- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



XV. Истинно вечный Будда, познаваемый мистической интуицией

Применяя этот метод к хинаянической концепции угасшего Будды, представляющего, несмотря на это, вечную безжизненную субстанцию (svabhava или dharma), Нагарджуна решительно отрицает реальность последней, несмотря на все чувства благоговения, которые должна была вызывать эта идея. Будда понимается в хинаяне как конечная цель мирового прогресса, осуществленного в непрерывном потоке существований (bhava-santati)141. Он может реально существовать, пока действительно существует этот прогресс, но независимое существование обоих невозможно, ибо, будучи взаимозависимыми, они коррелятивны и, следовательно, не абсолютно реальны. Совершенно так же как больной глазами человек видит два изображения луны вместо одной, так и закоренелое неведение человечества удваивает каждую реальность. Только неведение142 может вообразить, что хинаянический Будда имеет свое собственное реальное бытие143. Никогда будды не объявляли, что они сами или их элементы действительно существовали144. Но, конечно, для каждого простого, неискушенного человека хинаянический Будда обладает реальностью. Будучи не в силах противостоять львиному рыку относительности145, хинаянист, человек малого религиозного энтузиазма146, убегает прочь, подобно антилопе, в темный лес реализма. Но махаяническое отрицание не означает, что всякая надежда на спасение должна быть отброшена147, ибо тот Будда, который выше всякого возможного определения (nisprapancha), не отрицается148. Махаянист, считающий, что Будда хинаяны не абсолютно реален (nihsvabhava), должен сознаться, что если он хочет установить полную истину (aviparitartha)149, то он не может утверждать даже и этого. Строго говоря, он не может утверждать, относителен Будда или неотносителен, является ли он и тем и другим вместе, или ни тем и ни другим одновременно150. Однако такие определения тоже условны (prajnapti) и являются лишь приписываемыми характеристиками (aropito-vyavaharah)151. Истинный Будда должен постигаться непосредственно интуицией. Невозможность ответа на поставленные вопросы о том, конечен мир или бесконечен и продолжает ли Будда существовать после нирваны или нет, относится как раз к этой невозможности какого бы то ни было определения152. Если вы настаиваете, что Будда существует, вы должны допустить, что после нирваны его не существует более153. Но если вы примите относительность такой концепции, то вопрос о его существовании вообще не возникнет. Будда слит в покое с природой и находится за пределами всякого возможного определения154. Те же, кто продолжают раздваивать его на вечного или невечного, существующего или несуществующего, относительного или неотносительного, всеведущего или невсеведущего, – все они введены в заблуждение словами155. Они не обладают непосредственной интуицией (na pashyanti) в отношении абсолютного Будды156. Подобно тому как слепой от рождения человек не может увидеть солнца157, так и люди, пребывающие в тисках общепринятых понятий, не могут непосредственно постичь Будды, но стремятся описать его (prapanchayanti) умозрительно. Именно ими он и не может быть постигнут непосредственно (aparvksha-vartin)l58. Будда должен рассматриваться как космический порядок (dharmatah), его тело есть космос (dharmata), сущность космоса непознаваема, и ее невозможно понять умозрительно159. Реальность Будды – это реальность вселенной, и поскольку Будда не имеет отдельной реальности (nihsvabhava), то и вселенная не имеет никакой реальности вне Будды. Все элементы бытия, просеянные через принцип относительности, приобретают великолепие160, все миллионы существований (bhutakoti) должны рассматриваться как проявленное в них тело Будды. Это и есть относительность, кульминационная точка мудрости (prajnaparamita)161.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 468
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ VI ЧЕЛОВЕК ДЕЙСТВУЮЩИЙ Глава 18 РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 4 РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ От допсихических
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ II ЧЕЛОВЕК ОЩУЩАЮЩИЙ Простейшим процессом, в котором
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 6 ОСНОВНЫЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЩУЩЕНИЙ В соответствии
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ III ЧЕЛОВЕК ВОСПРИНИМАЮЩИЙ Глава 7 ПРИРОДА ЧУВСТВЕННОГО
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 8 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ВОСПРИЯТИЯ Исходным пунктом анализа
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 9 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБРАЗА Поскольку в
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ IV ЧЕЛОВЕК МЫСЛЯЩИЙ Глава 10 COGITO ERGO
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 11 РОДОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЫШЛЕНИЯ Когда мы подходим
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 12 ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ МЫСЛИ В предыдущей главе
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 13 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ Рассмотрев характеристики мысли
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 14 ОРГАНИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Классификация познавательных формЖан
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 15 МЫШЛЕНИЕ КАК ИНТЕГРАТОР ИНТЕЛЛЕКТА Соотношение мышления
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ V ЧЕЛОВЕК ПЕРЕЖИВАЮЩИЙ Ценность абстракции определяется возможностью
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 17 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Для составления
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 19 ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Эмпирика регуляционно-волевых процессовСоставление
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ VII СКВОЗНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 21 РЕЧЬ И СОЗНАНИЕ: ПРИРОДА ИНТЕГРАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 22 НА ПУТИ К ЕДИНОЙ ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКИХ
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Литература Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 3 АНАЛИЗ ПОНЯТИЙНОГО СОСТАВА КЛАССИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 2 СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ Психические процессы 150
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ I ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Глава 1 ЗАГАДКА
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Лев Маркович Веккер ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ: ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ
  • КОНЦЕПЦИИ ЦЕЛОСТНОСТИ | ГЛАВА 1ГЕНЕЗИС КОНЦЕПЦИИ ЦЕЛОСТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ Обычно
  • Платон. ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ Вечное411то, что существует во все времена: оно
  • Ф. И. Щербатской. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ | Список сокращений Abh.KM 150 Anhandlungen f252r die Kunde
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь