Чем хороша работа с архетипами? Историю все знают и могут войти в контакт с неким общим сюжетом. Но при этом контакте на свет выходит эмоциональный материал каждого участника.
Способом увеличить разнообразие сигналов, получить сигналы из разных слоёв – коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное является сдвиг всей картинки-образа в строну на один шаг. Это приём из структурных расстановок. Когда мы просим всю структуру сдвинуться на один шаг, мы получаем возможность сфокусировать на новом слое реальности и получить новый срез информации.
Чего в этой информации больше: архетипического или личностного материала заместителя? Это всегда по-разному.
Мне как историку интересен общий слой реальности, который повторяется из группы в группу (архетип события).
Мне как терапевту интересно извлекать из подобных упражнений индивидуальный контекст участников тренинга.
Для кого-то ближе радость рождения младенца и возможности с этим связанные, а кто-то даже в момент рождения уже омрачен фокусом на предстоящих страданиях.
Так как среди читателей преобладают профессиональные психологи – прошу отнестись к посланиям заместителей и последующему обсуждению именно с позиции профессионального терапевтического ракурса. Это очень интересно.
Ход упражнения:
Участникам предлагается мозговым штурмом выбрать и записать ассоциации с Рождеством.
Наиболее общие из них выписываются на листочки и раскладываются на полу (надписями вниз).
Участники группы в случайном порядке выбирают и присваивают себе роль: «Я то, что написано на бумажке в тот момент, когда случилось Рождение младенца».
Далее процесс происходит в замещающем восприятии расстановки в сочетании с методом большого процесса (процессуальная работа Арнольда Минделла) в три этапа-среза.
Группа три раза делится своими ощущениями из роли. Информация специально сгруппирована по каждой роли (по каждому заместителю).
***
Заместитель "Младенец Иисус":
Я пришел вам всем помочь.
Я готов прощать и я готов к тому, что будет очень сложно. Я мудрею, расту, и вижу всю сложность, всё не просто, всё не так, и любой ценой надо менять.
Я уже простился со своей жизнью земной. Я всех прощаю. О том, что будет дальше, я ничего не знаю. Я пока еще человек. Знаю, что будет страшно. Но я осознанно на это иду.
Заместитель "Бог-отец":
Ощущение покровительства.
Я уменьшился и мне приятно, что народ вырос духовно.
Я ресурс. Мне приятно, что мудрость появляется, что младенец мудреет. Но еще появляется тяжесть в груди. У меня связь с фигурой смысла-сути.
Заместитель "Мария":
Я не могу говорить. Мне больно. Я рожаю. Я счастлива.
У меня радость продолжается. Мне хочется звезду к себе поближе подвинуть.
К радости примешиваются слёзы. Эйфория прошла полностью. Я поняла, что он с самого начала на меня не смотрел на меня, что он не мой. И мне хочется спрятаться за спину Иосифа и рыдать.
Заместитель "Иосиф":
Счастлив.
Понимание.
Понимание замысла Творца.
Заместитель "Звезда":
Настроение хорошее.
Так же, как и было. Настроение прекрасное. Внутри свечение.
Радость еще есть, но свечение внутри уже не так. Настроение падает. Свечение тоже. Свечу и свечу.
Заместитель "Волхвы":
Я испытываю счастье и радость.
Очень сильная тревога и ощущение предрешенности, предопределенности.
Грусть сильная. Грусть продолжается. И появляется сомнение. А надо ли было всё то, что мы делали?
Заместитель "Дары волхвов":
Я изобильна и бесконечна. Берите меня.
Хотела быть полезной, а ощущаю себя чем-то бесполезным.
Я ничтожный дар великому дару. Я сейчас понимаю, насколько я ненужный дар по сравнению с тем даром, который принес этот младенец в этот мир. Он – главный дар.
Заместитель "Народ":
Пришло спасение.
Мы выросли. Что-то хорошее для нас произошло.
Праздник. Есть что-то, что нас всех сплачивает, что-то, во что мы верим. На телесном уровне я чувствую связь с Богом Отцом. Прямо поток.
Заместитель "Смысл":
Я очень большое и пространное. Моё внимание – не здесь.
Я ужался, сузился. Недоумение по этому поводу. Я похожа сейчас на бумажку, которая сгорела в пепел и начинает развеиваться.
Я перехожу к тому, кто меня сюда послал (к Богу Отцу). С народом и яслями вообще уже не интересно.
Заместитель "Ясли":
Бесполезность.
Я нашла себе место, мне здесь комфортно. Я теперь важная и нужная. Я важный предмет.
У меня чувство сопричастности к чему-то великому. Вот я такая деревяшка обструганная, а оно оказалось вон оно как!!!
***
Как вы понимаете, дорогие мои читатели, данный опыт нужен только для того, чтобы понять что-то про себя любимого и хорошего.
Обсуждение (Ответ на вопрос: «Что дало мне это упражнение»):
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.