НОЧНЫЕ КОШМАРЫ У ДЕТЕЙ: ЧТО ДЕЛАТЬ?

«Сны – это кино, которое смотришь во сне», - говорят дети, и они совершенно правы.  Сны, как и фильмы, бывают разные – смешные, грустные и даже страшные.
И если про смешные сны можно легко забыть, то воспоминание о страшном сне начинает  мучить ребенка и вызывает страх перед последующим засыпанием. 
У родителей зачастую у самих это вызывает панику, беспокойство, тревогу: "Почему моему ребенку снятся страшные сны, после которых он просыпается посреди ночи,  громко плачет и боится засыпать снова? Что делать?"
Что же делать родителям в таких случаях?
Наверняка необходимо понять причину возникновения кошмара и устранить ее.
Давайте попробуем разобраться на примере одного случая.
Мальчику 7 лет, первокласснику, после нескольких недель посещения школы  приснился страшный сон: «Предметы, висящие на стене около его кровати, периодично с равными интервалами времени меняют цвет с красного на черный и наоборот. После этого на настенных  часах с бешеной скоростью начинают вращаться стрелки. Они вращаются слишком быстро и без остановки. Мальчик пугается этих часов, он не знает, что будет дальше и в ужасе просыпается».
Ужас от быстро вращающихся стрелок – вот что запомнил мальчик и боится ложиться спать на следующий день.
О чем может рассказать нам  этот сон?  Давайте подумаем вместе с мальчиком.
Что  значат для мальчика часы? Часы, поясняет он сам,  показывают время. Но во сне на часах были  быстро вращающиеся стрелки? Это означает, что время стало быстро двигаться, лететь, оно проносится без остановки и именно это вызывает у мальчика  ужас. Когда время летит для мальчика  слишком быстро? По утрам, говорит мальчик, когда  нужно спешить в школу. Мама по утрам подгоняет мальчика словами: «Быстрее, опоздаешь. Поторопись, скорее».
А чего бы хотелось 7-летнему мальчику? Он говорит, что ему хотелось бы, как раньше, до школы, неспешно собираться: завтракать по 40 минут, чистить зубы по 10 минут, поиграть между этими делами игрушками. То есть мальчику хотелось бы  растягивать утреннее время так, как ему вздумается, без ограничений. Мама не торопила мальчика в детский садик  так, как стала торопить  после поступления в школу. И, естественно, желание мальчика остается не удовлетворенным, а заменяется жестким требованием – «Поторапливайся!», которое он в силу возраста не может присвоить, осознать, сделать собственным желанием – желанием быстро собираться в школу.
Как можно помочь  ребенку, который видит кошмары?
Во-первых, прояснить значение сна, точнее тех символов, которые используют сны, чтобы рассказать нам о наших переживаниях, так, как это было показано выше.
Во-вторых, прояснить бессознательное  желание  и связать это желание с реальной жизнью.  В данном случае, возможно ли сейчас мальчику собираться в школу так же, как и раньше?  Мальчик сам сделал вывод, что это возможно, если вставать еще раньше, за 1, 5 часа до выхода из дома, но это будет слишком рано.
Тогда как же можно связать реальность с желаемым?
Для реализации желания неспешно собираться в школу, мальчик принял решение, что ему самому необходимо контролировать время по утрам. Мальчик с психологом  составили собственный "Порядок утра", распланировав, сколько времени поминутно ему необходимо будет на выполнение каждого дела: умывания, завтрака, одевания, времени на дорогу до школы. Это дает возможность реализовать желание согласно с имеющейся реальной ситуацией и трансформировать необходимость спешить и поторапливаться на основаниях самого мальчика. В комнате мальчика, по рекомендации психолога, родители повесили настенные часы, по которым мальчик может самостоятельно узнавать сколько времени у него еще есть до выхода из дома и укладывается ли он в свой Порядок утра.
Во-третьих, маме использовать нейтральные слова контроля по утрам, избегая слов: «Скорее, поторапливайся, опоздаешь, которые пугают ребенка».
Таким образом, данный и подобный ему кошмарные сны  связаны  с нежеланием  ребенка менять свою спокойную жизнь на жизнь по  определенным правилам и нормам поведения, которые с поступлением в детский сад или школу со всех сторон ограничивают ребенка в его привычном желаемом свободном способе жизни.
Если после вышеописанных  прояснений  задать мальчику вопрос:  «Почему этот сон тебе приснился?», - мальчик может даже самостоятельно сказать: «Потому что я хочу спокойно собираться по утрам без ограничений времени, как раньше, а этого не происходит».
Поэтому, обычно,  страшные сны  начинают сниться детям после начала учебного года.  В сентябре -октябре-ноябре мне звонят мамы с просьбами о помощи, так как  их ребенку начали сниться кошмары по ночам.
Мы с вами проанализировали всего один частный случай. Разновидностей страшных кошмарных снов существует множество – столько же, сколько и людей, ведь сон – это душевная жизнь во время сна. А душевная жизнь – индивидуальна, неповторима, уникальна, как и все люди.
Однако, если обобщить всевозможные кошмарные сны, то нам удастся ответить на  основные вопросы, мучающие родителей.
Почему же снятся кошмарные сны детям?
Потому что у ребенка есть неосознанное бессознательное  желание, которое преграждается невозможностью его осуществления.
Зачем ребенку снятся кошмары?
Чтобы он мог совладать с этой невозможностью.
 
Когда причина возникновения ночного кошмара понята и устранена, у кошмаров уже не будет смысла возникать снова. 
 
С уважением и пожеланием добрых снов вам и вашим детям, психолог Светлана Рипка
 
(Материал психотерапевтической работы с ребенком опубликован с разрешения родителей). 


Просмотров: 366
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Почему не получается доделать то, что хотелось бы? И как это изменить?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на нашу жизнь?
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Избавиться от травмы: как, зачем и что будет после?
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • Нам одинаковые снятся сны
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Как перестать себя критиковать и начать поддерживать? И почему психотерапевт не может сказать, как быстро он сможет вам помочь?
  • Давайте выполним это простое упражнение, чтобы проверить, как это происходит в вашей жизни?
  • ЖЕЛАНИЕ VS ПОТРЕБНОСТЬ. КАК ПОНЯТЬ, ЧТО СТОИТ ЗА ЖЕЛАНИЕМ
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • О том, как человек захотел безопасности и гарантий и даже не заметил чего это ему стоило
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • СТРАДАНИЯ КАК ФОН ЖИЗНИ. ПОЧЕМУ ТАК И ЧТО ДЕЛАТЬ.
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Кошмарные сны
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • "Хочу не разрушиться в отношениях... Делаю это так как умею".
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь