|
Григорий Чаусовский. Ониомания и шопингомания - Психология нейтрализации «навязчивой магазинной зависимости»Ониомания — навязчивое желание осуществлять покупки в количествах, выходящих за пределы разумного. По мнению психологов (Пономарев П., 2006; Кукк В., 2007), ониомания — это заболевание не менее серьёзное, чем алкоголизм, наркомания и другие порочные зависимости. Характерно (Орлова Т., 2007), что «навязчивой магазинной зависимостью» страдает более 20% жителей развитых стран и с каждым годом эта цифра увеличивается. Типичные для ониомании постоянные необдуманные траты в магазинах и импульсивные покупки способствуют (Ценев В., 2006; Кукк В., Гроб У., 2007) :
Симптомами ониомании являются:
Но самым существенным аспектом проблемы ониомании является её негативное влияние на психическое и физическое здоровье человека. Согласно литературным данным (Пономарев П., 2006; Кукк В., 2007), ониомания (шоппингомания) способствует инициированию:
Следует отметить, что патологическое пристрастие совершать многочисленные ненужные покупки может быть обусловлено комплексом причин (Кукк В., 2007; Демидова А., 2008):
Результаты исследований с помощью магнитно-резонансной томографии показали (Деппе М., 2008), что при ониомании значительно ухудшается функционирование части мозга, ответственной за логическое мышление. Таким образом, с учетом весьма широкого спектра причин формирования ониомании и инициируемых этим навязчивым пристрастием негативных последствий социального, экономического и валеологического характера, весьма актуальной является проблема разработки эффективных методов её профилактики и лечения. В настоящее время для нейтрализации ониомании используются следующие методы:
Однако длительное применение антидепрессантов чревато формированием негативных побочных эффектов, а традиционные психологические приемы (психотренинги), требуют для их освоения мобилизации воли и желания, что не вполне приемлемо для лиц, склонных к пагубным пристрастиям. По мнению автора предлагаемой разработки, доцента Запорожского национального университета Григория Чаусовского, для эффективной и общедоступной нейтрализации ониомании необходимо создание возможности получения покупателем сигнальной информации о появлении симптоматики присущей ему навязчивой магазинной зависимости в реальном режиме времени (т.е. именно в момент желания совершить очередную, логически необоснованную покупку). Практически, это можно реализовать путем разрыва типологической поведенческой цепочки совершения взаимосвязанных последовательных действий, характерных для проявления ониомании: возникновение логически необоснованного навязчивого желания приобрести очередную вещь — движение руки к кошельку — отсчитывание требуемой суммы — приобретение товара. Для практического осуществления предлагаемой психотехнологии нейтрализации ониомании предусматривается закрепление на внутренней поверхности кошелька любого типа плоского миниатюрного аппликатора, состоящего из микровибратора, светоизлучателя, звуковоспроизводящего устройства и пористого носителя, пропитанного эфирным маслом. Электронные элементы аппликатора (миниатюрные свето, акусто и виброизлучатели) включатся с помощью микровыключателя именно в момент открывания кошелька. При этом покупатель получает полисенсорную (акустическую, вибротактильную, световую и обонятельную ) сигнальную информацию — напоминание о наличии у него склонности к ониомании и, в связи с этим, необходимости осуществления самоконтроля за совершением своих действий исходя из соображений финансовых возможностей и логической целесообразности необходимости очередного приобретения. Следует отметить, что разработанный аппликатор обеспечивает формирование полисенсорного психологического якоря, который в момент открывания кошелька выполняет функцию внешнего комплексного стимула для быстрого формирования ответной реакции (осознания наличия склонностей к бессмысленным приобретениям). Это способствует более эффективному использованию приемов рассудительной и информационной психотерапии для своевременной нейтрализации ониомании. Акустический сигнал аппликатора, генерируемый с помощью миниатюрного звукозаписывающего устройства, может быть сформирован в виде воспроизведения неслышимого для окружающих сигнального звука или любого ключевого слова (например, слова «стоп»). В качестве аромаякоря используется пористый носитель, пропитанный эфирным маслом, способствующим нейтрализации характерного для ониомании состояния депрессии (например, эфирным маслом лаванды). Это позволяет целенаправленно воздействовать как на первую, так и вторую сигнальные системы человека, а также формировать психологический якорь в любой индивидуально предпочитаемой модальности — кинестетической, аудиальной, визуальной и обонятельной. Таким образом, предложенная психотехнология расширяет реальные возможности общедоступной нейтрализации ониомании, что особенно актуально для периодов финансовых кризисов, инициирующих формирование у значительной части населения состояние хронического стресса , устранение которого многие пытаются осуществить путем реализации пагубных различных пристрастий, к которым относится и « навязчивая магазинная зависимость», имитирующая временное ощущение состояния суррогатного счастья. Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|