Вправе ли мы утверждать, что каждое живое существо
помимо того, что обладает самой жизнью, наделено сверх того
и еще одним благом: деятельностью той наилучшей части,
которая входит в состав такого существа, то есть души? Если
да, то деятельность души естественное благо живого
существа.
Но когда душа, являясь наилучшей частью живого существа,
направляется в своей деятельности на самое лучшее, то это
лучшее, к чему она стремится, будет уже не ее частным,
душевным благом, но абсолютным Благом. Суть же Блага,
которое не просто лучшее из всего сущего, но и всячески
превосходит все сущее, в том, что оно постольку Благо,
поскольку дает возможность всему иному участвовать в Благе.
Это участие может быть двояким: либо уподоблением, либо
устремлением, когда все усилия, вся деятельность направлена
на Благо. Само же Благо самодостаточно, ибо на что иное
может быть оно направлено, когда само оно наилучшее
из всего? Пребывая в абсолютном покое, оно есть источник и
причина любого движения и любой деятельности иного, причем
всякая деятельность направляется к Благу не сама собою, но
благодаря этому самодовлеющему пребыванию Блага в самом себе.
Благо выше бытия, выше деятельности, выше разумения и
даже выше Ума. От него зависит все, оно же не зависит ни от
чего. Оно есть Истина, к которой стремится все прочее, но
само оно всегда пребывает в покое, подобно неподвижному
центру круга, от которого исходят и в котором собираются
все бесчисленные радиусы. Или его еще можно уподобить
солнцу, являющемуся центром света: свет истекает из солнца
и вновь стремится к нему; он присущ солнцу и, даже
удаляясь, неотделим от него.
Каким образом все иное соотносится с Благом?
Лишенное души стремится к Душе, Душа же через Ум к
Благу. Любая вещь тем или иным образом участвует в Благе,
поскольку, имея бытие, имеет и форму, которая есть ее
благо, и через нее она становится причастной и абсолютному
Благу. Но при этом ее причастность опосредована, ибо она
не часть Единого, но часть отображения Единого и Блага.
Из всего, наделенного жизнью, наиболее истинной и
первичной жизнью обладает мировая Душа, и в той мере, в
какой она обращена к Уму, она обладает и Благом. Сам же Ум
следует непосредственно после Блага.
Таким образом, жизнь это благо всего, что
наделено жизнью, Ум же всего, что участвует в Уме.
Значит все, что наделено и жизнью, и умом наделено
как бы двойным благом.
Итак, коль скоро жизнь благо живущего, то
можно ли сказать, что все живущее обладает благом? Нет,
поскольку худое живет и жизнью худой и недостойной. Так
глаз орган зрения, но много ли от него толку, если
он слеп? Жизнь имеет смешанную природу, а потому если и
является благом, то благом несовершенным.
Но так как жизнь все-таки благо, то не является ли
смерть злом? Но для кого? Для того, кто уже умер? Но у него
уже ничего нельзя отнять. Не станем же мы полагать злом
мертвое тело, ведь тогда злом был бы любой придорожный
камень. Если же душа не подвержена смерти и тлению, то,
освободившись от телесных оков и восходя к мировой Душе,
она сможет вести жизнь куда более истинную и прекрасную
тогда в чем же состоит зло телесной смерти?
Если боги ведут жизнь благую и непричастны никакому злу,
то это же можно сказать и о любой душе, сохранившей свою
чистоту. Если же душа пала, то причину этого несчастья
следует искать скорее в ее чувственной жизни, а не в
смерти. Подобное справедливо утверждать и о жизни в Аиде,
наиболее удаленной от всего благого и являющейся наказанием
за грехи.
Наша жизнь союз души и тела, смерть
упразднение этого союза; таким образом, душа в полной мере
участвует и в том, и в другом. Когда мы говорим, что жизнь
благо, то имеем в виду, что она есть благо тех, кто
сам по себе благ. В самом по себе соединении души и тела
еще нет ничего благого, но оно может быть таковым, если
живущий сумеет, став на путь добродетелей, отвратиться от зла.
Итак, ни жизнь, ни смерть не зло. Блага же душа
может достигнуть посредством добродетелей, но не тех,
которыми она удерживает и укрепляет свою связь с телом, а
тех, которыми она очищается от всего телесного, восходя к
Уму и Благу.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.