Р. Уолш. СЕМЬ ПРАКТИК

- Оглавление -




Глава 29

УПРАЖНЕНИЯ В МУДРОСТИ

Поистине, ничто в этом мире
не очищает так, как мудрость.

Бхагавадгита

Тибетские буддисты говорят: "Мир – это деяния учителя". Это транснойя – представление, согласно которому мир и весь опыт жизни – это призывы учиться и пробуждаться. Задача состоит в том, чтобы открыться этому опыту и учиться на нем.

Упражнение 1: ПОСВЯТИТЕ ВРЕМЯ ТИШИНЕ И УЕДИНЕНИЮ

Для большинства из нас реальная проблема состоит в том, чтобы найти непрерывный отрезок времени для тишины и уединения. Все время, которое у нас есть, обычно заполнено работой, поездками, или развлечениями. Это весьма прискорбно, поскольку иудейская Тора специально указывает:

Мудрость... зависит от возможности досуга.
Только тот, у кого мало дел, может быть мудрым.

Поэтому полезно выделить какое-то время, которое вы регулярно будете проводить в одиночестве и в покое, даже если это будут несколько минут в день или час в неделю. Это можно делать в любой приятной обстановке, хотя природа может оказаться особенно ценной.

Вы могли бы начать с того, чтобы посвятить какое-то время своему исцелению и пробуждению. Если есть какой-то вопрос или проблема, на которых вы хотели бы сосредоточиться – пожалуйста, поступайте так. Возможно, вам захочется немного почитать для вдохновения, но лучше всего проводить время, главным образом, в спокойном размышлении, быть может, в сочетании с медитацией или молитвой.

Упражнение 2: ПОРАЗМЫШЛЯЙТЕ О "ЧЕТЫРЕХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯХ УМА"

Представьте себе, что вы собираетесь приступить к одному из самых длительных и напряженных духовных упражнений, какое доступно человеку – вы готовитесь начать трехлетнее уединение, используемое в практике тибетского буддизма. В течение трех лет и трех месяцев вы, вместе с небольшой группой других практикующих, будете оставаться в уединенном доме, днем и ночью, посвящая себя непрерывной духовной практике. С чего вам начать? Какие упражнения развивают мудрость и мотивацию, чтобы вдохновить вас на три долгих года?

Вы начинаете с того, что проводите первый месяц, размышляя над четырьмя глубокими идеями. Эти идеи известны как "четыре преобразователя ума", потому что они помогают нам понимать природу жизни, и соответствующим образом изменяют наш ум и нашу жизнь. Они представляют собой размышления над такими фактами:

  • Жизнь невероятно драгоценна.
  • Жизнь коротка и смерть неизбежна.
  • Жизнь полна неизбежных трудностей.
  • Жизнь формируют наши нравственные решения.

Эти идеи можно найти и в других великих религиях, но в тибетском буддизме они считаются основополагающими.

Начните с того, что ненадолго расслабьтесь и успокойте ум. Затем медленно и вдумчиво прочитайте одну идею и сопровождающее ее обсуждение. Пусть вам на ум приходят родственные идеи и ассоциации. Если возникают какие-либо эмоции, например, благодарность за жизнь или страх смерти – исследуйте их. Подумайте, что эта идея значит для вашей жизни, и хотите ли вы что-либо изменить. Дайте себе время как следует прочувствовать идею и ее следствия. Когда будете готовы, переходите к следующей идее.

Жизнь невероятно драгоценна

Дар жизни бесценен, и тем из нас, кому досталась, по выражению тибетцев, "свободная и благоприятная жизнь", невероятно повезло. Будучи свободны от таких ужасных трудностей, как крайняя нищета или изнуряющая болезнь – которые поражают столь многих людей – мы вольны следовать нашим глубочайшим желаниям и находить счастье для себя и других. Эта свобода – замечательный дар. Еще более замечательно – иметь "благоприятную" жизнь, в которой у нас есть время, возможности, учителя, и друзья, которые способствуют духовной практике. Наша задача – в максимальной степени использовать эту бесценную возможность, не для того, чтобы соблазняться мелочными увлечениями и тривиальными целями, но чтобы стремиться к величайшей цели из всех – к собственному пробуждению и к пробуждению и благополучию других людей.

Жизнь коротка и смерть неизбежна

Когда мы не уклоняясь смотрим на жизнь, мы видим, что все, в конце концов, умирает. Никто не выходит отсюда живым. Зола к золе, прах к праху – такова судьба всего живого. Как гласит одна мрачная шутка, "Жизнь – это болезнь со смертельным исходом, передающаяся половым путем".

Смерть приходит к любому, и под конец жизнь кажется такой невероятно короткой. Моя восьмидесяти трехлетняя тетушка вторила замешательству всех старых людей, когда сетовала: "Так неожиданно однажды проснуться и обнаружить, что ты стар".

Не то, чтобы нас не предупреждали об этом. Мудрец за мудрецом просили нас отдавать себе отчет в том, насколько коротка и непредсказуема жизнь. Наша жизнь длится "всего лишь миг" – говорят даосы; "она быстротечна... приходит к концу как сон... как вздох" – взывают иудейские Псалмы. "Что есть твоя жизнь?" –спрашивает Библия. И отвечает: "Ты – дымка, которая появляется ненадолго и вновь исчезает". То же имел в виду Шанкара, спрашивая: "Что проходит быстро, как капли воды, скатывающиеся с листа лотоса?", на что он отвечал: "Юность, богатство, и годы человеческой жизни".

Указывая на краткость и неопределенность жизни, мудрецы вовсе не хотели привести нас в уныние – напротив, они хотели нас вдохновить. Без осознания своей смертности, мы склонны расточать жизнь в незначительных занятиях, успокаивать себя мелочами, и забывать о том, что в жизни действительно важно. Когда мы внимаем напоминанию христианского монаха: "смерть неизбежна, ее час неясен", то вспоминаем, что не знаем, сколько нам осталось, и это побуждает нас жить полнее, смелее, и безупречнее.

Именно поэтому столкновение со смертью может настолько преображать жизнь человека: оно срывает с нас маску отрицания смертности и потрясает до глубины души, заставляя нас заново переоценивать свою жизнь. Великий астроном Карл Саган, переживший как раз такой опыт, впоследствии писал:

Я всем рекомендую пережить опыт близкой смерти; он воспитывает характер. Вы получаете гораздо более ясное представление о том, что важно, а что нет, о красоте и драгоценности жизни.

Люди, столкнувшиеся со СПИДом, говорят, что название этой болезни можно расшифровать как "Ускоренное индивидуальное открытие самости",23 и что она приводит к "просветлению под дулом пистолета".

23 Непереводимая игра слов. СПИД по-английски AIDS (Acquired ImmunoDeficiency Syndrome). Эти же буквы являются анаграммой фразы "Accelerated Individual Discovery of Self" ("Ускоренное Индивидуальное Открытие Самости"). (Прим. перев.)

Жизнь полна неизбежных трудностей

Жизнь не только коротка, но и трудна. В ней бывают времена великой радости, любви, торжества, и восторга – моменты, когда мы вне себя от счастья. Но бывают и моменты неизбежного горя – болезни и утраты, скорби и отчаяния. Кроме того, существует невероятное количество ненужного горя – бессмысленного угнетения и пыток, массовых убийств и страданий. Никто из нас не выходит из жизни без потерь. Важно сознавать это, и не приукрашивать неизбежные трудности жизни, поскольку: "Если и существует путь к Лучшему, то он требует в полной мере хлебнуть Худшего". Именно поэтому религиовед Джейкоб Нидлман в своем обзоре мировых религий пришел к выводу:

Восприятие страдания, внутренне присущего человеческой ситуации, восприятие бесчеловечного отношения человека к человеку – это тот момент осознания, который все традиции называют чрезвычайным моментом. Это чрезвычайный момент потому, что именно осознание страданий – и наших собственных, и страданий мира – рождает сострадание и тягу к пробуждению. Эти мотивы побуждают нас к духовной практике и тем самым позволяют нам, в конечном счете, самим избегать страдания и облегчать страдание других.

Жизнь формируют наши нравственные решения

Все, что мы говорим, делаем, или думаем, влияет на нашу жизнь и порождает последствия, которые мучат нас или же помогают нам. Мы пылаем яростью – и гнев оставляет неизгладимый след в нашем мозгу; мы говорим с любовью – и любовь восстанавливает и тренирует наш ум. Это принцип кармы. Нравственный образ жизни абсолютно необходим для нашего благополучия. Мы уже исследовали эти принципы в предыдущей главе, и нам не нужно еще раз обсуждать их здесь – прибавим лишь слова Будды: "Где бы мы ни были, куда бы ни шли, результаты наших поступков следуют за нами".

Четыре мысли, преображающие ум, содержат в себе некоторые самые важные тайны жизни. Тибетские буддисты рекомендуют размышлять над ними многократно, даже ежедневно, зная, что посеянные ими семена постепенно преображают не только наши умы, но всю нашу жизнь.

Упражнение 2: ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

Это упражнение является расширением предыдущего и представляет собой чтение духовной литературы и размышление над ней. Обычно мы читаем, чтобы получать информацию, но чтение можно использовать и для целенаправленного развития мудрости. Когда мы читаем слова мудрых людей и размышляем над ними, то их идеи и точки зрения постепенно становятся нашими собственными. Каждая великая религия хранит сокровищницу высказываний мудрецов и побуждает нас читать и обдумывать их слова.

Способ наилучшего чтения такой литературы очень отличается от нашего обычного подхода – отличается настолько, что христиане называют его Lectio Divina – божественным чтением. Отец Томас Китинг, создатель Концентрирующей Молитвы, объяснял:

Мы склонны читать Писание, как будто это просто очередная книга, которую мы потребляем. Lectio – это прямая противоположность такого чтения. Это смакование текста, неспешное пребывание в божественном откровении.

В божественном чтении мы ищем прозрения, а не фактов, преображения, а не информации. Поэтому мы читаем медленно и вдумчиво, по нескольку предложений или даже слов за раз.

Чтобы приступить к этому упражнению, выберите какое-нибудь сочинение, которое вызывает у вас отклик. Это может быть древний священный текст, или слова современного мудреца, или, быть может, какие-то цитаты из этой книги. Читайте выбранный текст медленно и вдумчиво, позволяя словам проникать в глубину вашей души. Если у вас возникают близкие мысли, давайте себе подумать над ними; если появляются догадки – исследуйте их; если всплывают какие-то чувства – принимайте их; если на ум приходят какие-нибудь надежды или молитвы – молитесь. Разумеется, если вы теряетесь в посторонних мыслях или фантазиях, просто возвращайтесь к чтению. Осуществляемое таким образом священное чтение сливается с медитацией и молитвой.

Упражнение 4: УЗНАВАЙТЕ СВОИХ УЧИТЕЛЕЙ И ИХ ДАРЫ

Кто были люди, у которых вы больше всего учились? Это могли быть члены семьи, друзья, преподаватели, или даже дети. Возможно, что в то время они даже казались вам противниками или вызвали антипатию.

Вспомнив их, запишите их имена. Затем перечислите особые качества, которые делали этих людей столь полезными вам, и уроки, которые вы у них усвоили. А потом поразмышляйте над тем, какие ваши качества делают вас восприимчивыми к их мудрости.

Наконец, позвольте возникнуть чувствам благодарности и признательности к этим учителям. Быть может, вы когда-нибудь захотите выразить эти чувства им лично. Это, очевидно, будет для них подарком, но это также будет подарком для вас, поскольку выражение благодарности усиливает ее.

Упражнение 5: НАСЛАЖДАЙТЕСЬ ОБЩЕСТВОМ МУДРОГО ЧЕЛОВЕКА

Это упражнение очень просто. Составьте список лично знакомых вам людей, которые кажутся мудрыми или хотят учиться и стать мудрыми. Затем подумайте, как вам проводить больше времени в их обществе. Могли бы вы посетить их или пригласить их к себе в гости? Могли бы вы им как-то помогать или вместе с ними работать над каким-либо проектом? Возможно, вы организуете группу для совместного изучения этой книги и будете поощрять друг друга делать упражнения? Выберите подход, который бы вам понравился, и начинайте.

Упражнение 6: ОТКРОЙТЕ СВОЮ ФИЛОСОФИЮ ЖИЗНИ

Подобно многим великим святым, Ганди был одновременно простым и глубоким человеком, и мог передавать важные идеи в нескольких словах. Однажды он сидел у окна поезда; когда поезд тронулся, к нему бросился репортер с просьбой: "Можете ли вы что-нибудь сказать людям?". У Ганди был один из его дней молчания по обету, когда он мог общаться лишь немногими словами и только письменно. Наклонившись из окна, пока поезд набирал скорость, а запыхавшийся репортер бежал рядом с ним, Ганди быстро написал: " Я говорю это своей жизнью".

Посланием Ганди была его жизнь в простоте и служении, и жизнь каждого из нас – это тоже послание, отражение философии, которая лежит в ее основе. Знаем мы это или нет, но каждый из нас разрабатывает собственную философию жизни и живет в соответствии с ней. Эти философия включает в себя убеждения о природе жизни и нас самих, о том, что прекрасно и истинно, и чему стоит посвящать свою жизнь. Большая часть этой философии скрыта в глубине нас, будучи неосознанной и нераспознанной, но кое-то из нее можно извлечь на свет довольно легко.

Ганди продемонстрировал такую возможность. Когда его спрашивали, какова его жизненная философия, ему для ответа хватало всего трех слов: "отрекаться и радоваться". Отрекаться или избавляться от привязанностей и радоваться свободе и удовольствию, которые дает жизнь, свободная от пристрастий.

Чтобы открыть для себя свою руководящую философию, сначала расслабьтесь, затем закройте глаза. Когда вы почувствуете, что успокоились, мягко спросите: "Примерно, в трех словах, какова моя жизненная философия?" Затем позвольте ответу всплыть из глубины вашего ума. Не нужно бороться или пытаться угадать ответ. Это означало бы использовать интеллект – отнюдь не самую глубокую часть вашего ума. Вместо этого, просто оставайтесь спокойным, но бдительным и терпеливо полагайтесь на свою внутреннюю мудрость, которая подскажет действительно стоящий ответ. Когда это произойдет, вы откроете для себя некоторые глубочайшие принципы, которыми вы руководствуетесь в своей жизни.

Упражнение 7:
ПРОСМОТРИТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ

Широко признано, что периодически просматривать и оценивать свою жизнь и поведение чрезвычайно полезно – и необходимо для глубокой духовной жизни. Без этого мы движемся наугад, не учась на своем опыте или на своих ошибках. "Те, кто размышляют о своем поведении, приносят себе великое благо" – утверждает древний еврейский афоризм. Это размышление лучше всего проводить в духе спокойного исследования, нацеленного на понимание и приятие, а не на суждение и порицание. Самоисследование не следует путать с самоосуждением; самоанализ направлен на обучение, а не на наказание.

Рэбби Нахман призывал:

Обязательно отводите каждый день какое-то время для того, чтобы спокойно просматривать свою жизнь. Смотрите, что вы делаете, и обдумывайте, стоит ли это того, чтобы вы посвящали этому свою жизнь.

Полезно иметь систематический метод. Конец дня – особенно подходящее время для самоанализа, поскольку тогда мы можем просматривать, что сделали и чему научились за целый день. Один из походов состоит в последовательном просмотре дня, начиная с того момента, как вы встали. Нет никакой необходимости вспоминать все ваши дела – будет вполне достаточно основных событий и переживаний. По мере того, как на ум приходит каждое дело, просто размышляйте над ним, чтобы понять, чему вы можете научиться на том, как вы чувствовали и вели себя. В иудейской традиции людей, которые добросовестно проделывают этот вечерний обзор, называют "мастерами ночных раздумий".

Чрезвычайно важно помнить о цели обзора и всего самоанализа. Эта цель – учиться, а не порицать; накапливать мудрость, а не впадать в вину, ценить наши сильные стороны в той же мере, как и признавать слабые. Как показывает следующая история, мы можем учиться на своих ошибках не меньше, а порой даже больше, чем на своих удачных решениях:

После долгого и трудного восхождения на гору духовные искатели, наконец, оказались перед великим учителем. С глубоким поклоном они задали ему вопрос, который столь долго жег их изнутри: "Как нам стать мудрыми?"

Прошло немало времени, пока учитель не вышел из медитации. Наконец, последовал ответ: "Делая правильный выбор".
"Но, учитель, как нам делать правильный выбор?"
"Исходя из опыта" – отвечал мудрец.
"А как нам приобрести опыт?"
"Делая неправильный выбор" – улыбнулся учитель.

Регулярные размышления над самим собой помогают совершать правильный выбор. В результате возрастают мудрость и благополучие, тогда как болезненные чувства, наподобие озабоченности и вины, постепенно сходят на нет. Как указывал Конфуций: "Если при самоанализе человек не находит ничего, заслуживающего порицания, то какие же у него могут быть страхи и тревоги?"

Упражнение 8: КОРРЕКЦИОННАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Как быть, когда самоанализ обнаруживает какие-то глупые вещи, которые мы говорили или делали? Полезно постараться исправить как можно больше аспектов проблемы. Например, если мы кого-то обидели, то, прежде всего, следует извиниться. Как мы уже говорили в главе об этике, это поможет исцелить взаимоотношения. Если мы что-то повредили или уничтожили, возможно, будет полезно это починить или заменить. Это излечит утрату.

Важно также исправлять любые разрушительные эмоции или привычки, которые послужили первопричиной глупости. В этом может помочь коррекционная визуализация – метод, предложенный более ста лет назад иудейским учителем и в наши дни широко применяющийся в психотерапии. Он заключается в том, чтобы зрительно представить себе, как мы более умело справляемся с проблемной ситуацией.

Потратьте несколько минут на то, чтобы расслабиться. Затем припомните случай, когда говорили или делали что-то такое, о чем вы теперь сожалеете. Как можно более живо представьте себе, что вы снова находитесь в этой ситуации. Увидьте мысленным взором то место, где вы тогда были, и людей, которые там присутствовали.24 Припомните, что вы делали и как вы себя чувствовали. Затем позвольте сцене развертываться, и наблюдайте, как вы совершаете ошибку и видите ее последствия.

24 О методе визуализации см. подстраничное примечание в начале Главы 19. Следует отметить, что некоторым людям легче представить себе прошлую ситуацию в слуховой или кинестетической модальности – то есть, вызвать в памяти звуки или телесные ощущения, которые ее сопровождали, а затем попробовать перейти к визуализации, либо, если это не удается, работать непосредственно со звуками и ощущениями. Подробнее об этом см., например, Дж. О'Коннор, Дж. Сеймор, "Введение в НЛП", Версия, Челябинск, 1997. (Прим. перев.)

Теперь снова начните визуализацию с начала и снова позвольте сцене развертываться перед вашим мысленным взором. Однако, на этот раз увидьте, как вы делаете более мудрый выбор и отметьте, что вы при этом чувствуете. Например, быть может ваш друг сделал обидное замечание, и вы в ярости ответили ему тем же, тем самым, испортив вашу дружбу. Мысленно переигрывая эту сцену, вы могли бы увидеть, как вы делаете три глубоких вздоха, а потом превращаете все в шутку. Если хотите, вы можете переигрывать сцену несколько раз и пробовать различные типы умелых реакций. Всего несколько минут выполнения этого упражнения могут принести чувство исцеления, дать новое понимание, и положить начало формированию новых здоровых привычек.

Упражнение 9:
ОБРАТИТЕСЬ К СВОЕМУ ВНУТРЕННЕМУ УЧИТЕЛЮ

Мы считаем мудрость чем-то, чему нам следует учиться, и это отчасти верно. Однако великие религии также убеждают нас, что мудрость уже пребывает внутри нас. Наш ум – необычайное чудо, по словам Карла Юнга, "величайшее из космических чудес" – и он содержит в себе непочатые ресурсы мудрости и понимания. Мы знаем больше, чем нам кажется. Внутренний источник мудрости называли разными именами: например, в индуизме это "внутренний гуру", в тибетском буддизме – "личное божество", у христиан-квакеров – "тихий внутренний голос", а у психологов – "высшая самость". Независимо от названия, смысл остается одним и тем же. Мы обладаем внутри себя замечательной мудростью, которая будет направлять нас и помогать нам, если мы научимся ее находить и использовать. Один из способов делать это дает следующее упражнение.

Закройте глаза и расслабьтесь. Вообразите, что вы находитесь в каком-нибудь прекрасном месте – быть может, это ваши любимые гора, сад, или уголок морского побережья. Увидьте себя там и наслаждайтесь чувствами, которые у вас вызывает это особое место.

Сейчас вы собираетесь пригласить в это место чрезвычайно мудрого человека. Это может быть великий духовный учитель, или же какая-то неизвестная вам мудрая личность – мужчина или женщина25. Кто бы это ни был, этот человек должен воплощать в себе такие качества, как великая мудрость, любовь, и полное приятие вас таким, как вы есть.

25 По мнению К. Юнга, для представителей европейской культуры больше всего подходит образ пожилого мужчины - так называемый "архетип мудрого старца". (Прим. перев.)

Пригласите этого мудрого человека в свое любимое место и представьтесь ему или ей. Дайте себе время насладиться переживанием присутствия человека глубокой мудрости и безграничной любви. Каково это – быть с кем-то, кто вас полностью понимает и любит? Какие страхи и защитные уловки тают без следа в присутствии того, кто принимает вас именно таким, как вы есть?

Здесь вам предоставляется возможность поучиться и получить совет в отношении всего, что вас беспокоит. На мгновенье задумайтесь о вопросах, которые бы вам больше всего хотелось задать. Затем задавайте свой первый вопрос и спокойно ждите ответа. Не нужно стараться, чтобы что-то произошло. Просто расслабьтесь и предоставьте отвечать своей внутренней мудрости. Когда вы будете готовы, задавайте свой следующий вопрос, ждите ответа, и переходите к дальнейшим вопросам.

Затем спросите мудрого человека, не хочет ли он или она что-нибудь вам сказать. Опять просто расслабьтесь и ожидайте ответа. Потом спросите, нет ли у мудрого человека каких-либо вопросов к вам.

Наконец, спросите мудрого человека, сможете ли вы обращаться к нему в любое время в будущем, когда вам понадобится помощь, или когда вы будете делать это упражнение. Затем выразите свою благодарность за дары этой встречи.

Теперь вообразите, что вы начинаете сливаться с этим мудрым человеком, так что ваши тела, сердца, и умы сплавляются воедино. В действительности, вы уже едины, поскольку мудрец и качества любви и мудрости, которые он воплощает – это порождения и составная часть вашего собственного ума. Почувствуйте, что вы впитали в себя качества мудрого человека и исследуйте этот опыт. Каково быть мудрым? Каково чувствовать себя бесстрашным и не испытывать потребности защищать себя каким бы то ни было образом? Каково чувствовать безграничную любовь и внимание ко всем людям, включая самого себя? И каково полностью принимать и любить самого себя таким, как вы есть?

После того, как вы насладитесь этим опытом, тихонько откройте глаза. Постарайтесь сделать этот переход мягким и медленным, чтобы вы могли принести с собой качества, которые переживали.

Немного поразмышляйте над тем фактом, что эти качества – мудрость, бесстрашие, любовь, и приятие – вовсе не являются для вас новыми или чуждыми. В действительности, это аспекты вашей собственной личности, которые вы проецировали на мудрого человека. Правда, эти качества пока что не полностью развиты и не всегда вам доступны, но они есть и ожидают вашего внимания, чтобы расти и расцветать.

Это упражнение можно повторять всякий раз, когда вы хотите переживать и взращивать в себе положительные качества. Кроме того, его можно делать, когда вы нуждаетесь в руководстве, сталкиваясь с трудным вопросом или выбором, и оно особенно ценно в моменты смятения.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1351
Категория: Библиотека » Учебные пособия


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ОДИНОЧЕСТВО Сейчас чудный вечер, когда все ощущения
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЗВУКИ Но пока мы ограничиваемся книгами 150
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОСЕТИТЕЛИ Думаю, что я люблю общество не
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТЕНИЕ Если бы они тщательнее выбирали себе
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ГДЕ Я ЖИЛ И ДЛЯ ЧЕГО Есть
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ХОЗЯЙСТВО Когда я писал эти страницы 150
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ БОБОВОЕ ПОЛЕ Тем временем мои бобы, которых
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОСЕЛОК До полудня я работал на огороде,
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | Примечания В греческой мифологии Иол 150 друг Геракла,
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Доктора мудро советуют больному переменить климат
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ВЕСНА Когда ледорубы вырубают во льду протоки,
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРУД В ЗИМНЮЮ ПОРУ После тихой зимней
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРЕЖНИЕ ОБИТАТЕЛИ И ЗИМНИЕ ГОСТИ Я пережил
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ НОВОСЕЛЬЕ В октябре я ходил за виноградом
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ БЕССЛОВЕСНЫЕ СОСЕДИ Иногда на рыбной ловле мне
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ВЫСШИЕ ЗАКОНЫ 207 Возвращаясь в темноте домой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь