О том, чтобы не прилагать сердца своего к
настоящим вещам
и не искать покоя и утешения в земных сладостях,
но искать их в Одном только Господе Боге
Человече! Будь свободен от земного пристрастия,
чтобы, поработившись бессмысленным сластям, не был ты
связан вечными плачевными узами. Не прилагай сердца своего
к настоящим вещам да не прельстишься ими, как бы в
сонном мечтании. Не ищи покоя в земных сластях и утешения в
плотских похотях, но ищи сего в Господе, все сотворившем.
Будь, имея что на земле, как бы не имея, принимая что, как
не принимая, едя что, как не едя, пия что, как не пия: будь
свободен от всего земного, чтобы прилепиться тебе всем
сердцем твоим к Одному Господу. Все земное существует малое
время, но благодать Божия вечна. Земная сласть не дает
покоя, и похоть плотская не приносит прочного утешения
душе, а творит всегдашнее смущение и непрестанное
возмущение. Если бы ты и тысячи тысяч лет пожил в плотских
сластях, никогда не найдешь в них мира и покоя.
Как возможет тварь и плотская похоть дать
совершенный покой и прочное душе утешение, если не Сам
Творец твари успокоит душу не утешит Своим
утешением, не дарует ей вечного и присносущного
наслаждения?! Как розга не возрастает без корня и не
процветает, так и душа может иметь совершенное утешение
только в благодати Господней и в Пресвятом утешительном
Духе Его там, где корень ее бытия.
Часто душа во время скорби и печали, желая
утешиться, обращается и прилепляется к земной сласти, ища в
ней покоя и утешения. Но, мало в ней бессловесно
усладившись, получает потом сугубое томление и скорбь. Ибо
тварь не может дать душе истинного утешения, кроме утешения
ложного, прелестного, маловременного, соединенного со
скорбию и печалию. Когда человек и многие лета проживет в
плотских сластях, то, пришедши к концу, думает, что никогда
того не было, -представляется ему, что все то было в сонном
мечтании.
Век сей не имеет в себе никакого покоя и тишины.
Злоба и страсти человеческие никогда не могут дать мира и
покоя души, но приносят всегдашнее смятение и смущение.
Одно зло прошло, другое пришло; одно исчезло, другое
явилось, как в морском волнении и в переменах воздушных.
Всегда и непрестанно душа борется и мучится не только
внешними различными томлениями, но еще более своими
внутренними страстями: испытывает всегдашние беды,
всегдашнюю борьбу, как внешнюю, так и внутреннюю. Плотская
сласть, и временная красота и, всякое временное наслаждение
невнимательным представляется чем-то великим, а когда кто
хорошо рассмотрит, найдет ее весьма горькою и многомятежною
для души. Поэтому Господь, лучшее о нас прозревший, недаром
повелевает нам презирать эти мнимые наслаждения, чтобы мы
беспрепятственно стремились к наслаждению оным вечным,
мирным, присносущным наслаждением и покоем.
Любовь и плотская похоть никогда не утомляются и не
успокаиваются. Собери красоты со всех стран и похоти со
всего мира будет ли упокоена душа? Никогда, ибо одна
имеет такую красоту, а та иную; эта имеет такую лепоту, а
та другую. Если со всеми сими восхочешь любодействовать
сердцем твоим, как будешь иметь в сердце твоем тишину и
покой? Никак. Ибо ныне пожелаешь того, а потом иного; ныне
возлюбишь то, а завтра возненавидишь (омерзит) это; ныне
борим будешь тем, а в другое время другим. Так душа
непрестанно работает и никогда не успокаивается.
Возлюбивший же истинно Бога и прилепившийся к Господу всем
сердцем всегда находится в мире и покое.
Кто от века нашел покой в мире плотских сластей? Кто
от века в мире получил совершенное утешение? Никто. Не все
ли изнурили жизнь в скорби и печали? Не все ли скончали
жизнь в смятении и смущении? Наконец, все безвестно
пожаты серпом смерти! Нет в плотских сластях покоя и
истинного утешения, но всегдашняя брань и борьба для души.
Опять, чем более что-либо возлюбишь, тем более потом
опечалишься; чем более приложишь сердце твое к плотской
сласти, тем более получишь потом скорби и томления.
Бог, желая возвести нас, как малых неких детей, от
низшего к высшему до времени, предложил пред очами нашими
сие плотское устроение как некое млеко, чтобы мы от сего
восходили к лучшему и высочайшему разумению и познанию.
Небрежный же и ленивый, не заботящийся восходить к лучшему
и сладчайшему, Божественному желанию и разумению,
останавливается, как младоумное детище, на сей плотской
сласти млека.
Всякое плотское наслаждение есть тягота душевная, а
наслаждение духовное, Божественное о Господе, есть мир
души, довольство совести, свобода духа, радость, беспечалие
и нелицемерная ко всем любовь. Наслаждение же временное,
плотская похоть есть не что иное, как тягота и смущение.
Какой покой от объедения и пьянства? Какой покой от
плотской похоти и блудного рачения? Углуби только в этом
ум, свяжи себя плотскою похотию, и что получишь? Что
спасительное приобретешь? Ничего, кроме мрака, тьмы,
бессмысленного союза, недоумения, скорби и печали
неизвестности спасения.
О, как мятежна и многопопечительна жизнь суетного
мира сего! Нет никакого в нем утешения и покоя: одна только
тягота и великое томление души, ибо каждый день приносит с
собою молву и смятение и неожиданные беды. От самого
рождения человека и до смерти не бывает мира, но всегдашнее
смятение и смущение. Ибо родится человек в мир с болезнью и
воплем, растет и живет в скорбях и печалях, а скончание его
многоплачевно и рыдательно. По смерти же тело идет на
съедение червям, а душа на суд и неизвестное последствие
суда. Посему не прилагай сердца своего к настоящему веку,
не любодействуй в плотских сластях, чтобы не оказаться
нагим и пустым от всякого добра. Ищи всегда Господа, чтобы
сподобиться вечных благ: богати в плотских сластях
обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся
всякаго блага.
Итак, день и ночь взыскуй Господа, день и ночь
взыскуй Благодетеля, пока найдешь Его и приобретешь. Ищи
Его во всех концах земли; ищи Его во всем мире; ищи Его в
славе в богатстве, в плотской красоте, в земных сластях;
ищи Его во всей твари но нигде Его не найдешь. Ибо
Он держит всего тебя, а ты Его не знаешь; Он весь в тебе, а
ты Его не знаешь; царство небесное внутри тебя, а ты ищешь
его в другом месте; присносущное наслаждение внутри тебя, а
ты не разумеешь его. Но ищи Господа в себе день и ночь
да обрящешь Его и, обретши Его, получишь вечный
покой и с радостью возопиешь: "Приидите и увидите, яко
обретох желаемаго и соединихся присносущному, Емуже всякая
слава, честь и держава со безначальным Его Отцом, и со
Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, всегда, ныне и
присно, и во веки веков, аминь".
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.