Созависимость, как личностная характеристика специалистов «помогающих» профессий

Предметом настоящего исследования является феномен созависимости. Это понятие впервые возникло в 1979 году. Его открыли Роберт Сабби и Эрни Ларсен. Изначально это понятие относилось только к жёнам алкоголиков, чья жизнь была подвержена отрицательным изменениям в связи с проживанием с зависимым партнёром. За каждой проблемой стояла семейная история, где есть больной алкоголизмом.

Далее в это понятие вошли и другие проблемы: пищевая и игровая зависимости, зависимость от работы и интернета, а так же сексуальные аддикции. Общим для всех видов проблем было то, что ближайшее окружение, родные зависимых страдали определённым комплексом нарушений. В их поведении было много общего, как и у жён алкоголиков [3].

Итак, человек с чертами созависимого поведения – это тот, на чью жизнь повлияла зависимость или болезнь близкого. Созависимые люди пытаются контролировать всех и всё, кроме себя и своей жизни [1].

Москаленко В.Д. и другие авторы указывают на взаимосвязь созависимости и зависимости близкого. Короленко Ц.П. и Дмитриева Н.В. называют созависимость отклонением в сфере отношений, которое  «...предполагает взаимную зависимость друг от друга» [2,с.278].

Специалисты, изучающие феномен созависимости (Москаленко В., Емельянова Е., О.Шорохова), выделяют несколько групп созависимых:

- супруги и близкие родственники (особенно дети) больных наркотической и алкогольной зависимостью;

- родственники и ближайшее окружение людей с хроническими заболеваниями;

- родители детей с поведенческими проблемами;

- лица, выросшие в эмоционально-репрессивных семьях.

В.Д.Москаленко предлагает также рассматривать дополнительную группу созависимых: это люди «помогающих профессий» - работающие в сфере педагогики, психологии и медицины. Мы полагаем, что к данной группе можно отнести и специалистов по социальной работе [4].

Созависимость как личностная черта начинает формироваться ещё в раннем детстве, когда к трём годам ребёнок решает определённые задачи психического развития.

 Если эти задачи решены успешно, то у ребёнка формируется базовое доверие, и он готов исследовать внешний мир. Ребёнок становится зависимым, вырастает не зрелым в том случае, если не удалось установить доверительные отношения с матерью на раннем этапе. Тогда у ребёнка не формируется внутреннего ощущения самости, «Я», ощущения своей уникальности среди других людей. «Созависимость взрослых людей возникает тогда, когда два психологически зависимых человека устанавливают взаимоотношения друг с другом» [5, с.5].

Сотрудники центра «Преодоление» работают с людьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата, вследствие травм или заболеваний позвоночника и суставов, инвалидность. Учитывая приведённые выше группы созависимых, мы предполагаем, что работа в центре может оказаться поддерживающей средой для формирования и развития созависимости. Таким образом, очень важно выявить и исследовать степень проявления этого феномена среди работников «помогающих профессий» центра «Преодоление».

Б.Уайнхолд и Дж.Уайнхолд среди симптомов созависимости указывают на низкую самооценку и преобладание таких психологических защит, как: проекция, отрицание и рационализация. Таким образом, гипотеза нашего исследования состоит в том, что для специалистов «помогающих» профессий: психологов, социальных и медицинских работников характерны такие психологические защиты, как проекция, отрицание и рационализация, а так же низкий уровень самооценки и высокий уровень созависимости.

Для того, чтобы выявить основные показатели созависимости и сравнить их с теми, что описаны в литературе, мы подобрали следующие методики:

-опросник уровня созависимости, предложенный авторами Б.Уайнхолд и Дж.Уайнхолд.

-методика определения уровня самооценки Дембо-Рубинштейн.

-методика Келлермана-Плутчика «Индекс жизненного стиля» для определения основного вида психологических защит.

В исследовании приняло участие 30 человек: 28 женщин и 2 мужчин. Возраст: от 25 до 64 лет. Среди них: 6 психологов, 8 специалистов по социальной работе и 16 медицинских работников. Стаж работы в учреждении варьируется от года до 12 лет. Стаж работы важно учитывать потому, что это создаёт условия для  развития созависимых черт. О.Шорохова указывает: «Заражение этой болезнью, как и любой  другой, происходит постепенно, и у каждого человека – в силу его характера, личностных особенностей, образа жизни, жизненного опыта, событий прошлого, заражение и течение болезни происходит специфическим, только одному ему присущим образом» [6, с.6].

Методика Келлермана-Плутчика выявила следующие результаты:

Проекция = 43,3%,

Регрессия = 23,3%,

Отрицание = 16,6%,

Рационализация = 16,6%.

Таким образом, мы видим, что наиболее часто используются такие виды психологической защиты, как проекция, регрессия, отрицание и рационализация, что свидетельствует о наличии созависимых моделей поведения.

      По методике определения уровня самооценки Дембо-Рубинштейн получены следующие результаты: по всем шкалам теста («ум, способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умение многое делать своими руками, умелые руки», «внешность», «уверенность в себе») выявлен уровень, соответствующий адекватному, который располагается в границах от 68 до 71,8. Эти данные свидетельствуют об отсутствии отклонений в области самооценки и самоотношения, которые присущи людям с созависимыми моделями поведения.

      По опроснику на определение уровня созависимости, предложенному Б.Уайнхолд и Дж.Уайнхолд, выявлен уровень созависимости = 38,5, что соответствует средней степени созависимости.

      Таким образом, обобщая результаты проведённого нами исследования, можно сделать следующие выводы:

  • Для специалистов «помогающих» профессий: психологов, социальных и медицинских работников характерны определённые виды психологических защит. А именно: проекция, регрессия, отрицание и рационализация;
  • Выявлено наличие созависимости – средняя степень проявления в тестируемой группе;
  • По всем показателям выявлен адекватный уровень самооценки.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена частично: основные виды психологических защит в группе выявлены именно те, что описаны в литературе, присутствует феномен созависимости. При этом в  нашей выборке уровень созависимости средний, а самооценка по всем измеряемым параметрам соответствует адекватному уровню.

Это возможно объяснить следующими причинами:

  • Работники центра «Преодоление» регулярно проходят обучение, повышение квалификации, в центре внедрена программа по профилактике профессионального выгорания. Таким образом, смягчается воздействие рабочей среды, как одного из факторов риска. А также большую роль может играть благоприятный психологический климат в коллективе.
  • В выборке присутствуют люди с разным стажем работы. Люди, мало проработавшие в сфере «помогающей» профессии меньше подвержены влиянию этого фактора риска.

Благодаря выявленным результатам мы можем поставить новые задачи исследования:

  • Изучить степень проявления созависимости в зависимости от стажа работы.
  • Изучить степень проявления созависимости в отличии от сферы деятельности специалистов: медицина и психология.
  • Разработать программу профилактики созависимых черт личности для работников «помогающих» профессий.

 

Список литературы:

 

  1. Битти М. Алкоголизм в семье и преодоление созависимости / Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт. – 1997.
  2. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии // Монография. / Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006.
  3. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990.
  4. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. М.: ПЕРСЭ, 2004.
  5. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / Перевод с английского А.Г.Чеславской. М.: Независимая фирма «Класс», 2006.
  6. Шорохова О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. СПб.: Речь, 2002.


Просмотров: 549
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Характеристики созависимости. Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд
  • Понятие созависимости и проблема дифиниции
  • Освобождение от созависимости. Новый взгляд.
  • ФОРМИРОВАНИЕ СОЗАВИСИМОСТИ В ДЕТСТВЕ
  • Когда в хозмаге появятся свежие булки? О созависимости.
  • Эмоциональная сторона созависимости.
  • Процесс выздоровления от созависимости
  • Еще жду, но уже не страдаю или выход из созависимости.
  • Общие знаменатели нарциссизма и созависимости.
  • Влияние тревоги на терапию созависимости
  • 12 этапов на пути освобождения от созависимости
  • Про любовь, секс, дружбу. От созависимости к близкому общению.
  • Тебе моя последняя любовь…(в продолжение о созависимости в отношениях с партнером)
  • Мысли и Я. Почему моя жизнь сложилась таким образом?
  • Психотип сестры милосердия. Почему у мужчин популярны женщины помогающих профессий?
  • Особенности проявления агрессии у созависимых
  • И встретились два одиночества. Скрытое проламывание психологических границ в созависимых отношениях.
  • Методика исследования личности «Дом-дерево-человек»
  • Межличностное общение или отношения с образом партнера?
  • Роль психолога в системе реабилитации химически зависимых и основные актуальные проблемы, возникающие в процессе его работы
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • Полезная методика «Содружество государств». Переход на уровень дипломатических диалогов. Взаимодействие с позиции «взрослый – взрослый».
  • В защиту психологических защит
  • В защиту психологических защит
  • СОЗАВИСИМОСТЬ. О. А. Шорохова
  • Теневая сторона некоторых психологических защит
  • Исследование расстройств сна, психологических защит и депрессии
  • Стань таким, как я хочу. Как переделать человека.
  • Виды психических травм и приемы работы с ними
  • 9 черт характера зависимых людей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь