С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




(Часть I)
ЧИСТОЕ ПОНЯТИЕ


Предварительные замечания

§29. Категории являются всеобщими признаками, которыми обладают все предметы окружающего нас мира. В качестве таковых они являются конструктивными элементами (конструктиментами) нашего мышления, посредством которых оно выстраивает свою деятельность. Такая двойственная природа категорий говорит о том, что наше мышление и окружающий нас мир тождественны (одинаковы) по своему содержанию. Причём тождественны не через своё внешнее сравнение, а сами по себе.

§30. Мышление направлено на постижение понятий предметов. Деятельность мышления и её результат – постигнутое им понятие – представляют собой одно и то же содержание. А это значит, что наука о чистом понятии и наука о мышлении как таковом составляют одну-единственную науку, называемую логикой. Но поскольку в этой книге все разделы названы нами по именам рассматриваемых в них предметов, то, соответственно, и данный раздел мы озаглавили не логикой, а наукой о чистом понятии. Хотя, повторим, оба названия здесь правомерны.

§31. Задача данной науки состоит в том, чтобы систематизировать развивающуюся последовательность собственных определений чистого понятия (категорий). Соответственно, категории рассматриваются здесь также в своей чистоте, будучи освобождёнными от всякого чувственного материала. И точно таким же образом рассматривается здесь и чистое понятие. Не в качестве понятия какого-либо конкретного предмета, а в качестве самого себя как такового. "Система логики – это царство теней, мир простых сущностей, освобождённых от всякой чувственной конкретности"3a.

§32. В основе логической систематизации категорий лежат следующие принципы.

Первый принцип – разделение всей совокупности категорий на три группы, соответствующие трём этапам познания. Первая группа – это внешние определения предмета, вторая – его внутренние определения, третья – определения его понятия как такового.

На первом этапе мы определяем предмет со стороны его внешности. На втором этапе мы определяем его внутреннее строение и выявляем его системные связи с другими предметами. На третьем этапе мы соединяем внешние определения предмета с его внутренними определениями и формулируем его понятие.

§33. Второй принцип – продвижение мышления от абстрактных, содержательно бедных определений к конкретным, содержательно более богатым определениям. В обычной жизни знакомство с каким-либо человеком через его анкету начинается с самых общих данных: фамилия, имя, отчество, пол, возраст, рост, вес, место рождения. Затем идут более конкретные данные: образование, вероисповедание, национальность, род занятий, семейное положение, родители, дети. После этого перечисляются индивидуальные черты характера, которые принято излагать в характеристике, являющейся по сути продолжением анкеты, и т.д. Такой же порядок – продвижение от абстрактных содержательно бедных категорий к конкретным, содержательно богатым категориям, – соответствует и общей культуре нашего мышления, раскрываемой в логике.

§34. Третий принцип – продвижение мышления через выявление противоположных по своему значению категорий к их слиянию в третьей категории. Этот принцип выражает то, что процедура познания включает в себя как аналитический, так и синтетический метод в их единстве. Причём это единство не навязывается нам откуда-то извне. Аналитические и синтетические способности нашего разума заложены самим окружающим нас миром, определения которого сколь противоположны друг другу, столь и едины в своей противоположности.

§35. Руководствуясь такими принципами, наше мышление логически упорядочивает категории, благодаря чему мы в итоге приходим к понятию чистого понятия.

Наука о чистом понятии – логика – включает в себя три раздела:

Бытие,
Сущность,
Понятие как таковое.

Первые две части – Бытие и Сущность – составляют объективную логику. Третья часть – Понятие как таковое – субъективную логику.

Когда человека интересует какая-либо вещь, то, указывая на неё, он говорит: "Меня интересует это". Обнаружив эту вещь, он ставит вопрос о её сущности. Разобравшись с её внутренним строением и внешними связями, он в итоге пытается сформулировать её понятие. – Так вот, вместо огульного "это" нам предстоит рассмотреть детально разработанную логику обнаружения бытия вещей, вместо поверхностных рассуждений о сущности – логику определения сущности, а вместо расхожего требования "дать определение понятия" – учение о структуре понятия как такового.

Всё то, с чем предстоит здесь познакомиться, не является чем-то новым для нас, к чему мы никогда не имели никакого отношения. Всё это наше мышление проделывает ежедневно и ежечасно, но мы не обращаем на это своего внимания, подобно тому как по ходу разговорной речи мы мало заботимся о грамматике языка, но тем не менее в общих чертах соблюдаем её. Отличие, однако, состоит в том, что грамматика языка у каждого народа своя, тогда как грамматика разума едина для всех народов планеты.

§36. Чтобы облегчить задачу освоения данного материала, я предлагаю читателю припомнить свой опыт работы с оптическими приборами, например, с биноклем или с фотоаппаратом, снабжённым объективом.

Глядя через объектив на мир, мы наблюдаем следующую картину. Когда объектив находится в одной из крайних точек фокусного расстояния, мы видим в кадре серое размытое пятно. Переводя объектив в другую крайнюю точку фокусного расстояния, мы вновь получаем такое же серое, размытое пятно. Повторяя так много раз, вращая объектив туда-сюда, мы начинаем замечать, что в кадре что-то возникает и тут же исчезает. Замедляя вращение объектива, мы фокусируем очертания возникающих образов и в итоге получаем чёткое изображение предметов, находящихся перед нами. Далее мы пристально рассматриваем все те предметы, которые оказались в кадре нашего сознания, и находим среди них тот, который нас непосредственно интересует. После этого мы переносим всё своё внимание на этот предмет и рассматриваем уже непосредственно только его: его внешний вид, размеры, внутреннее строение и т.д.

Вам это знакомо? Тогда представьте себе, что Ваше сознание способно не только пассивно созерцать то, что происходит в кадре при работе с биноклем, но и самостоятельно выполнять такую несложную работу объектива.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 668
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • Платон. ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ Вечное411то, что существует во все времена: оно
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ДИЛЕММЫ28 две главы I. ДИЛЕММЫ Существуют разного
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ М.С.Козлова О книге Г.Райла Дилеммы Известно, что
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ОБЫДЕННЫЙ ЯЗЫК16 В своей аргументации философы часто
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | Латинские и иностранные слова и выражения A fortiori
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | Примечания Ryle G. Phenomenology Proceedings of the Aristotelian
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение КАТЕГОРИИ Учения о категориях и теории
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Х ПСИХОЛОГИЯ 1 ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИИ В
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава IX ИНТЕЛЛЕКТ 1 ПРЕДИСЛОВИЕ До сих
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VIII ВООБРАЖЕНИЕ 1 ПРЕДИСЛОВИЕ Я уже
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VI ЗНАНИЕ О СЕБЕ 1 ПРЕДИСЛОВИЕ
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава V ДИСПОЗИЦИИ И СОБЫТИЯ 1 ПРЕДИСЛОВИЕ
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава IV ЭМОЦИИ 1 ПРЕДИСЛОВИЕ В этой
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VII ОЩУЩЕНИЕ И НАБЛЮДЕНИЕ 1 ПРЕДИСЛОВИЕ
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ВВЕДЕНИЕ Эта книга предлагает то, что с
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава I МИФ ДЕКАРТА 1 ОФИЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава II ЗНАНИЕ КАК И ЗНАНИЕ ЧТО
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава III ВОЛЯ 1 ПРЕДИСЛОВИЕ Ментальные понятия,
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ М Е Р А Мера 150 это
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Должно же, наконец, наступить время, когда люди
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Введение §1. Человечество возникло в ходе развития
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ БЫТИЕ §37. В первом разделе логики 150
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ К О Л И Ч Е С
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ М О Р А Л Ь §865.
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ С О З Н А Н И
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Сознание как таковое §630. Сознание как таковое
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Самосознание И нас несло к большой воде,
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Разум §717. Сознание как таковое в единстве
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Д У Х Был я ноне 150
  • С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Интеллект §728. Функция нашего интеллекта состоит в



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь