H. Б. Мечковская. ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




IX.

РЕЗЮМЕ. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЯЗЫКА И РЕЛИГИИ

  1. Содержательную (смысловую) основу религий составляют жизненно важные для человека и общества э т и ч е с к и е смыслы. Они мыслятся как з а п о в е д и, которые Бог (Абсолют) о т к р ы л людям. Откровение содержит главные нравственно-религиозные и юридические нормы общества, необходимые для его самосохранения.

  2. В сфере религиозной коммуникации формируются специальные средства з а щ и т ы Откровения, способные обеспечить, во-первых, максимально высокий авторитет заповедей Откровения в глазах социума; во-вторых, передачу заповедей подрастающим поколениям, а также, при распространении религии вширь, – новым народам; в-третьих, требовались средства, способные обеспечить смысловую сохранность заповедей при их трансляции в пространстве и времени.

  3. Основа информационной защиты Откровения состоит в том, что религиозное сознание наделяет Откровение свойством святости (сакральности): священные слова, заповеди, записанное людьми Откровение Бога мыслится как дарованное Богом с в я щ е н н о е   з н а н и е – полное, совершенное и главное.

  4. Сакрализация Откровения, записанного в Писании, создает феномен н е к о н в е н ц и о н а л ь н о г о (безусловного) восприятия знака в Писании: свят не только Бог, но и его записанное слово, его имя, буква в имени; святы и должны быть неизменны те слова, которыми пророк или ученики славили Бога и говорили ему о своей любви и верности. В глубинах религиозного сознания и подсознания вера в Св. Писание сливалась с архетипическим фидеизмом – с тем ощущением "волшебства" слова, которое жило в древнейшей дописьменной магии и ритуале.

  5. Устные и письменные произведения, в которых выражено священное знание (мифы или запись Откровения в Св. Писании), являются с м ы с л о в ы м   ц е н т р о м, порождающим новые, производные смыслы (тексты), которыми наполняется информационное пространство культуры. Основные мифы или Писание задают и е р а р х и ю текстов, циркулирующих в культуре, при этом сами они, будучи носителями главных смыслов, составляют вершину иерархии.

  6. Эволюция мифолого-религиозного содержания и своеобразие религиозного общения являются теми главными факторами, которые определили историю фольклорных жанров и книжно-письменных культур, формируемых религиями Писания. Постепенная десакрализация священного знания мифов обусловливала постепенную трансформацию мифов в произведения словесного художественного творчества народа. Литературный процесс, который порождается Писанием и существует в его орбите, представляет собой с а м о р а з в и т и е религиозного общения. Его основные закономерности состоят в следующем.

    Во-первых, происходит внутренняя структурация религиозного учения: в нем обнаруживается та или иная иерархия смыслов и текстов (жанров); при этом содержательное ядро учения догматизируется, начинает осознаваться как общеобязательное и неизменное, в то время как остальные смыслы и жанры осознаются в их отношении к смысловому центру учения.

    Во-вторых, складывается религиозный канон – особо почитаемый корпус текстов, содержащих смысловое ядро учения.

    В-третьих, складываются коммуникативные механизмы, позволяющие распространять учение вширь и вместе с тем сохранять неизменными его основные смыслы (передача учения подрастающим поколениям, популярное изложение, специальное комментирование).

    В-четвертых, создаются механизмы контроля за тем, как осуществляется религиозная коммуникация (церковная цензура, специальное редактирование; правила, регулирующие циркуляцию конфессиональных текстов в социуме).

  7. Религиозная коммуникация и ее заботы явились главным фактором в социальной истории языков. Все древние письменности и подавляющее большинство новых систем письма создавались для культово-религиозных целей. В древности и средние века религиозные (не языковые) трудности с переводами Писания обусловили многовековое двуязычие культового и народного языка, распространенное в основных культурно-религиозных ареалах мира. Переводы конфессиональных книг становились крупнейшими событиями в социальной истории многих языков. Писание и литургия на народном языке способствовали его авторитету и утверждению в качестве ведущего канала коммуникации в обществе. Переводы Писания часто становились материально-языковой базой наддиалектного (общенационального) литературного языка и всесторонне обогащали язык.

  8. В культурах религий Писания филология зародилась и развивалась как конфессиональная служба "при священном тексте" – для сохранения и трансляции сакральных смыслов в неизменном виде. В истории филологии неконвенциональная трактовка знака стала предпосылкой особо пристального внимания к языку и тексту, что стимулировало создание достаточно тонких методов и "инструментов" изучения языка – филологической критики текста, лексикографии, систематического и разнообразного толкования, тщательного редактирования. Мифопоэтические представления о языке, вековые традиции неконвенционального отношения к слову и тексту оказали воздействие на раннюю и современную философию языка.

  9. В истории отношения людей к форме (языку и тексту) Писания есть ряд закономерностей, в том числе разнонаправленных. Консервативно-догматические установки не изначальны. Они возникают после записи Откровения и особенно усиливаются после определения религиозного канона. Для времени пика консерватизма характерны максимальные ограничения и буквализм в переводах; реставрационная направленность в редактировании; господство цитат и догматизм в толкованиях; ограничения в доступности Писания для тех или иных групп верующих.

Однако еще в средние века и особенно с началом перехода к новому времени, по мере секуляризации, возникают и постепенно усиливаются либеральные тенденции в отношении к языку и тексту Писания. Впрочем, уже в "Новом Завете" священность Божьего слова понимается несколько иначе, чем в "Ветхом", – менее буквально, и апостолы призывают к верности духу, а не букве. Священные книги все шире переводятся на новые языки, при этом возможны неофициальные варианты перевода, издаются авторские версии и художественные переложения. Писание доступно всем желающим, у церкви все меньше боязни перед его самостоятельным чтением и толкованием верующими. Умолкли некогда острые дискуссии об атрибуции отдельных книг Писания: сейчас это вопрос не вероисповедный, а историко-филологический. Распространяется литургия на народных языках. Все свободнее и шире звучит проповедь.

Сакрализация слова и буквы Писания уходит в прошлое. Человечество прошло многовековую школу филологической выучки "возле Писания" и "над Писанием". Вчитываясь и вглядываясь в каждое слово и каждую букву Писания, человечество научилось с необходимой точностью понимать мысль, облеченную в слово, и выражать в слове новую мысль. Эти уроки понимания вошли в плоть и кровь культуры, как бы растворились в ней, стали ее необходимым и повседневным компонентом, бытом. Словарь, грамматика, практикум по стилистике, разговорник... – что может быть обычнее?

А священные смыслы? Люди все больше уверены, что священны не буквы и слова, а именно с м ы с л ы Откровения Бога, и эти смыслы могут быть выражены и поняты на любом из языков человечества.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 827
Категория: История, Философия, Религия


Другие новости по теме:

  • Рамачарака. РЕЛИГИИ И ТАЙНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА | ОГЛАВЛЕHИЕ СЛОВАРЬ Для людей Запада, изучающих индийскиефилософские и
  • Рамачарака. РЕЛИГИИ И ТАЙНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение XII ВЕДЫ И УПАНИШАДЫ Изучающим философию
  • Рамачарака. РЕЛИГИИ И ТАЙНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА |
  • Рамачарака. РЕЛИГИИ И ТАЙНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение X РЕЛИГИИ ИНДИИ Часть 2 Из
  • Рамачарака. РЕЛИГИИ И ТАЙНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение IX РЕЛИГИИ ИНДИИ Часть 1 Индия
  • Рамачарака. РЕЛИГИИ И ТАЙНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение VIII СУФИЗМ Под именем суфизм следует
  • Рамачарака. РЕЛИГИИ И ТАЙНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение VII БУДДИЗМ Термин буддизм применяется как
  • Рамачарака. РЕЛИГИИ И ТАЙНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение V СИСТЕМА ЙОГА ПАТАНДЖАЛИ Третья великая
  • Рамачарака. РЕЛИГИИ И ТАЙНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение IV СИСТЕМА ВЕДАНТА В настоящее время
  • Рамачарака. РЕЛИГИИ И ТАЙНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение III СИСТЕМА САНКХЬЯ В великой системе
  • Рамачарака. РЕЛИГИИ И ТАЙНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение II ВНУТРЕННИЕ УЧЕНИЯ Трудно проследить начало
  • Рамачарака. РЕЛИГИИ И ТАЙНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение I СТРАНА ГАНГА Индия 150 страна
  • Рамачарака. РЕЛИГИИ И ТАЙНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение VI ВТОРОСТЕПЕННЫЕ СИСТЕМЫ Из шести главных
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Тринадцатая РЕЛИГИОЗНЫЙ СМЫСЛ ПОШЛОСТИ 1 Человечество
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двенадцатая О РЕЛИГИОЗНОМ СОМНЕНИИ 1 Существует
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Одиннадцатая ОТВЕРЗАЮЩЕЕСЯ ОКО 1 Тот, кто
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Десятая О ЧУДЕСНОМ И ТАИНСТВЕННОМ 1
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Девятая О РЕЛИГИОЗНОМ МЕТОДЕ 1 Каждый
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Восьмая НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА 1 Из
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Седьмая АКТ ВЕРЫ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Шестая ПРЕДМЕТНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА 1 Религиозный
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Пятая О ПРИЯТИИ СЕРДЦЕМ 1 Что
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Четвертая О РЕЛИГИОЗНОЙ ГЕТЕРОНОМИИ 1 Религиозно-веровать
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Третья О РЕЛИГИОЗНОЙ АВТОНОМИИ 1 Религия
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Вторая О ДУХОВНОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА 1
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Первая О СУБЪЕКТИВНОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА 1
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Вторая О МОЛИТВЕ 1 Живая
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Четырнадцатая О ВЫРОЖДЕНИИ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА 1
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Т о м В т о р
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Шестнадцатая ОГНИ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ Мы на



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь