О том, что плотская похоть не свойственна человеку,
но вошла в род наш от преступления Адамова
Будучи рожден от тления и греха, не обращайся опять
к тлению и греху, но старайся усердно восходить от тления к
нетлению, чтобы прежде общего воскресения воскресить тебе
душу свою, умершую от греха и страстей, и привесть ее от
смерти к бессмертию безгрешием и бесстрастием.
Последуй жизни не древнего Адама, преступившего заповедь
Божию, но жизни второго Адама Христа безгрешного.
Ибо живущие по плоти имеют умереть, подобно Адаму
согрешившему, а последующие за Христом, умершие в веке сем
для плотского мудрования, больше не увидят горестной смерти
встретят одно только радостное переселение из плоти
к Господу.
Адам не подпал бы смерти и тлению, если бы пребыл в
свойственном ему устроении от Господа если бы пребыл
при Боге, не отлучаясь любовию от Того, Кем он создан был.
Но так как он оставил Творца и прилепился к твари
оставил свойственное по началу бытия своего и прилепился к
несвойственному, плотскому, неразумному вождению, то по
необходимости подпал тлению и смерти. Ибо, отлучившись от
нетления и жизни, по необходимости впал в такое неразумное,
плотское сочетание и своим преступлением от совершенного
разума и возраста низвел естество наше в детский возраст и
в бессловесное младоумие, так что все мы
рождаемся в мир сей малыми, немотствующими чадами греха.
Но, будучи таким малым, не впадай в младоумие опять, но
преуспевай и возрастай в совершенный по мере возраста
разум. А выросши сам, старайся и иных родить благовестием
своим не в детское бессловесие, но в совершенный возраст и
разум да приведешь всех из тьмы неразумия к свету
разума и познания.
Не прилепляйся к несвойственной тебе плотской жизни,
происшедшей от преступления, но будь благоразумным
подражателем безгрешного строения, данного от Господа до
преступления. Ибо теперешнее житие по плоти явилось по
преступлении, а по духу устроение было дано от Самого
Господа до преступления. Итак, последуй духовной о Господе
жизни, которая была до преступления, а не той, которая
явилась по преступлении, дабы освободиться тебе прежде
смерти от смерти и греховного тления. Ибо лучше теперь
во временной жизни добровольно воскреснуть
духом и всегда жить для Господа, нежели после горькой
смерти безнадежно ожидать воскресения и жизни; лучше теперь
оставить временное, плотское сладострастие с оправданием и
похвалою, чем потом лишиться сего с осуждением и укоризною.
Итак, не повинуйся плотскому, неразумному вожделению, но
разумом обуздывай плотские похоти да не явишься
достойным осмеяния младоумным детищем.
Как Адам и Ева в начале сотворены были не от
совокупления и плотской бессловесной похоти, таким же
образом и мы все имели рождаться в мир: подобно Адаму все
мы вдруг приведены были бы из небытия. Но так как Адам
преступил заповедь и самовольно подвергся неразумию и
плотским похотям, то и нам суждено по необходимости так
происходить и рождаться в мир. Потому жизнь наша наполнена
такой скорби и печали, плача и рыдания, и наконец, мы
оканчиваем ее горькою смертию. Господь, желая извести
честное от недостойнаго, определил прекращать нашу
плотскую жизнь смертию, чтобы зло не было вечно и чтобы
всех нас, верующих, возвратить к лучшему, первому достоянию
и первообразию. Ибо если бы наше бытие было хорошо и
совершенно, то Бог не искал бы от нас лучшего, не прекращал
бы жизнь нашу смертию.
Мы подпали смерти и тлению потому, что поползнулись
от свойственного нам состояния в несвойственное плотское
похотение. Исперва же мы созданы были от Господа не на
смерть и не на плотское бессловесное похотение и сочетание,
но на Божественное желание и любовь. Ибо в раю до
преступления не было похоти и плотского вожделения, которые
появились после преступления и по изгнании из рая, а потом
и смерть вошла в мир. Потому плотская похоть прекращается
смертию; будучи же упразднена смертию, опять в
будущей вечной жизни она уже не появится. Там во
веки веков будут наслаждаться Божественным желанием и
любовию все только угодившие Богу.
Как соль рождается от воды и, прикасаясь опять к
воде, растворяется в ней и исчезает, подобно сему и человек
плотски рождается в жизнь от жены и, когда опять
бессловесно соединяется с нею, умирает душою для Бога.
Поэтому, будучи рожден от плотского, греховного соединения,
не вдавайся опять в греховное, плотское смешение да
не исчезнешь, как соль. Не для того ты сотворен от Бога,
чтобы опять обращаться на те же плотские, греховные
действия и умирать, но для того, чтобы, взыскуя лучшего и
блаженнейшего, ты восходил в первое достояние
безгрешное устроение Божие и преуспевал в этом. Приятен
нынешний, законный брак по плоти, но чистота и целомудрие
несравненно лучше и преславнее: исперва Адам назначен был к
этому именно (то есть к чистоте и целомудрию). А брак
попущен теперь на малое время только для тех,
которые не хотят пребывать в чистоте и разуметь лучшее или
не могут; чистота же пребывает во веки вечные.
Будучи крещен во Христа и рожден вторым
духовным рождением, водою и Духом Его, ты омылся от
первородного греха. Не пленяйся же опять грехом плотской
похоти и ее действиями да не уподобишься псу,
возвращающемуся на свои блевотины. Ты отвратился от тьмы и
бессловесия; не обращайся же опять ко тьме и бессловесию,
но стремись к свету разума и познанию всех вещей: к Богу,
сотворившему тебя, прилепляйся и с Ним соединяйся. Ты
создан Богом с Ним и соединяйся любовию; от Него
имеешь бытие свое к Нему и прилепляйся всею душою
твоею. От плотского, греховного вожделения произошли смерть
и всеконечное от Бога отчуждение, а чрез сохранение чистоты
-жизнь и совершенное присвоение Богу.
Рожденное от плоти плоть есть, а рожденное от
Духа дух есть. Ты рожден духовным рождением крещения и
снова вторым родился, духовным рождением обещания
(иночества), потому не ревнуй и не завидуй плотскому,
греховному рождению и телесному смятению. Но восходи к
лучшему и более славному: как обещался Богу, так духовно
возрастай и преуспевай. Сам возродившись духовно, старайся
и других возрождать духовно, а не плотскою похотию
пленяйся. Плотское сочетание оставлено только для немогущих
или нехотящих воздерживаться: нехотящим лучшего оставляется
худшее. Когда Божественная любовь презирается, тогда
наступает плотское, безумное пленение.
Итак, перестань самовольно желать юношеского
плотского взыграния, чтобы потом не пришлось оставлять его,
и невольно с большою тяготою. Да не прельщает тебя
доброта и красота лица тленной плоти, ибо она изменяется, и
истлевает, и скоро исчезает: никто не видел благолепного
старика; не бывает в гробе красоты неистлевающей, да и
недолго она пребывает. Всякая плотская красота есть огонь;
всякое благолепие утренняя роса; всякая плоть
трава; всякая слава человеческая как полевой цвет: изше
трава, и цвет ея отпаде! Один только глагол Божий и
Божественная любовь пребывают вовеки.
Истлевшая во гробе плоть привлекает ли тебя,
привыкшего пристрастно смотреть на видимое,
располагает ли уязвляться красотою лица ее? Но посмотри
теперь на сущих во гробе прежде тебя; и ты научишься отсюда
тому, что и после тебя, как сказал некто. И после тебя не
что иное будет, как только то, что сбылось прежде тебя с
другими: что случилось с другими, то непременно будет с
тобою. Потому не прилагай сердца твоего к твари, но все
твое желание и любовь возводи к Сотворившему все, от
Которого и ты имеешь бытие свое. Там тебе свойственно и
естественно быть. Ибо нигде и ни в чем не найдешь вечно
блаженной жизни и неизменяемой тишины для души твоей, как
только в Господе Боге, пресвятой Его любви и благодати
Пресвятого и животворящего Духа.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.