- Оглавление -



ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ

Ведущие: Клер Боскин (Миннесота) и Кэрол Хвощински (Калифорния).

Кэрол — Итак, мы выяснили, что у нас много общего, но есть некоторые различия. Я не думаю, что эти различия носят культурный характер, так как подобные различия существуют и в нашей стране. У нас есть разные группы психологов, разные психологические школы. Ориентация на содействие развитию клиента (мы предпочитаем этот термин термину "пациент"), а не на борьбу с его расстройством, характерна лишь для гуманистической и трансперсональной психологии. Для многих американских психологов трудно осознать профессиональное значение своего личного роста, равно как и терапевтическое значение личного роста пациента. Суть же состоит в том, что человек, ориентированный на развитие, все время продолжает становиться тем, кем он может стать. Он осваивает все новые уровни приспособления к окружающей среде. Точно так же и мы, будучи психотерапевтами, все время продолжаем становиться психотерапевтами.

Таким образом, терапевт-психосинтетик ориентирован на саморазвитие и содействие развитию других людей; патопсихологическая проблематика при этом оказывается лишь частью некоего континуума. Психическая патология есть сужение спектра возможных реакций на среду. В работах некоторых британских психиатров, например, шизофрения рассматривается как вполне нормальная реакция на безумный мир: проблема состоит не в том, что человек реагирует так, а в том, что он не может иначе. Мы, как психотерапевты, продолжаем освоение континуума человеческих возможностей, продолжаем внутреннюю работу над собой с тем, чтобы быть в состоянии поделиться опытом такой работы с другими людьми.

Клер — Я хотела бы сказать еще об одном. Как отметил Кейлан, фрейдисты и бихевиористы сосредоточиваются на устранении отрицательных переживаний, на выявлении источника страданий человека. Психологи гуманистической и трансперсональной ориентации, к числу которых относим себя и мы, также неравнодушны к этим проблемам. В последние годы мы придерживаемся той точки зрения, что всякого рода психологические расстройства обусловлены разобщенностью человека с положительными сторонами своего существа, а также его недостаточной способностью к самопознанию и самолечению, – то есть лечению, в котором нас лечит не врач или психотерапевт, но сам опыт выявления нашего собственного внутреннего источника благополучия, а также нашего собственного источника желаний и потребностей. В отличие от предшествующих психологических школ, мы сосредоточиваемся прежде всего на таких положительных сторонах человека, как способность испытывать радость, любопытство, любовь и т.п., – мы стремимся получить доступ к этим качествам, совершенно необходимым для того, чтобы иметь дело с нашим личным страданием, страданием нашего общества, нашей планеты, нашего мира.

Ладно, а теперь давайте перейдем от этих широких заявлений к тем конкретным делам, которыми нам предстоит заняться в этой комнате.

Кэрол — Для начала хорошо было бы познакомиться. Нередко люди забывают, что они прежде всего люди, и уже затем профессионалы: в ответ на вопрос "кто вы?", они указывают место работы, должность, звание. Я хотела бы, чтобы мы отложили свои профессиональные маски психотерапевтов и представились в более личном плане. Для упрощения этой задачи я предлагаю выполнить одно очень короткое упражнение. Оно займет буквально одну минуту.

Это упражнение отчасти будет напоминать наблюдение мыслей в упражнении, которое проводил Кейлан. Я задам вам вопрос, а вы наблюдайте за мыслями, которые явятся вам в ответ. Посмотрите, сможете ли вы уловить самые первые мысли, – даже если мысли эти покажутся вам глупыми и ребяческими. Итак, сядьте прямо, расслабьтесь. (10)

Что заставляет ваше сердце петь? Что служит для вас неизменным источником радости? Что позволяет вам ощутить себя по-настоящему счастливым? (15) Теперь можете записать в своих блокнотах то первое, что вам пришло в голову. (10)

А теперь мы хотели бы, чтобы вы по кругу назвали свое имя (фамилию называть не обязательно) и рассказали в одном – двух предложениях о том, что заставляет ваше сердце петь. Это очень важно – узнать человека с разных сторон, узнать не только о его страдании, но и о его радости. Я начну с себя. Меня зовут Кэрол. Что заставляет мое сердце петь? В настоящий момент – то, что я нахожусь здесь, рядом с вами, сознавая, что все мы, как люди, одинаковы. Я ощущаю наше единство на очень глубоком уровне. Я ощущаю также и различия. И я рада этим различиям, так как они очень интересны. Мне также радостно от того, что я ощущаю происходящий здесь учебный процесс. В личном плане я испытываю радость от того, что у меня есть внучка. Ей 8 месяцев, ее зовут Наташа.

Клер — Меня зовут Клер. Что мне приносит радость? Мне радостно быть рядом с людьми, которые мне дороги. Мне нравится, что, соприкасаясь со мной, они ощущают себя полнее, жизнерадостнее. Еще мне нравится быть рядом с моей дочерью, любить ее. И еще я очень люблю петь и танцевать.

(Затем все представляются)

Кэрол — Теперь я попросила бы вас осознать, что вы испытывали во время этой круговой процедуры знакомства. Как функционировал ваш ум? Ему было задано направление: что заставляет ваше сердце петь? Попытайтесь теперь вспомнить, была ли какая-то разница между тем, когда ум ваш был занят слушанием других людей, и теми моментами, когда ваше сердце, возможно, раскрывалось услышанному. Скажите просто, как все это переживалось вами.

(Поднимается шум)

Вася — Наверное, многие со мной согласятся, что нас интересует здесь не только процесс вчувствования в другого человека, – нас интересует прежде всего технологическая схема процесса психосинтеза как такового... (и т.д.)

Кэрол — Если я правильно вас поняла, вы возмущены тем, что мы учим вас хорошо известным вещам, выдавая их за нечто новое?

Голоса — Да, все это нам знакомо.

Клер — Я ценю ваше профессиональное нетерпение, ваше желание научиться чему-то новому, ваше стремление получить такую информацию, которую можно было бы использовать в практической работе, – я действительно ценю все это. Но я вместе с тем призываю вас не спешить, двигаться медленнее, шаг за шагом, – так, чтобы на личном опыте прочувствовать развертывание процесса психосинтеза, начиная с самых первых, начальных его этапов. И кто знает, может быть благодаря этому вы почувствуете себя в конечном итоге настоящими психосинтетиками. Я не думаю, что мы сильно отличаемся друг от друга методами своей работы. Поэтому я и призываю вас сознавать даже те мысли и чувства, которые возникают у вас, когда вы делаете вещи, хорошо вам знакомые. Я постоянно напоминаю себе об этом, чтобы глубже понять позитивное зерно крайностей, демонстрируемых моими клиентами. Ведь именно благодаря этим азам психотерапии между нами возникает точка соприкосновения и становится возможным общение. Поэтому продолжайте наблюдать, просто отмечая для себя те представления, которыми обусловлена ваша работа и ваши желания.

Коля — Может, имеет смысл дать сперва общую структуру вашего курса? А то создается впечатление, что нам преподают обычную групповую психотерапию, называя ее психосинтезом.

Вася — Вы знакомы с Ленинградской школой психотерапии? Не знакомы? Так давайте определимся в понятиях.

(Объявляется перерыв на обед)

Клер — Сперва я хотела бы вкратце сказать о смысле предыдущего упражнения. В психосинтезе мы сосредотачиваемся не на той проблеме клиента, с которой он к нам обратился, – хотя, разумеется, не оставляем ее без внимания, – а на его цели. Мы пытаемся вывести его за рамки наличной проблемы и помочь ему определить свою цель: определить, что ему, собственно говоря, нужно, к чему он действительно хотел бы придти. Иными словами, мы пытаемся помочь ему вывести на поверхность сознания более глубокую проблему, в контексте которой исходная проблема находит свое естественное разрешение, "растворяется". Задавая клиенту этот вопрос – что заставляет ваше сердце петь? – мы открываем ему путь к его собственной позитивной мотивации. И лишь после этого мы переходим к сути дела. Разумеется, это только схема. Потому что когда человек приходит к нам, он начинает говорить о том, что его волнует, о больном; но как только появляется возможность задать этот вопрос, выявляющий его здоровую часть, мы задаем его.

А теперь двинемся дальше. Мы переходим к рассмотрению основополагающего, фундаментального принципа, на котором строится все здание психосинтеза. Этот принцип заключается в следующем: человек может сознавать различные свои стороны как отличные от себя. Мы остаемся верны нашему методу обучения и будем излагать вам материал в форме материала ваших собственных переживаний. Иными словами, вы будете учиться на своем личном опыте. Так что давайте приступим к выполнению упражнения. Для этого нам потребуются Кэрол и бумага.

Кэрол — Я хотела бы, чтобы вы взяли четыре листа бумаги произвольного размера, можно из блокнота, и ручку.

Теперь я попрошу вас сесть в удобную позу, расслабиться, успокоиться. (5) Это упражнение будет напоминать предыдущее. Я дам вам вопрос, который вы будете затем мысленно задавать себе. Получив ответ, запишите его. Потом опять задайте себе тот же вопрос и опять запишите ответ. И так несколько раз; чем больше, тем лучше. Каждый ответ должен состоять из одного слова. Не надо ничего выдумывать. Просто записывайте ответы, которые приходят вам в голову. Подписывать листок не надо, – своими ответами вы будете пользоваться сами. Итак, спросите себя... – кто я? (60) Если вы достигли в своем самопогружении точки, когда все остальные стимулы отошли на задний план, еще раз спросите себя: кто я?

(Выполняется упражнение)

Кэрол — Мне кажется, что этот процесс несколько затянулся. И тем из вас, кто хотел бы его продолжить, я хочу сказать, что мы еще будем задавать себе этот вопрос. Вы, возможно, заметили, что некоторые ответы содержат информацию, которую вы хотели бы сообщить о себе другим людям, – это ответы, которые раскрывают вас с положительной, "удобной" стороны. И вы могли обнаружить также такие глубоко личные области, которые вам не хотелось бы открывать никому. А теперь мы разобьемся на пары и поговорим о том, что сочтем уместным раскрыть партнеру; о том же, о чем вам не хочется, говорить не надо.

Клер — И еще одно. Если вы обнаружили в себе какую-то часть, о которой решили не писать, я советую вам про себя отметить сам факт ее существования. Нередко мы отрицаем существование в себе этой части, опасаясь какого-то разоблачения. Я настоятельно призываю вас внутренне признать эту часть.

Кэрол — А теперь, пожалуйста, просто повернитесь лицом к тому, кто сидит рядом с вами, и расскажите ему о тех своих частях, которые, как вы чувствуете, могут быть показаны другим людям. В этом вам поможет список ваших ответов. Если вам хочется поделиться с каким-то конкретным членом группы, подойдите к нему. Пусть каждый рассказывает о себе в течение пяти минут; второй партнер при этом должен внимательно слушать, наблюдая за своей реакцией на рассказ. Напоминаю, что партнеру следует показывать только то, что вы хотите ему показать.

Саша — А что делать, если я не знаю, кто я?

Кэрол — Возможно, вы человек, который не знает, кто он? Можете поговорить об этом со своим партнером. Цель настоящего упражнения в том и состоит, чтобы выяснить это, постоянно вопрошая: "Кто я? – кто я? – кто я?"

(Участники рассказывают друг другу, кто есть кто)

Клер — А теперь давайте продолжим упражнение. (5) Если вы чувствуете, что готовы к этому, сядьте поудобнее; но спина при этом должна быть прямая.

Ноги поставьте так, чтобы ступни были параллельны друг другу. Глаза закрывать не обязательно, можно просто опустить их, – как вам угодно. И обратите свое внимание на дыхание. Соприкоснитесь с ритмом своего дыхания, вдохом и выдохом. (5) Обратите внимание на те физические ощущения, которые вы испытываете при вдохе... и выдохе. (15) И, если можете, обратите внимание на то, что дыхание ваше углубляется. (15) Вы зададите себе вопрос, и в ответ на него всплывет какой-то образ или символ. Спросите себя: кто я в настоящий момент? (5) Кто я в настоящий момент? (15)

Если вы чувствуете, что готовы, выходите наружу. Откройте глаза и зарисуйте этот образ, каким бы он ни был, на отдельном листе бумаги. Художественное совершенство наброска в данном случае значения не имеет. Запишите также какие-то ключевые слова, которые, возможно, возникли у вас в связи с этим образом. (60)

А теперь давайте погрузимся вовнутрь еще раз. Я опять попрошу вас закрыть глаза... (Процедура повторяется, вопрос тот же: кто я в настоящий момент?) Если возникает неприятный вам образ, не отвергайте его. Посмотрите, готовы ли вы прислушаться к каждому образу, любому появлению чего-либо. (25) А теперь, если вы готовы, откройте глаза и зарисуйте этот образ на новом листе. (60)

И, наконец, еще раз закройте глаза. (10) Сосредоточьте внимание на ритме своего дыхания. (20) И на этот раз посмотрите, можете ли вы представить, что вверяете себя ритму своего дыхания, – так, как если бы самое ваше дыхание могло перенести вас в какое-то более спокойное место. (15) И спросите себя еще раз: кто я? (15) Не отвергайте и принимайте любой образ, который вам является. (30) И если вы чувствуете, что готовы, откройте глаза и зарисуйте этот образ на новом листе. (60)

А теперь мы хотели бы, чтобы вы еще раз поработали со своими партнерами, сосредоточившись на двух вопросах. Во-первых, расскажите партнеру о тех образах себя, о которых вы хотели бы рассказать. И расскажите также, если можете, о тех мыслях и сомнениях, которые возникали у вас во время упражнения, – о том, что вы испытывали, выполняя это упражнение. Нам хотелось бы, чтобы вы на практике применили свои знания о внимательном слушании, позволив партнеру все время говорить о своих переживаниях. Никаких комментариев, суждений, оценок – просто предоставьте партнеру все время говорить о своих переживаниях. Ладно? Тогда начинайте работу.

(Выполняется упражнение)

Кэрол — От нескольких участников к нам поступили сходные вопросы, затрагивающие один очень важный момент. Поэтому мы хотели бы ответить всей группе, а не каждому в отдельности. Вопрос звучит примерно так: "Как это следует делать? Как это делать правильно, надлежащим образом?" Это может относиться к выполнению упражнения в целом или выполнению рисунка – воспроизводить ли спонтанно возникающий образ или моделировать его, – это может относиться к чему угодно. Замечено, что когда людям предстоит нечто испытать, у них нередко возникает внутренний вопрос: как это следует делать, что от меня требуется? И куда бы мы ни пошли, в том числе и внутрь себя, мы обнаруживаем, что какая-то наша часть озабочена проблемой удовлетворения ожиданий нашего окружения. И часто это достигается ценою отказа от себя, от своих действительных мыслей и чувств.

В упражнении "кто я" вы столкнулись с отрицанием внутреннего опыта во имя внешних требований: в то время как одна ваша часть желала действовать спонтанно, другая часть хотела следовать указаниям и выполнять их как положено. Так и в жизни: в какие-то моменты я – одна из этих частей, в другие – другая. И многие-многие другие. В данном случае мы просим просто осознать факт существования в вас различных, зачастую противоборствующих частей.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 630
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Самоуважение и последовательность Я Нет несчастней того, Кто
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Мочь, сметь и уметь ...Не только музыке надо
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Выбор и ответственность Чтобы быть, нужно сначала принятьна
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава пятая СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕHHОСТЬ Генезис морального Я
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СТАHЬ ТЕМ, ЧТО ТЫ ЕСТЬ Глава
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Познание себя и автокоммуникация Вот уже несколько лет,
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава четвертая ОТКРЫТИЕ ИHДИВИДУАЛЬHОСТИ Чувство личности Разве жизнь
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава третья МЕЖДУ ОБЩИНОЙ И БОГОМ Когда я
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава вторая АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ Много есть чудес на
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Образ человека и тип культуры В том безграничном
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ЛИЧHОСТЬ В ЗЕРКАЛЕ КУЛЬТУРЫ Глава первая
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Введение ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я От ответов 150 к
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Крушение богоподобного Я Маленькая рыбка сказала морскойцарице: Я
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Марксистский гуманизм ...Развитие способностей родачеловек, хотя оно вначале
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава пятая КРИЗИС ЧЕЛОВЕКА И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРHАТИВА Освобождение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь