- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



XIV. Учение об относительности

Таким образом, в махаяне мы сталкиваемся с новой интерпретацией старого буддийского принципа о взаимозависимом существовании элементов (dharmanam pratitya-samutpada). Однако теперь объявляется, что нечто зависимое или относительное не может рассматриваться как конечная реальность, и это положение доводится в махаяне до своего логического предела. В хинаяне бытие было раздвоено на обусловленное и необусловленное (sanskrita и asanskrita), но в обоих случаях реальное. Теперь же ни одна из частей бытия не рассматривается как окончательная реальность, а обе они сводятся к высшему единству относительности. Основная концепция раннего буддизма – идея о множественности конечных элементов (dharma). Основной концепцией махаяны будет их относительность (shunyata). Буддисты сами заявляют, что идея конечных элементов (skandha-ayatana-dhatavah), их взаимозависимости (pratitya-samutpada) и "четырех истин святого" принята и в хинаяне и в махаяне. Но если в первом случае речь идет о реальности отдельных элементов, то во втором имеется в виду их относительность, или нереальность135. Поскольку мы употребляем термин "относительный" для описания того факта, что вещь может быть определена только, путем упоминания ее связей с чем-либо и делается бессмысленной вне этих связей, подразумевая в то же самое время, что исследуемое нереально, мы с уверенностью, за неимением лучшего определения, можем переводить слово shunya словом "относительный" или "условный", а термин shunyata – "относительность" или "условность"136 [26]. Это, во всяком случае, лучше, чем переводить его словом "пустота", каковое значение термин этот может иметь в обыденной жизни, но не в философии. То обстоятельство, что термин shunya является в махаяне синонимом зависимого бытия (pratitya-samutpada), и означает не нечто пустое, а нечто "освобожденное" от независимой реальности (svabhava-shunya), и подразумевает, что ничто, за исключением целого, не обладает ею, и что целое запрещает каждую формулировку, будь она в виде понятия или слова (nishprapansa), поскольку они могут лишь раздвоить (vikalpa) реальность, а не овладеть ею, подтверждено множеством свидетельств в махаянической литературе137. О том, что этот термин никогда не означал математическую пустоту или просто небытие, утверждается с не меньшей настойчивостью. Те же, кто предполагает, что shunya означает пустоту, объявляются не понявшими этот термин и не уразумевшими цель, для которой он вводился138. "Мы релятивисты, мы не негативисты"139, – настаивает Чандракирти. Учебник школы мадхьямика открывается своего рода гимном в честь "зависимого возникновения", или "относительности". Его можно передать следующим образом:

"Совершенного Будду, первейшего из Учителей, я приветствую!
Он провозгласил принцип Относительности,
Принцип, что ничто /во Вселенной/ не может исчезнуть
И /ничего нового/ не может возникнуть.
Ничто не имеет конца,
Так же нет ничего вечного.
Ничто не идентично /самому себе/,
И нет ничего дифференцированного.
Ничто не двигается ни в том, ни в другом направлении.
Это /Нирвана/, блаженное Успокоение
Всякой /возможной/ Множественности"140.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 520
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПРОБЛЕМА НИЧТО Глава I ИСТОЧНИК
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение 1. В-себе и для-себя: метафизический обзор
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава II ДЕЙСТВИЕ И ОБЛАДАНИЕ 1. Экзистенциальный
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: ОБЛАДАНИЕ, ДЕЙСТВИЕ И БЫТИЕ Обладание,
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава III КОНКРЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМ До
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава II ТЕЛО Проблема тела и его
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ДЛЯ-ДРУГОГО. Глава I СУЩЕСТВОВАНИЕ ДРУГОГО
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава III ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ Чтобы достигнуть по возможности
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава II ВРЕМЕННОСТЬ 1. Феноменология трех временных
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ВТОРАЯ: БЫТИЕ-ДЛЯ-СЕБЯ Глава I НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава II САМООБМАН 1. Самообман и ложь
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ ПосвящаетсяКастору1 Введение В ПОИСКАХ БЫТИЯ 1. Идея
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Лев Маркович Веккер ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ: ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Литература Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 22 НА ПУТИ К ЕДИНОЙ ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКИХ
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 21 РЕЧЬ И СОЗНАНИЕ: ПРИРОДА ИНТЕГРАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ VII СКВОЗНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 9 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБРАЗА Поскольку в
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ VI ЧЕЛОВЕК ДЕЙСТВУЮЩИЙ Глава 18 РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 17 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Для составления
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ V ЧЕЛОВЕК ПЕРЕЖИВАЮЩИЙ Ценность абстракции определяется возможностью
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 15 МЫШЛЕНИЕ КАК ИНТЕГРАТОР ИНТЕЛЛЕКТА Соотношение мышления
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 14 ОРГАНИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Классификация познавательных формЖан
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 13 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ Рассмотрев характеристики мысли
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 12 ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ МЫСЛИ В предыдущей главе
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 11 РОДОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЫШЛЕНИЯ Когда мы подходим
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ IV ЧЕЛОВЕК МЫСЛЯЩИЙ Глава 10 COGITO ERGO
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 19 ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Эмпирика регуляционно-волевых процессовСоставление
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 8 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ВОСПРИЯТИЯ Исходным пунктом анализа
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ III ЧЕЛОВЕК ВОСПРИНИМАЮЩИЙ Глава 7 ПРИРОДА ЧУВСТВЕННОГО



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь