|
Григорий Чаусовский. Пальцевая психотехника полисенсорной аутоиндукции трансового состоянияПредлагаемая психотехника позволяет без использования технических средств осуществлять целенаправленную аутоиндукцию трансового состояния для реализации различных программ психокоррегирующего характера. Алгоритм практической реализации разработанной психотехники предусматривает следующее одновременное воздействие пальцами рук на области лица:
Воздействие однообразных вышеперечисленных раздражителей различных модальностей (тактильных, акустических, зрительных, двигательных), суммирующихся в структурах мозга, способствует инициированию трансового состояния. Одновременно, за счет пальцевого давления на ветви тройничного нерва (верхнечелюстную и нижнечелюстную), в результате раздражения чувствительных рецепторов тройничного нерва по рефлекторной дуге связей «тройничный-блуждающий нерв» вызывается релаксационная (парасимпатическая) реакция организма и подавление «отвлекающих и раздражающих разум» центростремительных импульсов (Мамфорд Д., 1998). Новизной предлагаемой психотехники является предусмотренное алгоритмом ее реализации пальцевое генерирование ритмических световых, звуковых и тактильных импульсов. Световые импульсы, как отмечалось выше, возникают за счет ритмического перекрывания указательными пальцами светового потока, падающего на закрытые веки. Звуковые импульсы возникают за счет явления костной акустопроводимости при ритмическом, синхронном движению указательных пальцев, нажатии больших пальцев на «акустические затворы» — козелки ушных раковин. Физиологическим откликом на мелькание светового раздражителя является возникновение в коре головного мозга явления следования мозговых потенциалов за частотой мелькающих световых раздражителей. При этом за счет синхронизации электрической активности мозга с частотой сигнала светостимуляции происходит перестройка его биотоков и инициирование доминирующей частоты, расположенной в дельта-диапазоне (0,5-4 Герц), которая характерна состоянию глубокой релаксации. Генерирование световых импульсов именно в этом диапазоне частот обусловлено тем, что максимальная частота движения пальцев может соответствовать только нижним значениям вышеуказанного частотного диапазона световой стимуляции. Характерно, что генерируемые ритмическими пальцевыми движениями импульсы наружного светового потока рассеиваются закрытыми веками и субъективно воспринимаются как динамические медитативные картины в виде узоров и образов. В связи с тем, что движение указательных пальцев сопровождается генерированием не только световых, но и синхронных с ними вибротактильных и звуковых импульсов, создаются предпосылки для целенаправленного полисенсорного самонаведения трансового состояния. Этому способствует и возникающий при пальцевом генерировании звуковых импульсов бинауральный эффект, обусловленный подачей на каждое ухо отличных по амплитуде и частоте звуковых сигналов из-за характерной для пальцев рук асимметрии динамических показателей. Как известно, бинауральные ритмы способствуют эффективному индуцированию медитативных и гипнотических состояний. В настоящее время для целенаправленных психокорригирующих программ разработаны электронные устройства свето-звуковой стимуляции класса «Машины для ума» («Майнд машины»). Эти устройства выполняются на базе микропроцессорных опто-аудиальных систем и характеризуются широким спектром функциональных возможностей влияния на индивидуальный психоэмоциональный статус. Однако относительная дороговизна подобных электронных устройств и присущее многим пользователям негативное отношение к технотронным средствам воздействия на психическое состояние, в определенной мере ограничивает массовое использование «Машин для ума» в качестве бытового средства индивидуальной психогигиены. По мнению автора разработки, доцента Запорожского национального университета Григория Чаусовского, её положительными аспектами являются:
Предложенная психотехника эффективна для общедоступного решения практических задач ускоренного самообучения техникам медитации, нейтрализации стрессовых состояний, улучшения способностей к обучению, более полной реализации творческого потенциала, гармонизации душевного и телесного здоровья. Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|