Проект «70 — летию Победы посвящается…»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 71 «Дельфин»
Разработчики: воспитатели Васёва Н.В., Артюшкина В.Н. Сургут 2015г.
Тип проекта:
- по доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный, познавательный
- по характеру содержания: включает ребёнка и его семью
- по характеру контактов: осуществляется внутри групп детей среднего и старшего дошкольного возраста совместно с семьёй
- по продолжительности: февраль — май 2015г.
Место проведения: г. Сургут, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71 «Дельфин»
Скачать: Проект «70 — летию Победы посвящается…» (полный конспект)
Разработчики: Васёва Надежда Викторовна, воспитатель второй квалификационной категории, Артюшкина Вера Николаевна, воспитатель второй квалификационной категории
Основания для разработки:
- «Конвенция ООН о правах ребенка»
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29. 12. 2012г.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Министерство образования и науки РФ 01. 06. 2009
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
- Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»
- Программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
- 70-летие Победы ВОВ
Цель проекта:
- формирование представлений о Великой Отечественной войне на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранение преемственности поколений, формирование у дошкольников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину.
Задачи:
- формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности
- пробуждать интерес к прошлому своей страны
- познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами-героями
- показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны
- расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: художественной литературы, стихов, рассказов об исторических событиях нашей Родины, фотоматериала, иллюстраций, выставочного материала
- развивать чувство уважения и гордости за свою Родину, свой народ
- привлекать родителей к участию в праздничных мероприятиях, в создании наглядно-демонстрационного материала по теме ВОВ
- повышать уровень нравственно — патриотического воспитания
Описание проекта:
Создание проекта «70-ти летию Победы посвящается…» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 70-летия Победы.
В проекте представлена система работы через созданные педагогические условия, различные виды деятельности и организованные мероприятия для ее реализации.
Проект рассчитан на совместную деятельность детей, педагогов, родителей, содержит перспективное планирование работы со всеми участниками образовательного процесса.
Формы работы с детьми: беседы, целевые прогулки к памятным местам, экскурсии, выставки творческих работ, чтение художественной литературы, виртуальные экскурсии с использованием мультимедийного оборудования, встречи с ветеранами ВОВ, акции и т.д.
Проект рассчитан на совместную деятельность детей, педагогов и родителей: совместное продуктивное творчество (выставки), выполнение творческих домашних заданий, совместные мероприятия, участие в подготовке и организации экскурсий, слайдовых презентаций, видеозаписи, встреча с ветераном ВОВ.
Этапы реализации проекта:
1 этап — подготовительный:
- мониторинг по патриотическому воспитанию дошкольников
- обсуждение темы, цели и задач проекта, его содержания, прогнозирование результата
- подбор и анализ методической, познавательной, справочной литературы по теме
- планирование деятельности с детьми, педагогами и родителями
- разработка методического сопровождения
2 этап — основной:
- организация предметно-развивающей среды
- разнообразные виды деятельности с детьми, направленные на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, формирование представлений о ВОВ
- совместная деятельность педагогов с детьми и родителями воспитанников по разным направлениям работы в рамках проекта
- проведение совместных мероприятий с родителями и детьми
- подготовка и проведение выставки «70-летию Победы посвящается…»
- встреча с ветераном Великой Отечественной войны
3 этап — заключительный:
- мониторинг по окончании реализации проекта
- подведение итогов
- презентация проекта
- рефлексия
1. Актуальность проблемы
Как ни ужасна война,
все же она обнаруживает
духовное величие человека,
бросающего вызов своему
сильнейшему врагу наследственному-
смерти.
(Г. Гейне)
Дошкольное детство — важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение нравственного — патриотического воспитания — это шаг к возрождению России.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнедеятельности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, мы считаем, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет патриотизма, уважения к нравственным ценностям, чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок.
2. Цель и задачи
Цель проекта:
- Формирование представлений о Великой Отечественной войне на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранение преемственности поколений, формирование у дошкольников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину.
Задачи:
- Формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности
- Пробуждать интерес к прошлому своей страны
- Познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами-героями
- Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны
- Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: художественной литературы, стихов, рассказов об исторических событиях нашей Родины, фотоматериала, иллюстраций, выставочного материала
- Развивать чувство уважения и гордости за свою Родину и свой народ
- Привлекать родителей к участию в праздничных мероприятиях, в создании наглядно-демонстрационного материала по теме ВОВ
- Повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания
3. Принципы реализации проекта
Принцип целостности
Предполагает единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой.
Принцип гуманизации
Заключается в личностно-ориентированном подходе в воспитании, учете возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфере доброжелательности и взаимопонимания
Принцип деятельного подхода
Предполагает приобретение ребенком любых знаний во время активной деятельности
Принцип интеграции
Реализуется в сотрудничестве с музыкальным руководителем ДОУ, с семьёй, с краеведческим музеем города, Дом-музеем «Усадьба Клепикова», «Центром патриотического наследия» в процессе формирования у дошкольников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитания патриотизма и чувства гордости за свою Родину
Принцип культуросообразности
Основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении
Принцип возрастного и индивидуального подхода
Предполагает выбор тематики, приемов работы в соответствии субъективным опытом и возрастом детей
4. Условия для реализации проекта
На первом этапе определялись содержание проекта, цель и основные задачи проекта. Были определены основные участники проекта: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста. На данном этапе разрабатывалось перспективное планирование по работе с детьми, составлялся план взаимодействия с родителями, педагогами и музыкальным руководителем, осуществлялся поиск партнеров.
На втором, реализационном этапе велась работа по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями. В ходе реализации проекта были проведены: тематические занятия, творческие выставки детских работ, изготовление подарков ветеранам, составление рассказов по наборам игрушек военной тематики, чтение художественной литературы, беседы, разучивание песен и стихов о войне, пословиц и поговорок, экскурсии, целевые прогулки к памятным местам, просмотр видеороликов, альбомов, слайдов по теме проекта, встреча с ветераном ВОВ, акция «Герои ВОВ в нашей семье» и т.д. В результате систематической работы в течение реализации проекта дети не только получали знания, но и могли выразить свои чувства в продуктивной деятельности.
Третий этап — итоговый. Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из основных задач. В дошкольном возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. Как отмечают ученые-исследователи, что по мере взросления у детей начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации. Именно поэтому тема патриотического воспитания подрастающего поколения является по нашему убеждению, самой актуальной на сегодняшний день.
5. Ожидаемые результаты
- У детей сформирован устойчивый интерес к новой информации о стране, о людях оставивших свой след в истории нашей Родины
- Дети сопереживают персонажам литературных произведений, историй и рассказов о героях войны.
- Воспитанники эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, иллюстрации выставочного материала
- Имеют представление о достопримечательностях своей Родины, о преемственности поколений в том числе – защитников Отечества.
6. Продукт детской деятельности
- Выставка «70-летию Победы посвящается…» (демонстрация материала,
детских рисунков, поделок, рассказы детей о родственниках – участниках
ВОВ, видео – сюжет «Помнить всем Отечеством»)
- Праздничное мероприятие, посвященное 70-летию Победы «Помнить
всем Отечеством» совместно с ветераном ВОВ
7. Формы и методы работы
- Беседы
- Рассказы воспитателя
- Объяснения
- Чтение справочной и энциклопедической литературы для дошкольников
- Экскурсии
- Чтение и прослушивание литературных произведений (стихов, рассказов)
- Игры
- Литературно-развлекательные мероприятия
- Творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями.
- Составление рассказов по наборам игрушек военной тематики и т.д.
8. Механизм реализации проекта
- Перспективный план работы с педагогами (Приложение 1)
- Перспективный план работы с родителями (Приложение 2)
- Перспективный план работы с детьми (Приложение 3)
- Мониторинг реализации проекта (Приложение 5)
- Порядок управления реализации проекта
Управление реализацией проекта осуществляется педагогами дошкольного образовательного учреждения в процессе воспитательно-образовательной работы в группах, а так же в выходные дни в процессе проведения экскурсий.
10. Мониторинг реализации проекта
Диагностический тест уровня сформированности у детей среднего и старшего дошкольного возраста представлений о ВОВ
(проводится два раза: в начале проекта и в конце)
Цель: выявить знания о ВОВ, об участниках войны
- Что такое война?
- Знаешь ли ты, что такое Великая Отечественная война?
- Когда была ВОВ?
- Кто победил в Великой Отечественной войне?
- Есть такой праздник — День Победы?
- В какой день его празднуют?
- Ты смотрел (а) фильмы о войне?
- Ты можешь рассказать о военной технике, которая использовалась в то время?
- Тебе читали рассказы о войне?
- Ты можешь рассказать один из рассказов?
- Что такое героизм?
- Кто такие «ветераны» ВОВ?
- В вашей семье есть (были) участники войны?
- Ты можешь что-нибудь рассказать о них?
- Что знаешь о наградах, полученных во время ВОВ?
- Что ты знаешь о городах – героях?
- В этом году мы празднуем какую дату со Дня Победы?
В диагностическом опросе в начале проекта участвовал 51ребёнок. В процессе проведения диагностического теста были получены следующие усреднённые результаты: высокий уровень – 12%, средний уровень – 38%, низкий – 50%. Определено, что у детей не хватает знаний и представлений о ВОВ.
Диаграмма уровня
сформированности представлений о ВОВ в начале проекта
11. Ресурсное обеспечение проекта
Материально – техническое:
- Групповое помещение, музыкальный зал
- Демонстрационный материал по теме
- Аудио и мультимедийное оборудование
Учебно-методическое:
- Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2004 Алябьева Е. А. Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2004 Антонов Ю. Е. Великой победе посвящается. Праздники в детском саду. М., 2011.
- Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности/ Под ред.Д.И.Фельдштейна. -М.: АСТ, 1995.
- Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников//Дошкольное воспитание.-2004. -№4. -С. 33-35.
- Государственная программа: Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы. М., 2005
- Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. М., 2007
- Лопатина А. А., Скрипцова М. В. Воспитание нравственных качеств у детей. М., 2008
- Маханёва М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2010
- Шорыгина Т. А. Беседы о детях – героях Великой Отечественной войны. М., 2011
- Шорыгина Т. А. Наша Родина Россия. М., 2012
- Интернет.
Приложение 1
Перспективный план работы с педагогами по проекту
«70-летию Победы посвящается…»
Месяц Виды и формы работы
Февраль Сбор материала о Великой Отечественной войне
Разработка конспектов занятий, мероприятий
Посещение совместно с родителями и детьми выставки «На охране рубежей России» в «Центре патриотического наследия города Сургута»
Март Сбор материала (акция) «Герои войны в нашей семье» о родственниках – участниках ВОВ
Подготовка материала для выставки «70-летию Победы посвящается…»
Апрель Подготовка материала для выставки «70-летию Победы посвящается…»
Подготовка атрибутов для мероприятия «Помнить всем Отечеством»
Оформление выставки «70-летию Победы посвящается…»
Посещение совместно с родителями и детьми выставки «Фронтовые подруги» в «Центре патриотического наследия города Сургута»
Май Посещение совместно с родителями и детьми «Мемориала Славы» с возложением цветов к Вечному огню
Праздничное мероприятие, посвященное 70-летию Победы «Помнить всем Отечеством» совместно с ветераном ВОВ
Выставка «70-летию Победы посвящается…» (демонстрация материала, рассказы детей о родственниках – участниках ВОВ, видео – сюжет «Помнить всем Отечеством»)
Презентация проекта «70-летию Победы посвящается…»
Приложение 2
Перспективный план работы с родителями по проекту
«70-летию Победы посвящается…»
Месяц Виды и формы работы
Февраль Сбор материала о Великой Отечественной войне
Консультация «Что можно рассказать детям о войне»
Посещение совместно с педагогами и детьми выставки «На охране рубежей России» в «Центре патриотического наследия города Сургута»
Размещение информации в родительских уголках с рекомендациями: о подготовке фото-альбомов «Они сражались за Родину», «Роль детей в ВОВ»; о подготовке презентаций; семейных праздничных открыток к Дню Победы, поделок и т.д.
Март Размещение информации в родительских уголках с рекомендациями: о посещении выставок художественной литературы на военную тематику в детских библиотеках; об акции «Герои войны в нашей семье», о просмотрах фильмов о войне
Сбор материала «Герои войны в нашей семье» о родственниках – участниках ВОВ и подготовка детей к выступлениям
Подготовка плакатов, презентаций «Города – герои»
Апрель Подготовка материала для выставки «70-летию Победы посвящается…»
Подготовка атрибутов для мероприятия «Помнить всем Отечеством»
Посещение совместно с педагогами и детьми выставки «Фронтовые подруги» в «Центре патриотического наследия города Сургута»
Май Посещение совместно с детьми и педагогами «Мемориала Славы» с возложением цветов к Вечному огню
Посещение праздничного мероприятия посвященного 70-летию Победы «Помнить всем Отечеством»
Посещение выставки «70-летию Победы посвящается…»
Приложение 3
Перспективный план работы с детьми по проекту
«70-летию Победы посвящается…»
Месяц Виды и формы работы
Февраль Беседы о войне
Чтение художественной литературы на военную тематику
Посещение совместно с родителями и педагогами выставки «На охране рубежей России» в «Центре патриотического наследия города Сургута»
Март Беседы о фронтовиках, о героических подвигах наших советских людей в годы Великой Отечественной войны
Чтение художественной литературы на военную тематику, заучивание стихов о дне Победы, о войне
Просмотр презентаций: «Они сражались за Родину», «Города – герои»
Рисование на военную тематику, изготовление поделок
Подготовка альбомов с рисунками
Апрель Беседы о детях войны, «Георгиевская ленточка»
Разучивание стихов и песен ко Дню Победы
Подготовка детей к выступлениям о родственниках – участниках ВОВ «Герои войны в нашей семье»
Посещение совместно с родителями и педагогами выставки «Фронтовые подруги» в «Центре патриотического наследия города Сургута»
Изготовление поделок «Сувенир для ветерана»
Май Посещение совместно с родителями и педагогами «Мемориала Славы» с возложением цветов к Вечному огню
Праздничное мероприятие, посвященное 70-летию Победы «Помнить всем Отечеством» совместно с ветераном ВОВ
Выставка «70-летию Победы посвящается…» (демонстрация материала, рассказы детей о родственниках – участниках ВОВ, видео – сюжет «Помнить всем Отечеством»)
Подведение итогов
Приложение 4
На выставке «На охране рубежей России» в «Центре патриотического наследия города Сургута»
Посещение «Мемориала Славы» с возложением цветов к Вечному огню
На выставке «Фронтовые подруги» в «Центре патриотического наследия города Сургута»
Праздничное мероприятие, посвященное 70-летию Победы «Помнить всем Отечеством» совместно с ветераном ВОВ
Выставка «70-летию Победы посвящается…» (демонстрация материала, рассказы детей о родственниках – участниках ВОВ, видео – сюжет «Помнить всем Отечеством»)
Приложение 5
Мониторинг реализации проекта
Для выявления динамики, нами была проведена контрольная диагностика. В диагностическом опросе в конце проекта участвовали 50 детей. В процессе проведения диагностического теста были получены следующие усреднённые результаты: высокий уровень – 61%, средний уровень – 32%, низкий – 7%. В низкий процент попали дети, которые по разным причинам не посещали детский сад и мероприятия входящие в проект. Сопоставление полученных результатов с данными стартовой диагностики позволили выявить положительную динамику в формировании патриотических чувств и знаний о ВОВ.
Диаграмма уровня
сформированности представлений о ВОВ в конце проекта
|