Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни

танатофобияЛучшее доказательство того, что страх смерти есть страх не смерти, а ложной жизни, есть то, что часто люди убивают себя от страха смерти (Лев Толстой).

В этой статье про танатофобию — навязчивый страх смерти, одну из самых распространенных фобией в мире. Нет человека, который не боится смерти, но парадокс танотофобии заключается в том, что человек боится того, чего не знает. Если обычный страх возникает в ситуациях угрозы существованию индивида, направлен на источник действительной или воображаемой опасности, то танатофобия возникает вне источника угрозы существованию человека, а ее смысловая сущность всегда связана со смертью.

Пока мы живем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, нас уже нет в живых. Никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того,  есть ли она для человека зло, между тем ее боятся. Но так ли это, не теряем ли мы, думая о смерти только негативно?

Почему, как и когда появляется страх смерти? Часто спусковой кнопкой, запускающей данный страх является соприкосновение с утратой близкого человека. Но иногда достаточно проникновению яркого образа, связанного с прекращением жизни человека в наше сознание (гипнотизация смертью). Посредством кино, книги или телепередачи в нашу психику запускается идея смерти и этого достаточно для того чтобы задуматься над вопросами — что такое смерть, когда и как я умру? Вопросы заданы, а дальше мучительные поиски ответов, и долгий процесс выхода из душевного кризиса.

С другой стороны, личность человека непрерывно развивается (прогрессирует или деградирует). Развитие личности предусматривает поиск ответов на экзистенциальные вопросы — проблемы смерти, смысла жизни, вины и другие. Большинство из них можно связать с появлением «экзистенциальной тревоги», смысл которой заключается в ощущении человеком угрозы небытия. Поэтому в каком-то плане танатофобия это закономерный процесс обретения человеком идеи о конечности собственной жизни.

Приведу пример из практики работы с клиентом с проблемой канцерофобии (страха заболеть раком). Два года назад у клиента заболела и умерла от рака близкая подруга, после появилась тревога и страх заболеть раком. По-разному можно работать с этой проблемой. Рассматривать эпизод умирания в качестве психологической травмы, или работать с привязанностью к близкому человеку, зависимостью от него или решать проблему на парапсихологическом или духовном уровне. Мне было интересно направить внимание клиента к идее, что умирание близкого человека оживило его, наполнило смыслом его жизнь, который на момент начала психотерапии был диффузным, связанный с повышенным вниманием к своему здоровью. Эта направленность психотерапии дала хорошие результаты.

Живет человек, плывет, словно листочек на поверхности реки. Жив, не жив, не знает, все обыденно и скучно. И тут вдруг несчастье, беда, сразу пробуждается от спячки, начинает сопереживать, оживает. Таким образом, когда умирает человек рядом с тобой, остается этот иррациональный и протестный способ быть живым — творить страх смерти. Эта фобия словно огонек, который носит человек в урне, где должен храниться смысл жизни. Он как бы и есть смысл жизни, заключающийся в том — чтобы не умереть, истово протестуя против встречи со смертью — «Я боюсь смерти, и это значит, что я не умер».

Каково позитивное намерение этой фобии? Танатофобия это символическое убийство ложной жизни, отжившего естества человека, то, что уже бессмысленно. Избавиться от танатофобии значит обрести новое истинное «Я», без фальши. Ибо истинное невозможно представить рядом со страхом и тревогой.Танатофобию можно считать страхом ложной жизни, человек боится прожить так, как жил раньше, единожды осознав, поверив в быстротечность жизни. Он еще не знает как жить, но уже понимает, что так, как жил раньше жить нельзя.

Есть видимый и скрытый уровень проявления танатофобии. Видимый — чаще всего некое навязчивое поведение. Танатофобия имеет конкретный предмет, на котором сосредотачивается и зацикливается человек. Не абстрактная смерть, а смерть какая-то (например, от неизлечимой болезни, катастрофы или террористического акта). Поэтому и поведение будет обусловлено мифологией предполагаемого ухода из жизни. Если человек боится заболеть раком, то мы встретим его у кабинета врача, усердно перечитывающего последние анализы, сданные десятый раз в течение года. Если человек уверен, что должен уйти из жизни, путем взрыва самолета, то едва ли мы увидим его среди пассажиров авиалайнера. Поэтому внешнее проявление танатофобии это некое навязчивое поведение, которое сочетается с тревожным сном (или бессонницей), потерей аппетитом, низкой сексуальной активностью. Скрытый уровень привносит в жизнь человек изматывающую тревогу и беспокойство, целую гамму негативных эмоций, формирующих неадекватное поведение.

Опишем портрет человека, страдающим данным заболеванием. Это люди, которым свойственна повышенная впечатлительность, психическая возбудимость, зацикленность, тревожность, порой неуверенные в себе, творческая жилка. Они склонны к постоянным раздумьям, сомнениям и страхам. Их можно отнести к мыслительному типу личности. Иногда они предрасположены к образованию сверхценных идей, в меру упрямы, эгоистичны (обсуждают свою смерть с другими людьми), отличаются низкой критикой по отношению к идеям-сценариям, как и от чего они умрут. При всем при этом они могут обладать гипертимностью, жаждой деятельностью, высокой мотивацией, энергией, которая реализуется в навязчивом поведении.

Следует помнить, что танатофобия может быть свойственна психическим больным, у которых та или иная бредовая идея связана с основным заболеванием. В этом случае данных лиц нельзя вовлекать в психотерапию, требуется лечение у психиатров.

Танатофобия может развиться в любом возрасте. Но для целей данной статьи нам интересны люди, возраст которых можно соотнести с концом кризиса среднего возраста. Надо отметить, что кризисы зрелых периодов жизни изучены в психологии намного меньше кризисов детства. В значительной мере это связано с недостаточной разработанностью проблемы периодизации онтогенеза за пределами детства и юности. Известно, что поворотные пункты в развитии взрослого человека возникают реже, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Поэтому, танатофобию отчасти можно считать проявлением конца кризиса среднего возраста (35 — 50 лет), для которого характерно критическое переосмысление человеком своих жизненных целей, достижений и избавление от иллюзий и неоправданных надежд молодости, что нередко приводит к тягостным переживаниям. Последнее является почвой для тревоги, а при указанных выше условиях приводит к развитию душевного расстройства.

Каковы возможные крайние негативные последствия развития танатофобии? В социальном плане это разрыв отношений со значимыми людьми, которые на вначале начинают поддерживать человека, больного танотофобией, а затем, понимая, что у них не хватает ресурсов, разрывают с ним отношения или отстраняются от него. Поэтому танатофобы, боясь потери социальных контактов, порой скрывают проблему, оставаясь с ней наедине.

Важным следствием данной проблемы является отход на второй план основной деятельности человека, что связано с вытеснением смыслов и мотивов, которыми она поддерживалась. Танатофобия формирует свои смыслы и деятельность, связанную с тем или иным неадекватным поведением.

На физиологическом уровне организм человека приобретает все то, что он может получить при постоянно действующем стрессе. «Застойные» отрицательные эмоции оказывают генерализованные влияния практически на весь организм, включая кору больших полушарий мозга. Это приводит к нарушению гармонических взаимодействий различных функциональных систем организма и межсистемных связей. При этом формируется неспецифический информационный синдром дезинтеграции функциональных систем, нарушаются основные биоритмы организма: сон и гормональные функции. Иногда, тягостные мысли о смерти или болезни того или иного органа, формируют уже реальную болезнь этого органа. Известно, что на основе эмоциональных стрессов формируются неврозы, психозы, психосоматические заболевания.

Живя в постоянном стрессовом прессинге, который сформирован самим человеком, возрастает возможность получить травму, заболеть алкоголизмом и наркоманией. В какой-то мере можно сказать, что танатофоб убивает сам себя, боясь смерти.

Когда человек не в состоянии контролировать свое состояние, терпеть свои мучения, необходимо обратиться к специалисту. Психологическая работа поможет определиться со смыслом жизни, через примирение со смертью. Рано или поздно любой человек проходит через проблему смерти. Кто-то справляется сам, а кому-то нужна квалифицированная помощь.

Психотерапия поможет примириться с собственной смертью, а не бегать от нее. Если убегаешь от страха, тогда делаешь его еще больше. Здесь, в силу неизбежности соприкосновения со смертью не нужно убегать от нее, а следует, опережая страх, ставить и решать подобные проблемы.

Приближение смерти на сильных духом действует намного меньше, нежели на людей с ущербной (неразвитой) личностью. Человек с целостной личностью, с развитыми духовными уровнями до конца остается самим собой, он свободен от страха смерти. Как известно, психотерапия наиболее ценна именно этим, особенно для взрослого человека.

Великая актриса Марлен Дитрих однажды сказала: «Нужно иметь большую фантазию, чтобы бояться смерти». Действительно, каких только фантазий не услышишь на приеме от танатофоба. Но ведь вся эта творческая активность должна быть направлена в приемлемое русло. Важно чтобы деятельность человека была продуктивной и полезной. Поэтому в самом начале психотерапии уместно уточнить — считает ли себя человек продуктивным и в чем. Если нет, то психотерапия должна помочь ему выработать новые направления деятельности, сдобренные новыми, рожденными в долгой психологической работе смыслами.

Важной частью психотерапии является воспитание устойчивости к страху смерти. Эта работа направлена не на избавление от страха человека, а на выработку умений владеть собой при его появлении.

В процессе психотерапии происходят перестройки смысловой структуры сознания и переориентация на новые жизненные задачи. Это может предполагать смену характера деятельности и взаимоотношений человека с социумом. Решение проблемы принятия смерти оказывает глубокое влияние на весь дальнейший ход развития личности, особенно в части развития ее духовного потенциала. Возникающая в результате психотерапии более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

Итак, танатофобия это процесс и кризис, разрешение которого связано с обретением новой идеологии жизни и умиранием отжившей. Умирание старого и формирование нового мышления, истинного актуального смысла жизни, действительного «Я» — позволяет избавиться от страха смерти и улучшить качество жизни.

© П. П. Пономарев, 2010 г.

Просмотров: 1779
Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме:

  • Что такое страх смерти и что он несет?
  • Частые ссоры ведут к преждевременной смерти
  • Владината Петрова. Кто создает «Группы смерти» (клубы самоубийц для подростков) в соцсетях?
  • Почему человек зевает и что значит, когда зеваешь?
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Сергей Юрченко. Человек, Бог и Смерть. Происхождение религии, магии и мистицизма
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Григорий Чаусовский. Психотренажер для снижения биологического возраста человека
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Е.В. Повешенный. Сознание человека
  • Дэвид Либерман. Как узнать: человек действительно уверен всебе или хорошо играет роль?
  • Удовольствия жизни - почему нам их не хватает
  • Узнайте человека по походке
  • Что может помочь вам преодолеть страх?
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Тамара Филиппова. Свобода человека
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Рамиль Гарифуллин. Где находится этот загадочный Центр Сознания и Воли? Уничтожит ли его Человек, благодаря развитию нанопсихологии?
  • Ирина Кобевко. Что он «несёт», или Как понять человека с первых слов?
  • Нaтaлья Аксeновa. Домашняя магия, или Ритуалы современного человека
  • Григорий Чаусовский. Инструментальная психотехнология гармонизации утреннего пробуждения человека
  • Игорь Дрозд, Леонид Цыбульский. Структура переживаний и ее место в мышлении человека
  • Завышенные ожидания мешают сексуальной жизни
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Ольга Хухлаева. Кризис середины жизни — так ли это страшно?
  • А. А. Ткаченко. Дело жизни: достижение личностью высшего предназначения. Монография. - А. Ткаченко
  • 10 главных ошибок в жизни
  • Правила жизни от Михаила Литвака



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь