- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



XI. Мадхьямики

Эта система философии и диалектики является основой религии махаяны. Хотя и другие системы – реализм сарвастивадинов и идеализм йогачаров – также изучаются в монастырских школах тех стран, где процветает эта религия, тем не менее именно система мадхьямика обычно рассматривается как истинная основа религиозного сознания приверженцев махаяны. Ибо следует учитывать, что махаяна действительно новая религия, настолько радикально отличная от раннего буддизма, что она имеет с ним столько же точек соприкосновения, сколько и с позднейшими брахманскими религиями Индии. Проф. О.Розенберг называет ее самостоятельной "церковью" и сравнивает ее положение с положением римской католической церкви, противостоящей протестантизму. Однако разница здесь даже более радикальна, поскольку новая религия должна была создать новый канон Священного писания109.

Никогда не было полностью осознано, какая радикальная революция трансформировала буддийскую церковь, когда новый дух, дотоле таившийся в ней, возник в блеске славы в первые века н.э. Сравнивая атеистическое, отвергающее душу философское учение о пути личного конечного освобождения, состоящего в абсолютном уничтожении жизни и простом почитании памяти его земного основателя, с заменившей его величественной церковью с верховным богом, окруженным многочисленным пантеоном и сонмом святых, религией очень набожной, обрядовой и церковной, с идеалом всеобщего спасения всех живых существ, спасения божественной милостью будд и бодхисаттв, спасения не в уничтожении, а в вечной жизни, мы можем с полным основанием утверждать, что история религий едва ли была свидетелем подобного раскола между старой и новой верой110, продолжающих, однако, претендовать на общее происхождение от одного и того же религиозного основателя111.

Тем не менее философская система, лежащая в основе этой новой религии, обычно представляется как крайнее выражение и логическое следствие того пессимизма и скептицизма, которыми, вероятно, был вдохновлен ранний буддизм. Она характеризуется как "полный и чистый нигилизм", как "законный логический вывод из принципов, лежащих в основе древнего буддизма"112. Она обвиняется в том, что содержит учение, утверждающее, что "все наши идеи основаны на не сущем или на пустом"113. Она изображается как "негативизм, который опустошает бытие до конечных выводов отрицания"114, как доктрина, чья концепция реальности заключалась в "абсолютном ничто"115. В соответствии с этим мадхьямики именуются наиболее радикальными нигилистами из всех когда-либо существовавших116. При сравнении их с ведантой утверждается, что если в этой системе отрицание имеет свою позитивную сторону, то последнее совершенно отсутствует у мадхьямиков, – отрицание которых представлено как "совершенно полный конец" (Selbstzweck)117.

Противники махаяны в Индии описывают ее подобным же образом. Например, Кумарила обвиняет мадхьямиков не только в отрицании существования внешних объектов, но также и в отрицании реальности наших идей118. Вачаспатимишра полон уважения к буддийским логикам, но по отношению к мадхьямикам он позволяет себе замечания, полные крайнего презрения, называя их сумасшедшими119 и обвиняя в сведении всего познавания в ничто120.

Шанкара обвиняет мадхьямиков в пренебрежении ко всему логическому и отказывается вступать с ними в дискуссии. Позиция Шанкары интересна, ибо в душе он полностью согласен с мадхьямиками, во всяком случае в их главных положениях, ибо и он и мадхьямики принимают реальность "первичного-без-вторичного" и мираж множественности. Но Шанкара, как ярый ненавистник буддизма, никогда не признался бы в этом. Поэтому он относится к мадхьямикам с большим презрением, но не потому, что они "отрицают существования наших идей" или проповедуют "абсолютное ничто", а потому, что мадхьямики отрицают возможность познавания абсолюта логическими методами (pramana). Вачаспатимишра в "Бхамати" правильно излагает это положение как свидетельство точки зрения мадхьямиков о том, что логика не в состоянии разрешить вопрос, что же такое на самом деле представляет собой бытие или небытие. Это мнение, как известно, разделяет сам Шанкара, не принимая авторитета логики как средства познания абсолюта. Однако существование без логики он считает привилегией ведантиста, как обладающего откровением, чтобы прибегать к нему тогда, когда логика бессильна. Поэтому от всех своих противников Шанкара требует точного соблюдения логических методов121. Следует добавить, что японские ученые Судзуки, Анесаки, Ямаками Сеген и другие, которые действительно знают, что представляет собой махаяна, никогда не совершали ошибки, рассматривая ее философию как нигилизм или чистый негативизм.

Теперь мы обратимся к основным положениям философии хинаяны, с тем чтобы лучше выявить радикальные перемены, вызванные духом махаяны, и таким образом ярче осветить истинную цель ее философии.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 411
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Шанкара. НЕЗАОЧНОЕ ПОСТИЖЕНИЕ | PSYLIB174 150 Шанкара. НЕЗАОЧНОЕ ПОСТИЖЕНИЕ
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ВТОРАЯ: БЫТИЕ-ДЛЯ-СЕБЯ Глава I НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ДЛЯ-ДРУГОГО. Глава I СУЩЕСТВОВАНИЕ ДРУГОГО
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава II ТЕЛО Проблема тела и его
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава III КОНКРЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМ До
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: ОБЛАДАНИЕ, ДЕЙСТВИЕ И БЫТИЕ Обладание,
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава II ДЕЙСТВИЕ И ОБЛАДАНИЕ 1. Экзистенциальный
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение 1. В-себе и для-себя: метафизический обзор
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава III ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ Чтобы достигнуть по возможности
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава II ВРЕМЕННОСТЬ 1. Феноменология трех временных
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ ПосвящаетсяКастору1 Введение В ПОИСКАХ БЫТИЯ 1. Идея
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПРОБЛЕМА НИЧТО Глава I ИСТОЧНИК
  • Ж.-П. Сартр. БЫТИЕ И НИЧТО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава II САМООБМАН 1. Самообман и ложь
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Увлечение восточной мистикой Когда говоришь об исходе
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Приход Брахманизма Следующий период истории религии Индии
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Оценка Брахманизма Таково в общих чертах мировоззрение
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Возникновение Буддизма Буддизм, основанный принцем Siddhartha по
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Духовное самоубийство как жизненная цель В буддизме
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Новый Брахманизм Буддизм есть последний этап по
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Обзор эволюции индуизма Окидывая взглядом всю эволюцию
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Несовместимость двух концепций Вернёмся теперь к тому
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение Попытка соединить Бога с дьяволом для
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Пантеон индуистских божеств Если подойти к этой
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Истоки индуизма Попробуем с этой точки зрения
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Молитвы богам Молиться человек может о чём
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Откровения духа обольстителя Апостол Иоанн говорит: возлюбленные,
  • Лама Анагарика Говинда. ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО БУДДИЗМА | Об авторе Лама Анагарика Говинда Эрнст Лотар Гоффманн,
  • Лама Анагарика Говинда. ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО БУДДИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ Мир, о Каччана, привык опираться на двойственность,
  • Лама Анагарика Говинда. ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО БУДДИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ И я открыл ту глубинную абсолютную Истину,
  • Лама Анагарика Говинда. ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО БУДДИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ С абсолютной точки зрения продолжительность жизни живогосущества



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь