Как формируется самооценка?

Логично, что каждый из нас не рождается уверенным или не уверенным в себе. Наша самооценка, как и в целом представление о самом себе, формируются в течении всей жизни. В противном случае психотерапия бы не работала как метод. От слова совсем.

Пока я читала про этапы формирования собственного Я, наткнулась на интереснейший момент: с самооценкой, похоже, работает тот же принцип, как и в других «этапах развития чего-либо»: оно может «замирать» на каком-то из этапов. Ну, например, вы наверняка встречали людей, склонных видеть мир (и себя в том числе) как исключительно чёрно-белую картинку, где всё по-сказочному делится на добро и зло. Или же постоянно ищущих авторитетов, которые расскажут им как жить правильно и/или безоблачно. Или же всё время спасает своё Я, свергая родительские фигуры, чтобы «как угодно, только не так как они!!!». А может какая-то из этих стратегий окажется похожей на вашу собственную. Кто знает. Но могу точно сказать про себя, что к некоторым из этих этапов я лично возвращалась уже будучи во взрослом возрасте - испытывая стресс или же допроживая ранее непрожитое.

 

1. Около года. До этого возраста ребёнок воспринимает себя и мать как единое целое. Чем старше он становится, тем больше учится отличать собственные телесные ощущения, а позже и управлять ими. В этом контексте частый вопрос гештальттерапевтов «А что ты сейчас чувствуешь?» уже не кажется столь странным и заезженным. Наши представления о себе буквально и неразрывно связаны с телесными ощущениями. 
 
2. 3-4 года. Ребёнок научается узнавать себя в зеркале. С этих пор он знает, что «Я - это Я и не перестаёт быть Я даже через некоторое время». В этом возрасте ребёнок активно играет и начинает понимать, что может, а что не может. Что получается, а что нет. Отношения к другим формируются по принципу «или хороший, или плохой». Ну, например: когда мама где-то под боком и уделяет внимание, она однозначно хорошая. Но, если она уходит в супермаркет на пару часов, она уже плохая. В мире трёхлетки значимый другой не может быть одновременно и хорошим, и плохим. Их отношение к другим формируется эмоционально и ситуативно. Как и в мире взрослых, которые «застряли» на данном этапе - их представление о себе точно так же скачет. От собственного ничтожества до величия и совершенства. Именно поэтому с ними зачастую так сложно находиться в близких отношениях.
 
3. 6-11 лет. Самооценка младшего школьника основывается на оценке авторитетных взрослых. И в школе их становится намного больше - к большим и важным родительским фигурам добавляются учителя и воспитатели. И, что самое страшное, появляются оценки, взгляд на которые со стороны психологов очень неоднозначный. Более того, существует жуткий феномен под названием «ребёнок как нарциссическое расширение личности», когда родители, так и не став до своих 30-40 лет прима-балеринами, делают балерин из своего ребёнка. Или же с пелёнок выращивают IT-инженера. Или просто девочку-отличницу. Хотя нет, стойте, не просто. А чтобы самая лучшая в классе! И чтобы весь квартал про это знал! Результаты такого воспитания зачастую плачевны: самоуважение человека «скачет» в зависимости от оценок значимых людей. И тогда хочется всегда получать медальку. И больше, больше медалек! Иначе мир рухнет, а сам человек превратится в ничто.
 
4. 12-18 лет. У подростка начинает активно развиваться рефлексия, мир окончательно перестаёт быть чёрно-белым. Вообще это ключевой период в формировании самооценки и вообще представлений о себе. Именно тут ребёнок превращается во взрослого. И, несомненно, он достоен отдельной статьи. Но всё же. В этот период человек ясно осознаёт свои особенности и отличия. И для него особенно важным становится общество сверстников. И именно в этом периоде так легко раниться о непринятие окружающих. Школьный буллинг, травля, насмешки, отвержение - это всё способно отложить глубокий отпечаток в нашем социальном Я и самоуважении. И многие взрослые, спустя 10/20/30 лет приходят на терапию с проблемами самооценки, корни которых произрастают из этих «не обращай внимание, поговорят и успокоятся» буллингов. Также в этом возрасте ребёнок переходит на «самоуправление» - оттого так важно формировать собственное мнение и видение, отличное от родителей. Ребенок начинает отделяться от родителей, формировать самостоятельные представления о себе. Не все проходят этот этап в 15 лет - иногда человек возвращается к нему в 20, в 30 или даже в 40 лет. А иногда не возвращается никогда и остаётся психологически зависимым от родителей до конца жизни.

 

Канвой для моих размышлений на тему стали книги замечательного психолога И.С. Кона. Он, правда, один из лучших постсоветских психологов. Очень рекомендую каждому.

Продолжение следует.



Просмотров: 255
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Ребёнок кричит в истерике. Как ему и вам себе помочь?
  • Как формируется любовь к себе и самооценка?
  • Лиз Бурбо: Человек не может выздороветь, НЕ ПРОСТИВ самого себя
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • А может вы просто дурите самого себя?
  • Человек с ружьём всегда найдет себе цель в жизни.
  • Чего больше всего боится каждый человек?
  • Почему мы боимся и избегаем психологов. Кто же такой психолог и чем он может быть нам полезен.
  • Ревность, как и забота, может быть приятной, а может и задушить…
  • Стыдно быть не идеальной. Откуда этот стыд и как себе помочь.
  • Письмо к себе от себя подростка.
  • 3 жизненных качества, которые важно в себе развить вопреки тому, чему нас учили в школе
  • Пришло время подарить себе Брать, чтобы стать по-настоящему взрослой
  • Самая красивая в этом мире я ?
  • Почему осуждая других, вы делаете хуже себе? Как связано осуждение и собственная самооценка?
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • Когда одной консультации может быть достаточно
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Как перестать себя критиковать и начать поддерживать? И почему психотерапевт не может сказать, как быстро он сможет вам помочь?
  • Может быть цели, а может быть и нет...
  • Страх конца: четыре истории бессмертия, которые мы рассказываем себе
  • ВАШ РЕБЁНОК - НЕ ВЫ
  • Как определенный стиль привязанности может повлиять на процесс сепарации и индивидуализации в подростковом возрасте?
  • О чём ребёнок плачет.
  • Ребёнок, как великий вредитель
  • Внутренний ребёнок или внутреннее чудовище?
  • Почему ребёнок рисует чёрным?
  • Почему зависть может быть только черной



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь