Григорий Чаусовский. Ониомания и шопингомания - Психология нейтрализации «навязчивой магазинной зависимости»

Ониомания — навязчивое желание осуществлять покупки в количествах, выходящих за пределы разумного. По мнению психологов (Пономарев П., 2006; Кукк В., 2007), ониомания — это заболевание не менее серьёзное, чем алкоголизм, наркомания и другие порочные зависимости. Характерно (Орлова Т., 2007), что «навязчивой магазинной зависимостью» страдает более 20% жителей развитых стран и с каждым годом эта цифра увеличивается.

Типичные для ониомании постоянные необдуманные траты в магазинах и импульсивные покупки способствуют (Ценев В., 2006; Кукк В., Гроб У., 2007) :

  • формированию финансовых долгов и ухудшению состояния семейного бюджета;
  • семейным конфликтам и распаду семей;
  • совершению антисоциальных поступков с целью решения финансовых проблем для реализации своего навязчивого пристрастия (ониомании).

Симптомами ониомании являются:

  • импульсивное желание купить все подряд;
  • плохое настроение в случае невозможности осуществить покупки;
  • систематическое желание снять стресс новыми приобретениями и ощутить временный суррогат счастья.

Но самым существенным аспектом проблемы ониомании является её негативное влияние на психическое и физическое здоровье человека. Согласно литературным данным (Пономарев П., 2006; Кукк В., 2007), ониомания (шоппингомания) способствует инициированию:

  • вегето-сосудистой дистонии, психосоматичеческих заболеваний, артериальной гипертензии;
  • депрессии, неврозов, страхов, стойких нарушений сна, агрессии и аутоагрессии;
  • снижению иммунной резистентности;
  • подавленности, стрессового состояния, потери чувства собственного достоинства после очередного осознания отсутствия воли для преодоления пагубного пристрастия;

Следует отметить, что патологическое пристрастие совершать многочисленные ненужные покупки может быть обусловлено комплексом причин (Кукк В., 2007; Демидова А., 2008):

  • психологическими травмами в детстве;
  • дефицитом гормона серотонина;
  • низкой самооценкой, глубокими внутренними конфликтами, однообразной и монотонной жизнью;
  • одиночеством, горем, разочарованием, неудовлетворенностью жизнью, работой, детьми, партнерами;
  • навязчивым влиянием рекламной информации;
  • неудачами в личной жизни и сексуальной неудовлетворенностью.

Результаты исследований с помощью магнитно-резонансной томографии показали (Деппе М., 2008), что при ониомании значительно ухудшается функционирование части мозга, ответственной за логическое мышление.

шопингомания и ониомания

Таким образом, с учетом весьма широкого спектра причин формирования ониомании и инициируемых этим навязчивым пристрастием негативных последствий социального, экономического и валеологического характера, весьма актуальной является проблема разработки эффективных методов её профилактики и лечения.

В настоящее время для нейтрализации ониомании используются следующие методы:

  • информационной самоизоляции от рекламы (Пономарев П., 2006);
  • планирования своих финансовых расходов путем формирования списков предметов первоочередной потребности (Горина Е., 2007);
  • овладения психологическими приемами нейтрализации волны «симптомов ониомании»;
  • применения антидепрессантов (циталопрама и др.).

Однако длительное применение антидепрессантов чревато формированием негативных побочных эффектов, а традиционные психологические приемы (психотренинги), требуют для их освоения мобилизации воли и желания, что не вполне приемлемо для лиц, склонных к пагубным пристрастиям.

По мнению автора предлагаемой разработки, доцента Запорожского национального университета Григория Чаусовского, для эффективной и общедоступной нейтрализации ониомании необходимо создание возможности получения покупателем сигнальной информации о появлении симптоматики присущей ему навязчивой магазинной зависимости в реальном режиме времени (т.е. именно в момент желания совершить очередную, логически необоснованную покупку). Практически, это можно реализовать путем разрыва типологической поведенческой цепочки совершения взаимосвязанных последовательных действий, характерных для проявления ониомании: возникновение логически необоснованного навязчивого желания приобрести очередную вещь — движение руки к кошельку — отсчитывание требуемой суммы — приобретение товара.

Для практического осуществления предлагаемой психотехнологии нейтрализации ониомании предусматривается закрепление на внутренней поверхности кошелька любого типа плоского миниатюрного аппликатора, состоящего из микровибратора, светоизлучателя, звуковоспроизводящего устройства и пористого носителя, пропитанного эфирным маслом. Электронные элементы аппликатора (миниатюрные свето, акусто и виброизлучатели) включатся с помощью микровыключателя именно в момент открывания кошелька. При этом покупатель получает полисенсорную (акустическую, вибротактильную, световую и обонятельную ) сигнальную информацию — напоминание о наличии у него склонности к ониомании и, в связи с этим, необходимости осуществления самоконтроля за совершением своих действий исходя из соображений финансовых возможностей и логической целесообразности необходимости очередного приобретения.

Следует отметить, что разработанный аппликатор обеспечивает формирование полисенсорного психологического якоря, который в момент открывания кошелька выполняет функцию внешнего комплексного стимула для быстрого формирования ответной реакции (осознания наличия склонностей к бессмысленным приобретениям). Это способствует более эффективному использованию приемов рассудительной и информационной психотерапии для своевременной нейтрализации ониомании.

Акустический сигнал аппликатора, генерируемый с помощью миниатюрного звукозаписывающего устройства, может быть сформирован в виде воспроизведения неслышимого для окружающих сигнального звука или любого ключевого слова (например, слова «стоп»). В качестве аромаякоря используется пористый носитель, пропитанный эфирным маслом, способствующим нейтрализации характерного для ониомании состояния депрессии (например, эфирным маслом лаванды). Это позволяет целенаправленно воздействовать как на первую, так и вторую сигнальные системы человека, а также формировать психологический якорь в любой индивидуально предпочитаемой модальности — кинестетической, аудиальной, визуальной и обонятельной.

Таким образом, предложенная психотехнология расширяет реальные возможности общедоступной нейтрализации ониомании, что особенно актуально для периодов финансовых кризисов, инициирующих формирование у значительной части населения состояние хронического стресса , устранение которого многие пытаются осуществить путем реализации пагубных различных пристрастий, к которым относится и « навязчивая магазинная зависимость», имитирующая временное ощущение состояния суррогатного счастья.

Просмотров: 977
Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме:

  • Ассертивность: что это, для чего нужна и как ее обрести
  • Что человеку нужно для счастья?
  • Григорий Чаусовский. Инструментальная психотехнология активации воли для успешной реализации новогодних намерений самоизбавления от вредных привычек
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология нейтрализации интернет-зависимости
  • Н.Б. Энкельманн. Что для вас означает успех?
  • Григорий Чаусовский. Психотехнологии нейтрализации негативного влияния информационного стресса на телезрителя в условиях социально-экономического кризиса
  • Григорий Чаусовский. Психотренажер для снижения биологического возраста человека
  • Сколько секса нужно для счастья?
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология биоуправляемой самокоррекции пищевого поведения для профилактики излишней массы тела и ожирения
  • Татьяна Прайер. Сколько денег нужно для счастья?
  • Григорий Чаусовский. Киберёлка для расширения возможностей самореализации Новогодних пожеланий
  • Григорий Чаусовский. Психотехнология нейтрализации компьютерного стресса
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология повышения эффективности образно-символической визуализации для прикладных задач психонейроиммунологии
  • Как перестать нервничать и успокоиться. Психологические игрушки для саморегуляции
  • М. Айзенк, М. Андерсон. Тренируйте свою память. Мнемонические приемы для улучшения памяти
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»
  • С. Романюха. Бренды, как психоактивные вещества для современного потребителя. Психология бренда
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология нейтрализации и разрешения семейных конфликтов
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология нейтрализации гриппозно-пандемического аспекта социофобии
  • Сплетни полезны для коллектива?
  • Ольга Маховская. Зависть как повод для нежности
  • Г. Фельсер. Шесть признаков для симпатии
  • Наказание для близких друзей сильнее
  • Доктор Хаус вреден для здоровья
  • Георгий Почепцов. Взрывотехника для разума
  • Восемь трюков для распознавания лжи на переговорах
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • С.В. Уманский. Самогипноз: практическое пособие для начинающих
  • Музыка и пение универсальны для разных культур



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь