Как помочь ребенку делать то, что не хочется

Недавно я встретила простое и понятное детям объяснение:

То, что делать хочется - приносит радость сразу, а то, что делать нужно и часто неохота - радует позже, отсрочено.

Я сразу оговорюсь, что речь идет о делах, действительно, нужных и полезных, но сложных, либо не очень интересных.

Думаю, самое важное и непростое во всем этом - сохранить отношения между вами. Потому как, если они нарушены, будет очень сложно что-либо передать своему ребенку.

И здесь важно не оказаться по разные стороны баррикад. Пока вы только убеждаете ребенка в важности и необходимости дела, вы стоите по другую сторону, и поэтому это никак не помогает. Он и так знает, что нужно делать домашку. И ребенок остается один на один со своим нежеланием, усталостью, неуверенностью в успехе и т.д. А именно в этот момент вы нужны ему для того, чтобы справиться со всеми этими неприятными чувствами.
А что, если встать рядом с ним, по одну сторону (метафорически и не только) и спросить:
- А из-за чего тебе не хочется?
И отозваться (без обесценивания ответа).

- А насколько тебе не хочется? На самую капельку, средне или на весь мир? (расстояние можно руками показать).

И тогда с этими «сложностями» можно обходиться. Легально.

Ребенок почувствует, что вы относитесь к его нежеланию с пониманием, что он имеет право «не хотеть». И тогда ему не нужно будет отчаянно это отстаивать перед вами (косвенно, в поведении - постоянно отвлекаясь, например), а вы сможете спокойно поговорить об этом и найти выходы. Может быть, вы в итоге скажете: «Дружочек, работай!», но это будет сказано уже с пониманием всей ситуации, а потому с любовью.

В нашей культуре принято не обращать внимание на сложности и нежелания (особенно связанные с достижением целей - будь то «лень», откладывание, неуверенность и страх, уход от трудностей), принято их игнорировать и бороться с ними, относить к слабостям, стыдиться и стыдить. А ведь за этими «сложностями» стоят важные для вас потребности. Иначе бы их просто не было. И пока они попрятаны с глаз долой и «рассованы по карманам», они забирают энергию на удерживание и сильно фонят, ибо у каждой - послание для вас.

А что если (это можно проделывать как с другим, так и в отношении себя):
1) отнестись к ним (нежеланиям) с уважением, буквально: счесть важным (ведь в слове «уважение» корень - «важ»), допустить существование;
«Да, мой ребенок не хочет делать домашку, такое возможно. Примерно 13,5 млн детей в России испытывают в данный момент похожие чувства.»
2) задать вопрос «из-за чего ты не хочешь?», чтобы понять, что за потребность стоит за этим и
3) услышать ответ;
«Из-за домашки у меня не остается времени на отдых / я устал, я в школе учился-учился и дома то же самое / меня все время заставляют что-то делать / я не вижу в этом смысла / мне не нравится эта школа / ко мне плохо относится учитель / у меня нет друзей в классе, и я не хочу и думать о школе» и т.д.
И тогда становятся видны потребности - в личном времени, в ощущении, что я сам распоряжаюсь своей жизнью, в дооцененности, в уважительном отношении, в психологическом комфорте. Милые такие потребности.
4) можно спросить еще: Как я могу помочь тебе?

Я уверена, что у вас найдутся свои слова и способы поддержки, личные семейные лайф-хаки, подходящие вам и вашему ребенку.

Примеры (в порядке бреда): поругаться от души на проклятую задачку; пригрозить бардаку в комнате, что, мол, утекают его последние минутки - идет монстр уборки, или обернуться Золушкой, если поможет; предложить ребенку "волшебный напиток, от которого уроки делаются в два раза легче и быстрее" (только заранее отметьте, пожалуйста, что это таки понарошку. Можно сказать: "Мы же знаем, что это было просто какао, а значит, вся сила - в самом тебе") или активировать какую-нибудь суперспособность. Широкое поле для экспериментов.

Вспоминайте, ЧТО вы сами делаете или говорите себе, как помогаете и поддерживаете, когда вам не хочется делать что-то нужное и полезное.

А можно по-взрослому сказать: "Знаешь, ты очень крутой. И, вообще, дважды герой. Во-первых, сделал дело. А, во-вторых, ты сделал, то, что делать не очень-то хотелось. Ты нашел силы!"

- Иногда достаточно просто назвать вещи своими именами. Не обманывать себя (или ребенка). По-честному, назвать сложное сложным (домашка, английский), неинтересное неинтересным (уборка, поход в магазин, чистка зубов), нудное нудным (какой-нибудь «окр.мир» или адский ад - глажка) и не делать вид, будто это пара пустяков или мечта поэта. Сказать себе: "Со мной все в порядке. Я просто делаю сложное /не самое интересное, но нужное для меня дело, поэтому мне нелегко и не хочется».

- Я очень часто вижу, как мотивация к учебе и самоуважение ребят тают от хронической недооцененности. Все время мало. Сделал дело - берись за новое. Сделал д/з на завтра, почему бы не сделать на послезавтра. Какая-то бесконечная гонка без ассимиляции сделанного. Довольно быстро теряется смысл и энергия - зачем напрягаться, когда все равно это не принесет достаточного удовлетворения. Поэтому важно замечать свои локальные, ежедневные успехи. Радоваться и хвалить себя за них: сделал упражнение - «кто молодец - я молодец!», сварила борщ - «я умница и красавица!»

- Напоминайте, что, если работаешь - результат будет всегда. И он соразмерен вкладу. Чуть-чуть вложился - и результат будет радовать чуть-чуть. Крепко постарался - и есть больше, чем гордиться.

- Ребятам сложно найти смысл в ежедневных рутинных делах. И тогда важно объяснять им смысл маленьких шагов.
Вот например, делаешь ты домашку. Каждый божий день. И особой радости от этого не чувствуешь (предмет неинтересный, учитель раздражает, устал или, вообще, хочется совершенно другого). Но, когда придет время контрольной (МЦКО, ОГЭ и прочих ужасов), тебя будет трясти от тревоги не до потолка, а процентов, скажем, на 30 - выносимо так потряхивать.

Я много, о чем не написала в этой заметке в тему мотивации к достижениям. Например, о том, что «ехать» в гору можно только на своем «топливе» (читай - мотивации), а не на мамином или папином. О том, что самоуважение и крепкая самооценка складывается из поступков, а значит, их стоит совершать и стоит трудиться.
Но главное, что я хотела донести - что в «нежеланиях» скрыт важный смысл - наши потребности. И если относиться к ним с вниманием, то процесс будет идти.



Просмотров: 391
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Остаться в живых: что делать, если заблудился в лесу, и что предусмотреть заранее
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШИ ПОТРЕБНОСТИ НЕ УДОВЛЕТВОРЯЮТСЯ
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Если вашего ребёнка обижают в школе. Что делать родителю в отношении администрации школы.
  • 6 признаков, что вы пытаетесь бежать от самого себя. И что с этим делать.
  • Мой ребенок раздражает меня. Что делать?
  • «Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 2: выгоды, источники и что с этим делать?»
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Как понять, что тебе изменяют? Очень вредные советы для девушек и женщин
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Что делать, если с вами разорвали отношения?
  • Стать серым камнем, или Что делать, чтобы психопат оставил вас в покое.
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Мы с вами такие потому, что выучили, кто мы и что должны хотеть
  • Страх начать делать что-то новое. Как себе помочь?
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Что делать, если больше нет сил бороться с жизненными обстоятельствами.
  • Давай сделаем вид, что все в порядке, или Мины в отношениях. Как сохранить отношения счастливыми?
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Газлайтинг: что делать, если вам отказывают в адекватности?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Как возникает страх и что с ним делать?
  • Все, что можно сказать о Депрессии. Цикл статей. Часть 1.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь