуальным. Что-то не получается — "вооружаемся" силой и энергией, которую придаёт гнев, и идём решать вопрос "современным способом" — внимательно исследовать ситуацию и придумывать собственное решение, искать ответы в интернете, читать инструкцию, звать на помощь друзей и т.д. 

Бывает, конечно, когда нужно просто использовать физическую силу, например, пошёл в ближайший магазин, а он закрыт, нужно приложить усилие и дойти до следующего магазина.

Если бы не было гнева, а была, например, печаль, то можно было бы так и умереть от тоски около зависшего компьютера или закрытого магазина.

Аналогично и с защитой границ. В современном мире не принято кусаться, бросаться камнями и бить сразу в челюсть (если это не встреча с хулиганами в тёмном переулке). Но на энергии гнева с применением интеллекта можно найти достойный вербальный ответ, чтобы остановить действия нарушителя границ.

И в данном случае важно также, чтобы гнев отражался и в теле — под воздействием гнева тело как бы расширяется, и человек выглядит "более устрашающим", т.е. более уверенным, решительным, его слова звучат внушительнее.

Опять же, если бы в ответ на нарушение границ приходила печаль, то повышался бы риск быть затоптанным заживо или измотанным вербальной атакой ближайших родственников.

Гнев как одна из стадий сепарации или завершения отношений, проживания потери. Мобилизует силы на завершение отношений или их переход в другое качество.

В определённые возрастные периоды ребёнок становится качественно взрослее, после чего его связь с родителями должна перейти на другой уровень, трансформироваться. Вырваться из родительской заботы не так просто. И потому, что родителям не хочется принимать взросление ребёнка, его возрастающую самостоятельность и изменение связи с ним. И потому, что и ребёнку-то может быть хорошо в нежности и заботе. Но задачи взросления и перехода на другой этап развития всё равно стоят перед человеком. Гнев помогает ослабить связь, сделать рывок и занять в семье новое место — сообразно своему возрасту и уровню развития.

Также гнев является одной из фаз проживания потери. Как в случае смерти кого-то из близких, так и в случае завершения отношений, например, с возлюбленным. Гнев снова помогает ослабить связь, сделать рывок и завершить отношения, "отпустить" человека.

Неадекватный гнев

Замещающее чувство. Это бывает не только с гневом, но и с другими чувствами. Если какое-то чувство "запрещено" или вытеснено, то вместо него "приходит" другое. Например, если запрещена печаль, то человек может испытывать гнев вместо того, чтобы грустить. Допустим, уезжает близкий друг, это печально, но человек вместо грусти чувствует злость.

Выученная реакция. Тоже бывает не только с гневом, но и с другими чувствами. Человек перенимает нефункциональный паттерн реагирования из семейной системы. Например, отец в какой-то ситуации злился, и сын злится просто "по наследству", хотя, чего злится, и сам не знает.

Перенятое чувство. Человек испытывает чувство за кого-то из семейной системы. Часто — ребёнок за родителя. Например, мама злится на мужа или на свекровь, но подавляет в себе это чувство, а ребёнок его реализует.

Чувство из другой ситуации. Бывает гнев неадекватный ситуации. По количеству, т.е. гораздо сильнее, несоразмерно произошедшему. Например, толкнул кто-то в метро, а уже убить хочется этого человека. Или по качеству, т.е. в целом реакция не соотносится с ситуацией. Например, жена спросила — "Как дела?", а муж в ярости.

Возможно, человек уже был разозлён, но сдерживал в себе это, а потом на незначительное событие отреагировал всей накопившейся волной гнева.

А возможно, что чувство поднимается из какой-то другой ситуации, ранней детской травматичной, и направлено оно на другого человека, на человека "из прошлого". Муж на невинный вопрос жены реагирует гневом, потому что видит в ней маму или бабушку, которая донимала гиперопекой.

Незавершённая сепарация. Перманентный гнев на родителей может быть, если не завершилась сепарация. Т.е. вот разозлился ребёночек ещё в 3 года, чтобы ему дали возможность шнурки самостоятельно завязать, а ему так и не дали, а уж 30 лет, а то и 50. Так и злится с тех пор. А шнурки ему всё мама завязывает и завязывает.

Гнев активировался сообразно ситуации, но функцию свою выполнить так и не смог, внешние обстоятельства оказались сильнее. Запрос на выполнение функции всё ещё стоит. Гнев снова активируется. И снова неудачно. И так до скончания времён. Или до успешной сепарации.

Можно отнести этот вида гнева к адекватным. Но сама ситуация нездоровая, к сожалению. И гнев, переходя в хронический, уже перекрывает саму задачу, которую он был призван решить.

Гнев как реакция на поведение другого человека в стиле Жертвы. Жертва притягивает к себе Агрессоров и Спасателей и в качестве эмоциональной реакции вызывает гнев или жалость. Можно было бы считать такой гнев адекватным, но эмоциональная реакция на Жертву (как гнев, так и жалость) — это вход в драматический треугольник Карпмана (Жертва-Агрессор-Спасатель) и развитие манипулятивных игр.

Гнев как сопротивление в терапии

Когда в терапии дело доходит до чего-то важного и болезненного, человек (клиент) начинает раздражаться, злиться, защищаясь от прикосновения к этому болезненному. Также человек может через гнев, агрессию сопротивляться изменениям, которые уже вот-вот на подходе.

С этим гневом можно обойтись по-разному. Можно в нём окопаться. А можно использовать как мобилизацию сил для прорыва.

Но также клиент может злиться на терапевта и по делу — за нарушение границ клиента терапевтом.


В качестве изображения использован кадр из фильма "Головоломка" (2015)


Просмотров: 547
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда гнев переходит в агрессию. Как потушить пожар?
  • Женский гнев. Зло или жизненная сила?
  • 24 признака того, что вы подавляете гнев.
  • Агрессия и гнев в отношениях, и что за ними
  • Психодрама, экспериментальное лечение, которое помогает устранять гнев.
  • Знакомьтесь! Мой друг и помощник - ГНЕВ
  • Гнев, злость, обида и месть. Откуда у родителей берётся негатив
  • Анализ. Безответственность – неопределенность – гнев.
  • Гнев: явление, структура и ресурс
  • Гнев. Целительные свойства. Техника безопасности.
  • Безудержный гнев и сентиментальность - два лица нарцисса
  • Гнев гордыни: психолог не хочет на личную терапию
  • Рак вызывают гнев (обида), страх, вина, стыд, скорбь.
  • Как перестать избегать себя или почему бывает так больно?
  • Оставаться людьми. Или как конфликтовать так, чтобы всем было хорошо
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • О том, как человек захотел безопасности и гарантий и даже не заметил чего это ему стоило
  • Так не бывает или случай из практики
  • А что, так можно было?
  • ИНТУИТИВНОЕ ПИТАНИЕ. А ЧТО, ТАК МОЖНО БЫЛО?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • НЕ ТАК СТРАШНА СМЕРТЬ, КАК ЕЕ МАЛЮЮТ или СМЕРТЬ МОЖЕТ БЫТЬ КРАСИВОЙ.
  • Мама, я уже взрослый, или Что такое зрелая личность, и критерии завершения терапии
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Если все идёт не так, как хочется…
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Как распознать нарушение границ
  • Мужчина должен быть... или как мы выбираем "болт" вместо человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь