Игорь Дрозд, Леонид Цыбульский. Структура переживаний и ее место в мышлении человека

Введение

Определение групп слов, характеризующих разную степень одного переживания, поиск определений переживаний позволили обнаружить связи между ними. Формализация связей привела к видению структуры. Наличие структуры переживаний было установлено изучением содержания переживаний, их систематизацией и нахождением связей между переживаниями.

Например, прагматический, т.е. научный ответ на вопрос «что такое любовь?» после десятков вариантов привел к ответу: любовь — это желание плюс доверие. Почему этот ответ? Ведь правильных ответов может быть десятки. В какой науке этот ответ истинный?

Поиск ответа велся в пространстве мотивации. Каковы мотивы поступков человека, принятия его решений, его предпочтений? Мотивация — область изучаемая психологией. Анализ психологической литературы, так или иначе посвященной мотивации, позволил сделать вывод об отсутствии системного понимания мотивации. Многолетний опыт преподавания в университете технических дисциплин позволил рассматривать проблему со стороны, накладывая на получаемые знания математическую точность и структурированность.

Значительную помощь в установлении структуры переживаний оказал анализ мотивации детей и животных, за которыми авторы много наблюдали в быту. Наблюдения обсуждались в рамках не формального, но постоянно действующего семинара, некоторого клуба по изучению мотивации и манипуляции личностью.

В результате трехлетнего поиска была рождена структура переживаний, которая представляется на суд человечеству. Понимание структуры позволит эффективно влиять на состояния пациентов психотерапевтов, моделировать программы поведения кибернетических систем, мотивировать учащихся к созидательной интеллектуальной деятельности и многое другое. Понимание структуры в переживании и места переживаний в мыслительных процессах позволяет кардинально переосмыслить возможности мотивации личности.

Экспериментальное исследование структуры переживаний проводилось на тренингах НЛП мастеров Украинской академии тренингов и в студенческих группах факультета электроники НТУУ «КПИ». Верифицировать результаты может любой читатель, так как эксперимент прост. Из 12-15 участников, желательно вначале не посвященных в суть эксперимента, выбираются три добровольца. Взявшись за руки, добровольцы располагаются вряд: стоя, сидя или лежа, в зависимости от формата мероприятия. Остальные участники располагаются так, чтобы видеть испытуемых и в особенности их лица. Испытуемым предлагается расслабиться и сосредоточиться на своем состоянии. Затем одному крайнему испытуемому предлагается, втайне от остальных участников, ввести себя в некоторое эмоциональное состояние. Второму крайнему испытуемому предлагается эмоциональное состояние смежного с первым переживанием. Средний испытуемый должен сообщить, что испытывает, в каком состоянии находиться. Остальные участники при этом фиксируют невербальные признаки его эмоций. Результат во всех случаях подтверждал представленную структуру.

Если проще, то любой читатель может открыть структуру в себе. Предложите себе в расслабленном состоянии представить, что в одной руке у вас «радость», а в другой — «доверие». Затем предложите им, распространяясь по рукам соединиться в теле. Какое чувство вы будете испытывать при этом? Задача не простая — идентифицировать, т.е. придумать название своему состоянию. Каждый человек описывает состояние в своей модели ощущений, зачастую не развитой.

Подбор слов и обобщение их до научной абстракции потребовал значительных усилий в поиске структуры переживаний. К примеру, в учении Будды говорится о кратчайшем пути от страдания к любви через точку покоя в медитации. Любовь для Будды состояние блаженства и, после изучения особенности трактовки индуизмом этого понятия, в структуре переживаний мы назвали это состояние радостью.

Статья написана в популярной форме, насколько возможно. Тем не мене, материал остается сложным для восприятия людей далеких от системных представлений о работе мозга и тела. Мы уверены, что несколько прочтений приведут к озарению. У нас это получалось.

В статье не приводится отчет об экспериментах. Достоверность их всегда может быть подвергнута сомнению. Компьютерные технологии позволяют создать «достоверную» экспериментальную информацию для желаемого, но не действительного результата. Истину в вопросах переживания читатели могут найти только самостоятельно.

Дополнительную проверку структура переживаний прошла при разработке структуры личности, которая разработана в рамках сверхзадачи — теории обучения.

1. Что есть что?

О переживаниях (волнениях) люди говорят много. Говорят на всех языках. В психологической литературе переживания чаще всего относят к эмоциям и называют эмоциональной сферой. В основе всех религиозных, этико-эстетических, всех мистических учений лежат переживания. Библия говорит о переживаниях как об отправной точке человеческого бытия. Будда в основу своего учения кладет постулаты о переживаниях. Христианство сводится к переживанию — «возлюби!». О переживаниях говорят гадалки и мудрецы, а вот сделать о них однозначные и вразумительные выводы, кажется, совсем не просто. Из чего состоят переживания, чему служат?

В развитом языке о сложности человека наберется не больше пяти десятков слов, характеризующих внутренние состояния человека и процессы в нем. Что остается, если исключить внешние воздействия, мыслительные процессы и ощущения тела? Останутся, именно, переживания. Часто, в том же смысле используют слово «волнение» или выражение на подобии — «душевные волнения». Беллетристы упражняется в придумывании словесных форм для передачи оттенков душевных переживаний своих героев. При помощи беллетристики люди ограниченные в доверительном (духовном) общении воспитывают и будоражат неразвитые или угасающие чувства.

Отметить, что в последних двух предложениях есть слова, которые являются ключевыми в понимании «душевных» процессов и слова, которые возбуждают их. Слово «переживание» в русском языке наиболее подходящее для обозначения внутренних, но не мыслительных процессов. Переживать — в значении еще раз прожить, близко к возбуждению «душевных» волнений, связанных с опытом прошлой жизни. Ключевое понимание состоит в том, что переживания быстротечный процесс «переходов» между различными состояниями. И сами состояния обычно тоже быстротечны, как и мыслительные процессы. Эти 20 доступных человеку состояний в процессах переживаний являются неосознанной оценкой образа. Неосознаной, в нашем понимании, значит не подвергнутой пространственно-временному анализу. То есть каждый образ мыслительного процесса идентифицируется по составляющим и автоматически, неосознанно оценивается — вне времени и пространства. Такое оценивание не является одиночным актом сравнения (или чего ни будь), а представляет собой процесс перехода от состояния к состоянию, в одном из которых процесс приостанавливается (зависает) либо переходит к мыслительным процессам. Именно ограничения на переходы между состояниями и закономерности этих переходов позволяют говорить о существовании структуры переживаний общей, по крайней мере, для млекопитающих.

Вначале разберемся с понятием образа, без него нельзя объяснить ни мыслительных процессов, ни переживаний человека. Мышление и переживание две группы процессов, которые происходят в человеке связано и одно без другого бессмысленно. В нормально функционирующем организме (мозг+тело) три мыслительных процесса (восприятие, вспоминание и воображение) «творят» образ, который возбуждает переживание либо слово. Словесный оборот в голове будем называть думаньем. Если три мыслительных (образных) процесса доступны и животным, то думанье нет. Думанье, постоянно развиваемое человеком, из организующего процесса, становиться у человека часто довлеющим, ограничивающим мыслительные процессы и переживания. Слово может отражать какую-то элементарную часть образа, тогда это величина однобитная в пространстве информации. Слово может вообще не быть связано с образом (абстракция, номинализация). Образ же «информационно» бесконечен. Для удобства описания (познания) люди ограничили множественные характеристики образа, распределенные по пяти пространствам ощущений в двести пятьдесят шест градаций каждую. Реально характеристики образа бесконечны, и описать образ достоверно не возможно. Но это и неважно для животного, ему это не требовалось. Животное образ не анализирует (обдумывает), оно его переживает. И люди изначально, до того как научились думать, образ переживали — оценивали неосознанно.

2. Состояния и переходы между ними

Самые первые состояния, которые вызывает образ у человека это самые древние, базовые и самые важные для выживания животного состояния — это ощущения «боль-наслаждение». Живое стремиться к наслаждению и избегает боли. И это является начальной координатой оценки образа. С первой секунды прожитого (опытом) мозг накапливает знания о переживании «боль-наслаждение», т.е. формирует нейронную сетку образа, которая связана с переживаниями «боль-наслаждение». Но это другое переживание, которое порождается самим мозгом — «страх-влечение». Можно сказать, что это первое истинное переживание. Это знание позволяет мозгу оценивать образ (воспринимаемый, вспоминаемый или воображаемый) без использования ощущений, оценить на возможность ощущения «боль-наслаждение».

Определение: Страхузнавание боли в образе. Боязнь = боль я знаю.

Влечение — узнавание наслаждения в образе.

«Влечение» благозвучнее слова «тяга», хотя это синонимы для рассматриваемого вопроса. Слово «интерес» меньше подходит, так как используется для передачи результата осознания, применения пространственно временного шаблона, в отличие от неосознанности переживаний. И еще: влечение — источник эстетики, страх — источник этики.

Все переживания происходят из-за впрыскивания гормонов различными механизмами в различные отделы мозга. К примеру, влечение стимулируется впрыскиванием тестостерона в области гипоталамуса, самого древнего отдела мозга, роднящего нас с первым млекопитающим.

Поскольку это ключевое знание о переживании остановимся на нем подробнее.

Мозг фиксирует (отражает) характеристики воспринимаемого образа в различных своих участках в виде соединений нейронов (в структуре). В районе височных областей обычно образуются структуры соответствующие аудиальным характеристикам образа, в затылочной части — визуальным, и т.д. Необходимо повторное восприятие характеристик образа для образования устойчивой связи нейронов — синапсов. Причем, локальные нейронные структуры (отражающие характеристики) с опытом (обучением) объединяются в охватывающие весь мозг структуры (отражающие образ). Поэтому на снимках МРТ видно, что активность при мышлении проявляется по всему мозгу. Но где-то больше, а где-то меньше. А для другого образа распределение интенсивности будет другое. Образу в мозге соответствует «глобальная» нейронная структура, и она через локальные структуры (характеристики) связана с другими глобальными структурами. Какими?

Во-первых, с системами, поставляющими информацию об ощущениях (процесс восприятия). А это пять органов ощущений и участки мозга обрабатывающие данные об ощущениях. Если ощущения привычные (те для которых локальная структура уже сформирована) возбуждение по нейронной сетке мыслительных процессов проходит без изменений структуры, вызывая возбуждение переживания и думанья. Если образ содержит новые составляющие (новое ощущение), в мозге создаются новые структуры — идет обучение. И тем быстрее, чем «сильнее», т.е. глобальнее воздействие нового на мозг человека. Сила воздействия связана с количеством (накалом, дозировкой, и пр.) ощущения и переживания. Причем, развитый мозг в основном использует уже существующие структуры ощущений, которые объединяются в новые подструктуры, достраиваются. Но возможно и образование дублирующих структур, т.е. одному ощущению соответствует две и больше локализованных структур в различных участках мозга.

Во-вторых, одни глобальные структуры связаны с другими глобальными нейронными структурами, сформированными другими образами. Такая связь осуществляется через локальные нейронные структуры, которые могут быть общими для многих образов. Так образуется нейронная сеть.

В-третьих, одновременно мозг все оценивает — переживает — сравнивает ощущаемое с уже прожитым. Результат сравнения (переживания) автоматически (но не инстинктивно) задействует участки нейронной сетки, которые связаны с нервной системой и другими системами тела (медиаторная, секреторная, гормональная и пр.). И так, переживания — это неосознаваемые процессы в теле как результат деятельности мозга. Переживание — это воздействие гормонов на нейронную структуру и на тело. Но гормоны разные и момент воздействия их в последовательности мыслительных процессов тоже влияет на вид переживания. В противоположность этому, осознание значимости, как осознанный вид оценки — это применение мыслительного паттерна времени и пространства к образу.

Страх мозга, как знание о боли (неосознаваемое) порождает реальные ощущения в человеке: в голове и теле. Эти ощущения вызывают воздействия на нервную систему и на мозг, как реальная боль. Те же, но не все: не задействуют рецепторы боли, гормоны впрыскиваются в кровь не в той последовательности. Что еще? Пусть скажут нейрофизиологи.

И, в-четвертых, нейронную структуру образа мозг человека связывает с нейронной структурой «говорящей» слова, и их сочетания. Причем структуры слов «прицеплены» в разных частях образа и могут дублироваться.

Возбуждение нейронной сети возможно с любой «точки», с любого «направления» и вызывает почти одновременное протекание всех процессов: мышления, думанья, переживания. С помощью переживания и думанья (слов) мозг управляет телом. Результатом думанья являются осознанные решения и действия. Результатом переживаний являются эмоции, которые проявляются неосознанно, «бесконтрольно», и некоторые из них похожи на действия (эмоциональные реакции).

И так, переживания есть один из механизмов сотрудничества мозга и тела. В мозге нет самостоятельных процессов. В здоровом мозге все процессы связаны через нейронную сеть. И все они обычно воздействуют на тело. Специальными упражнениями и медикаментозно люди научились «тормозить» и «возбуждать» активность отдельных участков мозга. Но для выживания эти состояния опасны, так как все они выключают думанье (механизм общения) и переживание (механизм оценки образа), а мыслительные процессы идут — мозг обрабатывает образы, но оценки отсутствуют.

Как следствие единства нейронной сети возникают различные связанные (зависимые) процессы, и переживания самый яркий из них. Можно смело утверждать, что обычно люди обмениваются переживаниями, думают о своих и чужих переживаниях, и само мышление и думанье в основном управляются переживаниями. Поэтому понимание механизма переживаний, их закономерностей позволит понять многое из поведения и мышления человека.

3. Структура переживаний

Первое мы установили: ощущение «боль-наслаждение» порождает локальные нейронные структуры его оценки — «страх-влечение». «Узнавание» в образе боли (страх) вызывает автоматически «отрицательные» ощущения и защитные инстинкты (бег или застывание). Для понимания механизма переживаний важно то, что мозг создает нейронные структуры соответствующие различным видам боли (страх) и наслаждения (влечение) и различные виды реакции на нее (эмоции). Все многообразие структур ощущений, их обработки и реакций на них образуют общую структуру, которую мы будем называть пространством переживания. Структуры взаимодействуют между собой, образуя глобальные мозговые структуры. Будем говорить, что пространства переживаний объединяются. Так взаимодействие нейронной структуры обработки боли взаимодействуя с нейронной структурой обработки страха, порождает качественно новую структуру, которая вызывает новые ощущения в теле, которые будем называть пространством страдания (см. рис.1,а). По аналогии пространство наслаждения и пространство влечения порождают пространство радости.

Для простоты изучения переживаний, описания механизма оценки образа, удобно представить переживания на координатной плоскости, с координатой ощущений (здесь и сейчас) и координатой «знания» о таких ощущениях (рис.1,б).  Порождаемые ощущением тела (боль-наслаждение) и «ощущением» мозга (страх-влечение) переживания будем называть чувствами.


а, б.
Рис.1. Графические модели пространства переживаний «ощущения-чувства» (разной степени формализма)

Такое название оправдано лингвистическими предпочтениями носителей русского языка. Словосочетания «чувство радости, чувствую силу, чувствую слабость» распространены и не режут слух. Естественно, встречаются и другие сочетания, но для понимания, т.е. создания знания, первым условием является присвоение однозначных имен. Будем называть переживания «боль-наслаждение + страх-влечение» уровнем ощущений, а его производную «страдание-радость + слабость-сила» уровнем чувств.

На рис.1,а изображены цветовые пятна, которые моделируют пространства соответствующих переживаний. Их форма отражает сложность и особенность каждого переживания у каждого человека. К примеру, у конкретного человека «боль» это не одно ощущение, а разветвленное сложное ощущение, которое складывается из тысяч отдельных воздействий мира на рецепторы организма в данный момент и в данном месте. Люди по разному переживают боль от одинаковых воздействий. Не испытывающие боль люди, чаще всего становятся садистами: им интересно наблюдать за непонятными эмоциями страдающих. И все это можно отнести ко всем переживаниям.

По аналогии с математикой будем говорить о пространстве переживания. В математике пространствами называют метод описания поведения объектов или процессов тремя и более координатами. Переживания определяются образом, порождаемым пятью органами ощущений и, строго говоря, должны описываться посредством координат пяти органов ощущений. Тем самым пространство переживаний получается пяти координатное. Но следует учесть, что образ есть урезанный мир, и чаще всего он трех координатный. Мозг облегчает свою участь и убирает из образа не существенное. Но и в этом случае описание пространств задача не простая. Каждый орган ощущения (канал восприятия) собирает весьма сложную информацию. Визуализация определяет цвет, размер, структуру, интенсивность, расстояние и динамику всех этих составляющих. То же касается и слуха, тактильных ощущений, обоняния и вкуса. Что из всего этого мозг зафиксировал как боль-наслаждение, а что выбросил, есть задача отдельного исследования конкретного пациента психиатра. Для нас же важно выяснить структуру переживаний и ее закономерности.

На рис.1,б представлена полностью формальная модель структуры переживаний двух уровней. Здесь стрелки показывают возрастание интенсивности переживания от ноля до максимума. Смежные переживания уровня ощущений образуют пространства уровня чувств. Между координатами «боль-влечение» лежит пространство «силы», а между «страх-наслаждение» — пространство «слабости». Координата это условность придуманная человеком для количественной характеристики и направленности. Соединив две координаты можно отразить связь между характеристиками, и заодно назвать это пространством. Поэтому, когда речь будет идти о пространстве переживаний, будут подразумеваться количественные отличия переживаний и связь между ними. В свете сказанного, координата состояния — это количественная характеристика отдельного переживания конкретного живого.

Направления ощущений однополярные, они не могут содержать отрицательных величин, которые есть научной абстракцией, как и частица «нет». С другой стороны для оценки ощущений необходимы сравнения. Это является всеобщим законом бытия и познания, даже когда сравнения не явны. Мозг для этого использует парные системы, главная из которых две половины единого мозга.

И так, есть две пары переживаний напрямую связанные с ощущениями, и волна последствий этих ощущений.

Когда человек реально ощущает что-то (восприятие образа), переживания могут и отключаться. Разнообразные медитации учат останавливать думанье и переживания с целью развития образных мыслительных процессов. Эти состояния позволяют «перепрописывать» (реипринтить) переживания в образах, заменять боль и страх на наслаждение и радость (эстетика буддизма). В психологии это основной прием решения психологических проблем, т.к. детские, самые ранние (до сознательные) переживания создают точку отсчета последующего опыта. И если мир становится безразличным, переживания становятся основными в жизни человека.

Пространства переживаний характеризуют все возможные состояния человека вообще. У конкретного человека есть некоторые точки пространства переживаний, которые он посещает чаще, и они могут изредка образовать линии в пространствах переживаний. Мозг экономит и на переживаниях. Но осознано или нет, человек может развивать свои переживания. Зачем? Говорят, что именно от этого мир становиться богаче. Хотите, проверьте.

Наборы таких устойчивых точек переживания (и мышления) психологи называют паттернами (англ. шаблон). Переживание это процесс и протекает он по паттернам, от точки в одном пространстве переживания к точке в другом пространстве. И движение по таким траекториям протекает строго в одном направлении: условно от низшего уровня к высшему.

Все человеческие состояния переживаний (а их двадцать) располагаются по четыре в пяти уровнях, строго определенно относительно друг друга. И это расположение образует одинаковую для всех людей структуру (см. рис.2). Это расположение и будем называть «структурой переживаний».

Понимание структуры переживаний позволит эффективно управлять процессами формирования личности. Переживания находятся в центре психической деятельности человека, социума и общества. Именно через переживания происходят все мыслительные процессы людей и животных. С помощью переживаний люди влияют и управляют. Через переживания люди познают и ценят мир.

Переживания носят уровневый характер и связаны между собой. Все уровни переживаний доступны только человеку. Рептилиям, к примеру, доступен только первый уровень, приматам четыре уровня.

 
Рис.2. Графическая модель структуры переживаний

Для упрощения понимания структуры на рис.2 пространства переживаний обозначены буквами. На рисунке переживания одного уровня равноудалены от центра. Круг изображает первый уровень. Переживания первого уровня могут породить переживания второго уровня, а те — возбудить третий уровень, и так до пятого уровня — уровня мотивации.

Диаметральные на рисунке переживания одного условного круга психически асимметричны относительно точки покоя организма. Все переживания парны, условно положительные и условно отрицательные. Это связано с принципом регистрации воздействия. Зарегистрировать воздействие возможно только при изменении его интенсивности. Зрачок глаза, к примеру, постоянно совершает мелкие колебания (тремоляции) иначе виденье получить не возможно. Для регистрации воздействия мира живое использует пары противоположностей.

Хотя все переживания важны для познания и использования мира и себя, живое стремятся переживать приятное. Двадцати переживаниям соответствуют двадцать эмоций. Эмоция это внешнее проявление переживания.

4. Функции структуры переживаний

Структура порождает ограничения и одновременно возможности. Сформулируем их в виде постулатов:

1. Воспринимаемый образ порождает 4 переживания первого уровня — уровня ощущений. Источником образов являются мыслительные процессы: восприятие, воображение и вспоминание.

2. Обработка образа мозгом связана с возбуждением и созданием структур нейронной сети мозга, а так же с возникновением связей влияющих на активность других участков мозга. Опыт порождает логическую единицу (структуру) и «отношение» к ней (связи, воздействующие на активность желез, мембран и пр.).

3. Человеческий мозг помимо нейронной структуры опыта и психических связей создает нейронную структуру «имени» образа и его частей. Слова в голове возникают при возбуждении нейронных структур управляющих органами речи при надобности говорить.

4. Образование новых уровней в структуре переживаний является следствием качественных изменений, связанной с началом активности новых гормонов, стимулирующих создание новых локальных структур мозга, т.е. изменением глобальных.

Первый уровень (ощущения) определяется работой самых древних участков мозга.

Второй уровень (чувства) зависит от наследственности, психологического климата внутриутробного развития. С базовой конфигурацией пространств ощущений и чувств человек рождается.

Третий уровень (отношения) возникает у людей в 2-3 года и связан с ростом и активизацией деятельности коры головного мозга.

Четвертый уровень (настроения) возникает в связи с ростом гормональной активности во время полового созревания.

Пятый уровень (мотивации) связан с социализацией личности, когда последняя активно включается в контекст социальных связей и взаимодействий. Этот уровень может вообще не сформироваться, что хорошо заметно у некоторых людей. Для формирования этого уровня личности необходимы одна из точек опоры в обществе: имущество, образование, семья, увлечения, работа и т.д.

5. Переживания верхнего уровня возбуждаются при наличии двух смежных (соседних) переживаний предыдущего уровня. Например, чтобы сформировалось и активизировалось переживание «И» необходимо наличие переживаний «Е» и «Д» (см. рис.2). В свою очередь, «Е» реализуется только при наличии «А» и «Б» переживаний, а «Д» — при наличии «Б» и «Г». Образ представляет обычно все четыре переживания первого уровня, которые, в свою очередь, порождают волну переживаний следующих уровней.

Переживания могут преобразовываться только в направлении от нижнего уровня к верхнему.

6. Переход с уровня на уровень переживания обычно не контролируется личностью и определяется наличием и степенью (накалом) переживаний. Однако терапевтическое и медикаментозное воздействия могут существенно изменять процессы переходов.

7. При невозможности перехода на следующий уровень (отсутствии смежного переживания) переживание порождает эмоцию либо один из четырех мыслительных процессов.

8. Зависимости переходов от интенсивности переживаний индивидуальны. Одинаковые переживания одного уровня могут вызвать у разных людей различное по интенсивности переживание следующего уровня, что объясняется индивидуальными особенностями психики и нервной системы. Неоднозначность развития переживаний вызывает известную неадекватность оценки эмоций людей.

9. Опыт переживаний накапливаясь, создает области в пространствах переживаний, в пределах которых и происходит перемещение по соответствующим уровням. Образование устойчивых перемещений по точкам областей, т.е. «сужение» переживаний, представляет привычку реагировать на образ — паттерн.

10. Слова как имена образов выполняют четыре функции в мыслительных процессах: звук (песня), имя доступа к определению (понятию, убеждению), имя доступа к зрительному образу, проводник эмоции.

Восприятие слова (внутреннего и внешнего) как образа переживается через первый уровень структуры переживаний (ощущения) и в результате может вызвать все доступные человеку переживания, «размазывается» в областях переживаний по паттернам, эмоционально выражается богаче и слабее.

Восприятие слова как эмоции, возбуждает переживания уровня соответствующего эмоции переживания, порождает искажения в паттернах переживаний, эмоций и мыслительных процессов. Слова бьют больно. Но с помощью слов можно влиять на процессы переживаний, добавляя смежную эмоцию переводить переживание на следующий уровень — это основа терапии.

11. Уровни переживаний отражают этапы развития психики животного мира. Пятью уровнями обладают только люди.

Структура переживаний позволяет идентифицировать причины и запускающие механизмы тех или иных эмоций человека, их подвижность. Малейшие изменения в воздействии на человека могут значительно изменить его реакцию (эмоцию).

Переживания в состоянии воздействовать на саму суть мыслительных процессов, влиять на убеждение и поступки человека, расширяя или ограничивая его способности, определять личность. Личность человека характеризуется отношением к собственности и четыре вида собственности умноженные на два отношения к ней (принятие и отрицание) порождают восемь групп личностей. Но отношение формируется в результате переживаний и выбор между видами собственности тоже есть результат переживаний. Но об этом механизме в другом месте

На рис.3. изображена графическая модель структуры переживаний с их условными именами. Разобраться в межуровневых переходах переживаний на схеме просто: два «внутренних» переживания образуют переживание более высокого уровня. Например, «наслаждение» и «влечение» порождают «радость» и т.п.


Рис.3. Графическая модель структуры переживаний

Названия пространств переживаний и уровней выбраны субъективно, т.е. носят дискуссионный характер. Вместе с этим, они выбраны в результате длительного анализа слов, используемых для обозначения феноменов эмоциональной сферы.

На рис.4 изображена структура мыслительных процессов с последовательным разделением уровней переживаний. Такое изображение позволило обозначить переходы между соответствующими уровнями и переходы переживаний в другие человеческие процессы: мышление, эмоции и поведение.

На рис.4 переживания образующего уровня представлены как оси координатной плоскости, и образуют пространства переживаний образуемого уровня — «квадранты плоскости». В этих бесконечных областях у каждого человека существуют локальные области своего опыта переживаний. Пунктирные линии изображают переход от областей возбуждаемых переживаний к соответствующим областям порождаемых. Плоская форма областей и линий используется в графической модели как вынужденная условность. Реальный опыт переживаний возможно изобразить, скорее, объемными ломаными кусочно-рваными поверхностями. Метафорически такой опыт можно представить в виде образа покрученных, поеденных морем раковин моллюсков. В контексте такой метафоры психотерапия как раз и занимается тем, что сглаживает эти поверхности, заклеивает в них отверстия, создает благоприятные социуму паттерны переживаний.


Рис.4. Графическая модель структуры мыслительных процессов

Также на рис.4 изображены стрелками переходы к мыслительным процессам и обратно. Согласно постулатам если на каком-то уровне возбудилось одно переживание, оно «выливается» в эмоцию или переходит в один из мыслительных процессов. В мозге человека современного общества чаще всего сильно упрощенный образ из воспоминания порождает слово, а оно порождает переживание и этот цикл вертится в голове и теле пока образ восприятия или чужое слово не запустят другой цикл.

Необходимо отметить, что переживания и переходы между уровнями могут развиваться очень быстро. Могут возникать циклы самих переживаний и приводить к усилению переживания — нарастанию эмоции. Циклы производят поворот области переживаний. В результате переживание может превратиться в свою противоположность под воздействием неуловимых факторов.

Не ограничивая переживания, человек может достаточно далеко зайти в своем накале страстей. По счастью, постоянная стимуляция человека сигналами из окружающего мира не так часто позволяет «зацикливаться» на собственных переживаниях, способствует расширению и обогащению используемой модели реальности (когнитивной карты).

Переживания, о которых говорилось выше, представляют переживания «о себе», «душевные волнения» — «я»-переживания. Наравне с ними, человек имеет «ты»— и «они»-переживания, которые, по большей части, похожи именами с паттернами поведения и «я»-переживаний. Но это вопросы отдельного рассмотрения.

Метафорически можно по-разному изображать процесс переживаний. К примеру, представим такую условную метафору: четыре расположенные рядом дуршлага. Под ними еще четыре, но повернутые на 45 градусов, и так 5 уровней. Посыплем сверху горошины и посмотрим, что с ними произойдет. Из последних отверстий снизу, горошины выпадут с сильно измененным распределением по месту в потоке горошин и скорости относительно начального их положения. Часть горошин выпадет в сторону, часть застрянет в отверстиях, влияя на последующие пробы. А теперь, в контексте этого же примера, представим, что дуршлаги деформированные, будто по ним проехалось колесо автомобиля.

У каждого взрослого человека формируется особенная структура 20 областей переживаний: с особенными формами и размерами, с особенностью перехода на каждый другой уровень. И, взаимодействуя с миром, мы все время пропускаем через эти области воспринимаемое, вспоминаемое, воображаемое и обдумываемое. И структура переживаний распределяет соответствующее воздействие по разным процессам согласно паттерну — созданному и проверенному опытом жизни. Так, к примеру, на опасность нужно отреагировать действием незамедлительно, а воспринимаемый фон пропустить по паттерну до пятого уровня: принятия или примирения. Вопрос возбуждает любознательность однобоко (без возбуждения смежного переживания), от туда к обдумыванию (диалогу внутри) соответствующей информации, или же направляет ее на образную переработку.

При формировании уровней (в процессе роста и развития человека) происходит освоение переживаний, формирование личности, и именно в это время наиболее явно демонстрируются эмоции данных уровней. Человек сталкивается с чем-то новым в себе, актуализируя и функционально осваивая это. Значительные «перекосы» в формировании уровней вызывают соответствующие «перекосы» в убеждениях, поведении. Безусловно, у «воспитателей» имеются значительные возможности уравновешивания структур уровней, однако существенное влияние при их формировании оказывает физиология с ее генетическими факторами, диетой (мы то — что едим) и экологическими особенностями среды формирования растущего организма.


Рис.5. Модель формирования и работы паттернов переживаний

На рис.5 показана графическая модель формирования паттернов переживаний. Фильтр восприятия «вычленяет» из мира и проецирует в пространство переживаний некоторый образ. Фильтр не является ни однозначным, ни стабильным. На данном рисунке стрелки отображают степени свободы положения фильтра относительно мира и областей переживаний. В пространствах переживаний человек имеет свои области опыта (на рисунке — цветные однотонные пятна). Элементы образа вызывают отклик в областях опыта в том случае, когда они соотносятся с ними. Отклик на рис.5 изображают стрелки. Отклики из двух смежных областей переживаний могут сформировать и актуализировать переживание в соответствующей области следующего уровня, породить эмоцию или мыслительный процесс. На рисунке эти переходы показаны цветными линиями. В пространстве переживаний человека создаются не только области опыта, но и устойчивые треки переходов — паттерны переживаний.

Задача формирования взрослого человека, развитой личности, участника коллективного общественного созидания сводится к тому, чтобы паттерны переживаний завершались на высшем уровне своей реализации — на пятом уровне переживаний. Неуютно, когда взрослый человек «зависает» в своем развитии на ранних уровнях, притом неуютно всем: и ему, и окружающему социуму.

Разрушение паттернов и формирование новых, трансформация областей опыта и создание новых — задача воспитания, обучения и психотерапии. С этой задачей также могут справляться психотропные вещества. При передозировке или регулярном своем использовании они уничтожают в человеке паттерны и области опыта переживаний, в результате чего, говоря метафорически, остается думающая рептилия с первичным уровнем переживаний — боль-наслаждение и страх-влечение. Покуда «железа наслаждения» не отомрет, рептилию в страхе интересует только, как избежать неминуемой боли. В тяжелых и запущенных случаях зависимости выживает тот, у кого «железа» умрет раньше, чем другой жизненно важный орган. После этого нужно заново формировать опыт в областях переживаний.

Некоторые явления процесса переживания не имеют обозначения, а некоторые определения в научной и популярной литературе обладают другими значениями. Названия уровней также условны. Ощущением и чувством часто называют одни и те же состояния и процессы. К тому же органы восприятия воздействий мира на носителей психики называют органами чувств или органами ощущений. А каким термином обозначить процесс перехода с уровня на уровень переживания? Хотелось бы использовать интуитивно однозначные и оправданные слова. Вот и приходится использовать определенные универсалии (номинализации) в различных смысловых формулах. Новое знание породит словотворчество, в результате чего будут созданы термины, однозначно соответствующие явлениям родной природы.

Научное подтверждение теории переживаний в психологической литературе найти сложно. Мы начали с книги: «ЧЕЛОВЕК. Мозг, разум и поведение» авторов Ф. Блум А. Лейзерсон Л. Хофстедтер («Мир», 1988) и десятка книг НЛП направленности.

Игорь Дрозд и Леонид Цыбульский, НТУУ«КПИ», г.Киев

© И. Дрозд, Л. Цыбульский, 2012

Просмотров: 1226
Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме:

  • Елена Бутивщенко. О психологии восприятия товара через призму переживаний покупателя
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Околосмертные переживания - не только перед смертью
  • Ассертивность: что это, для чего нужна и как ее обрести
  • Ирина Кобевко. Что он «несёт», или Как понять человека с первых слов?
  • Шопинг-терапия: что это и как она работает
  • Леонид Кроль. Харизма лидера — что это такое
  • Какие мозговые структуры управляют поведением
  • Азим Турдыев. Воспитание. Что это такое?
  • Ольга Хухлаева. Кризис середины жизни — так ли это страшно?
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Николас Энкельманн. Что такое страх и как его перебороть?
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Любовь зависит от уровня гормонов в крови
  • Е. Леонтьева, А. Зарицкая. Первый ребенок в тридцать — неожиданные чувства. Диалог двух психологов
  • Григорий Чаусовский. Психотренажер для снижения биологического возраста человека
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Что человеку нужно для счастья?
  • Что может помочь вам преодолеть страх?
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Рифкат Гатупов. Мир под ракурсом судебной психиатрии в художественном фильме Рамиля Гарифуллина «Режиссер мозга» — мастер-класс для психотерапевтов.
  • Как контролировать удаленных сотрудников, чтобы они делали все вовремя, хорошо и с первого раза?
  • Н.Б. Энкельманн. Что для вас означает успех?
  • Что такое страх смерти и что он несет?
  • Георгий Сергацкий. Что важнее — грудь или попа? (Из книги «Изнанка любви, или Опыт трепанации греха...»)
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • За что отвечают гиппокамп и миндалевидное тело. - Функции мозга
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь