|
Эврика приходит в полусне. Как состояние засыпания способствует креативным решениямПромежуточное состояние перехода от бодрости ко сну способствует творческим решениям, «эврикам»[1] и «инсайтам»[2]. Это доказывает научный эксперимент. Способность мыслить креативно имеет первостепенное значение при решении многих задач, но как именно возникает творчество, до сих пор остается загадкой. Недавнее исследование помогает немного прояснить этот вопрос. Ученые в своем эксперименте показали, что активность мозга во время перехода от бодрствования ко сну (т.н. стадия сна N1 с медленным движением глаз), может пробуждать творческую искру. Между бодростью и сном существует переходный этап — первая фаза сна. Это т.н. гипнагогия — промежуточное состояние, когда упорядоченные мысли и впечатления дня исчезают за фрагментами воспоминаний. Возникают похожие на сумрачные сцены и переживания. Наше мышление постепенно размывается, образы дня снова появляются только фрагментарно и часто в беспорядочной последовательности. Эти «гипнагогические галлюцинации» часто связаны с впечатлениями, которые волновали нас непосредственно перед сном — будь то предстоящий экзамен или хорошее самочувствие в горячей ванне. На этом этапе нас относительно легко разбудить — и тогда мы будем твердо уверены, что совсем не спали. Многие гении были убеждены, что из таких гипнагогических галлюцинаций возникают озарения и креативные идеи. Решение сложных задач к ним приходило в полусне. Так, химик Август Кекуле однажды увидел извивающуюся змею, благодаря чему разгадал структуру бензольного кольца. Знаменитый изобретатель Томас Эдисон настолько верил в творческий потенциал фазы засыпания, что умышленно погружался в дремоту, зажимая в руке деревянный шарик. Эти шарики выпадали из руки, как только ученый глубже погружался в сон. Эдисон хотел просыпаться от шума, вызванного падением шарика, сохраняя в памяти инспирацию дремы. Но действительно ли гипнагогическое состояние может порождать креативные идеи и помогать решать проблемы? Селия Лако (Célia Lacaux) из Сорбонского университета в Париже и ее коллеги решили проверить это экспериментально. Для этого более 100 испытуемых получили числовые последовательности, в которых не хватало последней цифры. Участники должны были выяснить, какой цифры не хватает, производя расчеты в несколько шагов согласно одному из двух правил. «Испытуемые не знали, что было еще и третье, скрытое правило, благодаря которому можно было сократить количество необходимых операций и гораздо быстрее найти решение», — объяснили ученые. Это не очевидное сокращение пути проявлялось только через дивергентное мышление — творческий взгляд, выходящий за пределы заданного решения. Дремота помогала осознать решение. Это продемонстрировал тест: после 30 завершенных последовательностей все испытуемые должны были лежать 20 минут на удобном раскладном кресле, закрыв глаза. В ходе этого ученые записывали их мозговые волны, мышечные импульсы и движения глаз. Так удалось выяснить, находились ли испытуемые в состоянии бодрости, на первой фазе сна или уже на второй фазе — в настоящем сне. Непосредственно после этой паузы тесты по числовым последовательностям продолжали. Оказалось, что после паузы гораздо больше испытуемых переживали своеобразный момент «эврики», когда им в последовательности цифр вдруг удавалось разглядеть скрытое правило. Это проявлялось в том, что необходимое для задания время внезапно сокращалось. Ученые заметили четкое отличие: те, кто во время перерыва хотя бы немного находились в дреме, не засыпая, разгадывали схему почти втрое чаще, чем совсем не спавшие. Результаты показывают, что в период начала сна есть некая золотая середина для творчества. И для ее достижения необходимо, чтобы люди балансировали между легким зи слишком глубоким засыпанием. «При засыпании действительно наступает особенно креативная фаза, — констатируют Лако и его коллеги. — Чтобы достичь этого состояния, нужно удерживать правильное равновесие между бодростью и глубоким сном». Ведь глубокий сон, как показал эксперимент, снова подавляет креативность. Но как именно удается достичь этого момента? Может ли метод Эдисона в этом помочь? И это проверила команда учёных. Испытуемым вручали тяжелый объект в форме бутылки и наблюдали, в какой момент она выпадет из их рук. Оказалось, что бутылка не падала точно в момент креативной фазы, до или после нее. Однако внезапный испуг, кажется, лучше удерживал в памяти гипнагогические переживания. «Техника Эдисона — эффективный ловец дремоты», — объяснили ученые. Проснувшись от шума, вызванного падением бутылки, две трети испытуемых вспоминали гипнагогический опыт, а без такого «будильника» это удавалось лишь 22% участникам эксперимента. По мнению Лако и ее команды, у бензольного кольца Кекуле и креативного метода Эдисона есть научные основания. Ведь засыпая, мы действительно проходим фазу, когда нашему мозгу лучше даются творческие решения. Статья с результатами исследования была опубликована в SCIENCE ADVANCES в декабре 2021 года: Sleep onset is a creative sweet spot [1]«Эврика!» (греч. εὕρηκα, букв. «нашел!») — легендарное восклицание древнегреческого изобретателя Архимеда, ставшее общеупотребительным для выражения радости при нахождении решения трудной задачи. [2]Инсайт (англ. insight, озарение) — внезапное осознанное нахождение решения какой-либо проблемы после продолжительной бессознательной мыслительной деятельности. Понятие инсайта является неотъемлемой частью гештальтпсихологии. Впервые этот термин был применен в 1925 году Вольфгангом Кёлером. В опытах Кёлера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после нескольких безрезультатных проб прекращали активные действия и принимались просто разглядывать предметы вокруг себя, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|