|
H. Б. Мечковская. ЯЗЫК И РЕЛИГИЯКОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ 76. Мистический выход за пределы слова: "мрак, который выше ума" Мистика в природе религии. У истоков самых разных религий имело место событие, которое потом назовут "просветление", "озарение", "открывшаяся истина", "потрясение", "голос с неба", "прозрение", "всепонимание" и т.п. Просветленный религиозный вождь (пророк, посланник, основатель вероучения) и его последователи позже осознают это событие как о б щ е н и е с Б о г о м, как некое слияние, единение с ним, т.е. как мистику. Мистический компонент в той или иной мере присутствует в каждой религии. Мистика это единение с Богом на основе личного сверхчувственного и сверхлогического знания, путем экстатического порыва к Абсолюту, без видимого посредства церкви или религиозной общины. Мистическая практика включает также физические действия и состояния (аскетическую самодисциплину, воздержание, поклоны, определенные позы, иногда специальную пищу или пост, особые напитки, особые способы дыхания и т.п.), которые очищают ищущего единения с Богом и подготавливают его к восприятию "озаряющей благодати". В иудаизме, христианстве и исламе мистические течения, противопоставленные основной доктрине, складываюся на периферии учения и иногда довольно поздно как, например, каббала (VIII-XIII вв.) и движение хасидов (с начала XVIII в.) в иудаизме. Напротив, на Востоке абстрактная и "неразговорчивая" мистика это как раз первоначальное ядро учений, а живая образность, наглядность и биографичность, удобные для культа и принятия учения широкими народными массами, складываются позже (Померанц, 1965, 143). Как сказал Александр Блок, "мистика богема души, религия стояние на страже". В "организованных" религиях с развитой церковностью, канонизированной и поэтому закрытой доктриной, с давно сложившимися традициями религиозной жизни мистические порывы не поощряются. Мистика это зона вольномыслия, религиозных поисков и возможных открытий, "направление мысли с антиправовым и антисхоластическим уклоном", как охарактеризовал Густав фон Грюнебаум теорию познания в раннем мусульманском мистицизме, усматривая именно в этом сходство между исламской и западной мистикой (Грюнебаум, 1981, 47). Ср. также характерное противопоставление у о. Георгия Флоровского (в рассказе об одном русском богослове XIX в.): "он соединял логическую точность с мистической пытливостью" (Флоровский, 1991, 242). Мистика чревата ересью, поэтому официальная церковь всегда осторожна по отношению к мистике. Она стоит "на страже": признавая возможность мистической благодати, церковь стремится ограничить ее, так сказать, официальной и коллективной мистикой богослужения, например, в таинстве евхаристии. Коран и Магомет допускали единение с Аллахом, однако тот, кто понимал это слишком буквально, иногда расплачивался головой (см. §79). В начале XX в. Русская православная церковь, не отказываясь от учения о "Фаворском свете" св. Григория Паламы (1296 1359) и не осуждая исихазм, тем не менее посчитала ересью возрождение мистики паламизма в "имяславии" русских монахов-"простецов" на Афоне (об имяславии см. §126). Мистики склонны считать (провозглашать) себя божьими избранниками, обладателями знания Истины через экстремальные психические состояния и процессы (экстаз, транс, видения, вещие сны, наитие и т.п.). Их часто отличает презрение к условностям, в той или иной мере безразличие к каноническому культу. Для мистических учений и доктрин характерно недоверие к знанию и слову. Наиболее полно это недоверие исповедуется в даосизме, который стремится к "созерцанию Целого под образом я не знаю": "Дао, которое может быть выражено словами, не есть вечное Дао. Имя, которое может быть названо, не есть вечное имя" (Миркина, Померанц, 1995, 254). Рассказывают, что однажды в средневековом китайском
монастыре наставник уже приготовился к проповеди, но в этот
миг запела птица. Наставник хранил молчание, Монахи тоже
молчали. Потом птица улетела, а наставник сказал:
"Проповедь окончена". Аналогичные предания есть и в
буддизме: однажды Будда собрал учеников и, молча улыбаясь,
показывал им цветок. Это и была вся проповедь (Миркина,
Померанц, 1995, 205).
В христианской мистике недоверие к слову не столь кардинально, как в даосизме, зато разнообразно и имеет развернутые логико-теоретические обоснования. Если мистику противопоставлять религиозному рационализму и религиозному позитивизму, то представить основные черты мистического отношения к слову можно так:
* О глоссолалии (как разновидности речевого расстройства и как экстатической речи мистика) см. §37, в связи с анализом заговора-абракадабры. ** Эзотерический (греч.
esoterikos внутренний) тайный,
скрытый, предназначенный для посвященных (о религиозных
обрядах, мистических учениях, магических знаках, формулах).
Антоним экзотерический (греч.
exoterikos внешний) не представляющий
тайны, предназначенный и для непосвященных; открытый,
доступный многим.
Раннее христианство, жившее еще недавней памятью об Иисусе Христе и верой в его скорое второе пришествие, в единение с Богом, было по своим устремлениям глубоко мистично. Вместе с тем для первых христиан, если не считать секту ессеев (иудео-христиан), не характерен эзотеризм. Напротив, апостолы несли учение людям и не жалели усилий для его распространения и популяризации. Об этом не однажды говорится в "Новом Завете". В "Евангелии от Матфея" есть образ свечи, которую зажгли, чтобы осветить дом, а не скрывать ее свет под сосудом: "И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме" (Мтф 5, 15). "Апостол языков" Павел, возможно, полемизируя с замкнутостью кумранских ессеев, выступает за проповедь учения среди всех, кто ищет нового неба независимо от языка, учености, социального статуса: "Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам" (Рим 1, 14). Павлу принадлежит замечательно глубокое и человечное
осмысление главной проблемы религиозной коммуникации: как
сочетать "дар языков", т.е. мистику, с "назиданием" многих.
В "даре языков", т.е. в способности к мистическому общению
на незнакомом языке, Павел видит мистическую одаренность,
позволяющую тому, кто наделен этим даром, приблизиться к
Богу. Однако, по мысли Павла, церковь более нуждается в
тех, кто может говорить на языке, понятном многим (в его
терминологии пророчествовать): "Кто говорит
на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу,
потому что никто не понимает его, он тайны говорит
духом. А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание,
увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом
языке, тот назидает себя, а кто пророчествует, тот назидает
церковь. <...> Ревнуя о дарах духовных,
старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви. А
потому говорящий на незнакомом языке молись о даре
истолкования <...> я более вас всех говорю языками;
Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим,
чтобы и других наставить, нежели тьму слов на
незнакомом языке" (1 Кор 14, 2-19).
Вместе с тем уже в "Новом Завете" отчетливо обозначилась и мистическая христианская струя в "Евангелии от Иоанна" и особенно в "Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе)". Иоанн, любимый ученик Христа, прототип аскета-прозорливца, "духоносного старца". Он единственный из апостолов, кого традиция называет Богословом "за высоту его учения о Боге Слове" (как сказано о нем у одного церковного писателя). По данным С.С. Аверинцева, византийские авторы прилагают к апостолу Иоанну слово мист термин, еще в дохристианские времена означавший посвященного в мистерию (ср. церк. слав. таинник). Он более других учеников лично близок Христу и поэтому "пригоден для восприятия и возвещения особенно глубоких тайн веры (начало "Евангелия от Иоанна"...) и тайн будущего ("Апокалипсис") (Аверинцев, 1987 [а]). Если апостолы Петр и Павел н а з и д а л и народ и созидали всенародную христианскую церковь, то апостол и евангелист Иоанн добавляет к их демократизму то, что открывается избранным, тайну, поэзию, бесконечность. Иоанн Богослов в конце жизни был сослан за веру на Патмос, скалистый остров в Эгейском море. Здесь ему было Откровение (греч. apokàlypsis раскрытие, проявление, откровение) видение о конце света, страшном суде, тысячелетнем царстве Божием, о борьбе между Христом и антихристом. Записи этих видений и составили последнюю книгу "Нового Завета" "Откровение Иоанна Богослова". Это таинственная книга, полная загадочных и мрачных образов, многосмысленных аллегорий, странных символов (число зверя, красный дракон, семь чаш с семью язвами, "книга, написанная внутри и отвне, запечатанная семью печатями" (Откр 5, 1), четыре животных, каждое из которых "имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей" (Откр 4, 8) и проч.). В одной из аллегорий речь идет о книге и даре пророчеств: "Ангел сильный" дал Иоанну "раскрытую книгу" и сказал: "Возьми и съешь ее. <...> И взял я книжку из руки Ангела и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах и языках и царях многих" (Откр 10, 9-11; ср. в §83 фрагмент из современного православного комментария к образу "книги за семью печатями"). Среди видений "Апокалипсиса" есть пророчество о
бедствии, связанном со звездой Полынь (в русском
языке полынь это название горькой сорной
многолетней травы, которая иначе еще называется
чернобыль, чернобыльник): "Третий Ангел вострубил, и
упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и
пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде
полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из
людей умерли от вод, потому что они стали горьки" (Откр 8, 10-11).
К эсхатологическому замыслу "Апокалипсиса" восходит ряд повествовательных жанров средневековой литературы Европы. Это рассказы о загробном мире, в который вдруг попадает простой человек (во сне, или упав в яму, или что-то выпив). На Западе такие полуфольклорные рассказы называли видéниями, в русском народном христианстве это обмирания. К ним близки также некоторые апокрифы и духовные стихи о странствиях по тому свету ("Слово о видении апостола Павла", "Хождение Богородицы по мукам" и др.). К жанру видений восходит "Божественная комедия" Данте (1307-1321). В послеапостольской истории христианства почти каждый век, и особенно время кризисов, потрясений и переходных эпох, отмечены мистическими исканиями. В позднее средневековье, в эпоху Возрождения и барокко с мистическими идеями и сочинениями выступали лучшие и смелые умы, яркие и всесторонне одаренные личности. Достаточно назвать такие имена, как Раймунд Луллий (ок. 1235 ок. 1315), испанский поэт и философ, первый разработавший концепцию логического автомата, миссионер и первый европейский арабист; Иоганн Экхарт (1260-1327), знаменитый немецкий мыслитель-пантеист; св. Григорий Палама (1296-1359), "завершитель мистико-аскетических традиций Византии" (С.С. Аверинцев); Теофраст Парацельс (1493-1541), выдающийся немецкий медик и естествоиспытатель, один из основателей ятрохимии; Якоб Бёме (1575-1624), немецкий сапожник, вдруг "разразившийся" сочинениями, о которых богословы и философы спорят до сих пор.. В новое время поиски иных, более тесных и личностных связей с Богом привели к сложению новых мистических учений и движений. В их числе, в частности, янсенисты (неортодоксальные католики Франции и Голландии XVII XVIII вв.); квиетисты (католические противники иезуитов во Франции XVII в.); пиетисты консервативное антиинтеллектуалистическое неортодоксальное течение в немецком протестантизме (заявившее о себе с конца XVII в.); движение квакеров радикальных протестантов, выступающих против всякой обрядности (в том числе против крещения и причащения), и полных пацифистов (движение зародилось в XVII в. в Англии и распространилось в США); русские секты так называемых духовных христиан, аскетов и противников обрядоверия, возникавшие со 2-й половины XVII в. (хлысты, молокане, духоборы, скопцы); наднациональное движение масонов (возникло в Англии в нач. XVIII в. и распространилось в высших дворянско-буржуазных кругах ряда европейских стран); наконец, теософские общества в разных странах современного мига. Зрелое христианство относится к мистике с осторожностью. Мистика неофициальна, в лучшем случае она не вполне ортодоксальна, но нередко она приводила к ереси. Поэтому дальновидные иерархи и богословы стремились насытить мистикой обычное богослужение или подчеркнуть его мистический компонент.
Вот характерные высказывания протоиерея Сергия Булгакова:
"Мистика есть воздух Православия". "Богослужение
<...> содержит не только воспоминание, но и
реальность воспоминаемых событий. Молящийся, в меру своего
духовного возраста, соучаствует в жизни Господа, Божией
Матери и святых, и чрез это становится причастным вещей
невидимого мира. Этот мистический реализм есть общая
предпосылка всего православного богослужения, вне которого
оно потеряло бы всю свою силу быть с о в е р ш а ю щ
е й с я мистерией боговоплощения". "Вообще в мистике
православия не только не поощряется, но всячески изгоняется
воображение, которым человек старается чувственно
представить и пережить духовное (черта, свойственная
exercitia spiritualia* Игнатия Лойолы, как и вообще
католической мистике). Достаточно тех образов, которые
содержит церковная молитва и икона, вместе с евагельскими
образами, чтобы д у х о в н о входить в силу воспоминаемых
событий, большее же, что приходит от человеческого
воображения, отягчено его субъективностью и, что гораздо
хуже, чувственностью, а потому и не пользует нимало"
(Булгаков, [1964] 1991, 309-311).
* Exercitia spiritualia (лат.) духовные, спиритуалистические упражнения. Таким образом, в истории отношения христианства к
мистике наблюдается вполне определенная линия. В раннем
христианстве, причем в самом ядре учения, были сильны
мистические тенденции: оно было открыто религиозному поиску
и нуждалось не только в Петре и Павле,
апостолах-созидателях церкви, но и в апостоле-мистике
Иоанне Богослове. Поэтому "Откровение Иоанна Богослова",
хотя и с трудом, но все же вошло в священный свод "Нового
Завета". Однако оно не было причислено к тем книгам,
которые читаются в церкви. Более того, веками простым
верующим не разрешалось читать и самое Библию. Зрелая,
"организованная" церковь мало нуждается в мистике. В ее
отношении к мистике преобладает осторожность. Поэтому
мистические сочинения принадлежат полуортодоксальной
периферии христианского учения. Это область личного
религиозного творчества, религиозной философии и поэзии.
Древнейшую часть "Талмуда", "Мишну", в иудаизме называют "душой Закона" (т.е. душой "Торы"). У каббалы, тайного мистического учения иудаизма, "ранг" еще выше: это "душа души Закона" (Холл, 1992, 414). * Каббала (др.-еврейск.) буквально 'традиция, предание'. Поскольку учение было тайным, время его сложения трудно определимо. Основные кабалистические сочинения "Сефер иецира" ("Книга творения") и "Зогар" ("Книга сияния") стали известны в средние века, однако сама традиция каббалы возводит их к глубокой древности. Вл. Соловьев, отмечая зримое воздействие на каббалу вавилоно-персидской магии и теософии, а также влияние неоплатонизма и гностицизма, допускает, что основы каббалы закладывались в первые века новой эры. Кабалистические построения любопытны тем, что в качестве первооснов мира в них рассматриваются исходные знаки письменной культуры арабские цифры и буквы. При этом цифры трактовались как знаки, в которых проявляется объективная воля Бога, в то время как буквы это знаки, выражающие его субъективное самоопределение (Соловьев, 1911, 341). Книги "Сефер иецира", "первый опыт абстрактного умозрения на древнееврейском языке" (С.С. Аверинцев), была написана между III и VIII в., хотя иудейские мистики атрибутируют ее праотцу Аврааму. Книга "Зогар" (XIII в.; мистическая датировка II в. н.э.) написана на арамейском языке в Андалусии (южная Испания). Это мистическая доктрина "Торы" ("Пятикнижия Моисеева"): библейский текст провозглашается символическим (таинственно зашифрованным) глубочайшим откровением Бога о мире. Буквы, которыми написана "Тора", древнее не только мира, но и слов "Торы".
Вот каким виделось, например, сотворение мира Богом из
букв. "Есть 22 основные буквы. 3 из них являются первыми
элементами (вода, воздух, огонь), началами, или матерями; 7
из них двойные буквы и 12 простые;
<...> 7 двойных букв служат образцами мягкости и
твердости, силы и слабости. 7 двойных букв символизируют
мудрость, богатство, плодородие, жизнь, силу, мир, покой и
милосердие. <...> 12 простых букв символизируют 12
фундаментальных свойств: речь, мысль, движение, зрение,
слух, работу, совокупление, запах, сон, гнев, вкус (или
глотание), радость. <...> Когда Патриарх Авраам
постиг великие истины, размыслил над ними и понял их
совершенно, тогда явился ему творец Вселенной, назвал его
своим другом, поцеловал его в лоб и дал 2 завета: завет
языка (духовный) и завет обрезания (материальный).
<...> Авраам связал дух 22 букв (Тора) своим языком,
и Бог открыл ему секреты их. Бог позволил буквам
раствориться в воде, Он сжег их на огне, развеял на ветру.
Он распределил их среди 7 планет и отдал их 12 знакам
зодиака" (реконструкция текста М. Холла по рукописям и
изданиям XVIII в.; см.: Холл, 1992, 424). О мистике букв в
каббале и других учениях см. также §25-26.
С развитием в Европе гуманизма (studia humanitatis) и гебраистики (древнееврейской филологии) ширился интерес к каббале у ряда христианских авторов. По мнению С.С. Аверинцева, в новое время влияние мистицизма каббалы прямо или косвенно испытывали Гегель, Вл. Соловьев, Бердяев, Юнг, Бубер. Каббала повлияла на некоторые поздние мистические течения в иудаизме (саббатианство, хасидизм). Каббалистические доктрины важны как ключ к масонскому эзотеризму. Что касается популярного сознания, то его привлекала так называемая п р а к т и ч е с к а я каббала магия, призванная воздействовать на мир ("ибо каждое возбуждение "снизу", от человека, вызывает возбуждение в верхних сферах мироздания"...), угадывать сокровенное и предсказывать будущее (часто путем перестановки букв в именах, операциями над числовыми соответствиями букв и т.п.). Так что слова каббала и каббалистика даже вошли в ряд европейских языков в расширительном значении: 'тайные знания, магия; нечто непонятное для непосвященных'*. По данным раби Й.Телушкина, между 1500 и 1800 гг. каббала считалась "подлинно еврейской теологией", и в иудаизме почти никто не воспринимал ее критически. Однако в современном мире, где "рациональное знание ценится выше, чем мистическое, о каббале стали забывать" (Телушкин, 1992, 162). Что касается историков культуры, социальных психологов, религиеведов, то их интерес к каббале не ослабевает. Дело, по-видимому, в том, что "каббала не только музейный экспонат, но и особого рода метафора мышления" (Борхес, [1977] 1992, 384). * Ср.: У тебя есть бабушка, которая угадывает
три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней ее
каббалистики? (А. Пушкин, Пиковая дама)
Первые мусульманские мистики сУфии* появились уже в конце VII в., а суфИзм в качестве доктрины и практики исламского мистицизма окончательно сложился в XII в. До XI XII вв. в официальном исламе суфии преследовались как еретики. * От арабск. суф "шерсть". Из белой грубой верблюжьей шерсти делалась одежда аскетов-суфиев (власяница). Центральное понятие суфизма тарИка (арабск. 'путь, дорога') восходит к Корану (XLVI, 29) и означает религиозно-нравственное самоусовершенствование в качестве пути к мистическому постижению Бога (в том числе с частыми специальными молитвами, при аскетическом образе жизни и особом психофизиологическом тренинге). Исламский мистицизм развивался под значительным влиянием немусульманских религиозно-философских традиций гностицизма, аскетической практики сирийских монахов, буддизма. Самый знаменитый суфий Халладж (аль-Халлядж) был казнен в 922 г. в Багдаде. Переживая мистическое единение с Аллахом, он экстатически возглашал: "Я истинный" (т.е. 'Я Бог'), что, конечно, звучало кощунственно для правоверных ушей. Говорят, на вопрос, надо ли совершать паломничество в Мекку, Халладж отвечал: "Обойди вокруг меня, во мне тоже есть Бог". Говорят, суфием был знаменитый насмешник и парадоксалист Ходжа Насреддин, ставший героем арабского фольклора. В раннем суфизме, как почти во всяком мистическом учении, было много туманного, алогичного, сумбурного. Как сказал Газали (Абу Хамид аль Газали), крупнейший мыслитель ислама, живший в XI в., "суфизм состоит скорее из чувств, чем из определений" (цит. по работе: Массэ, 1963, 160). Мистическому туману суфиев противостояла трезвость официального ислама (хотя бы та вынужденная трезвость, которая сопутствует всякой государственной религии). Кроме того, суфийская мистика слабо уживалась с арабским аристотелизмом и рационализмом, имевшими прочные традиции в мусульманской средневековой учености. И тем не менее официальный ислам не подавил суфизм, не вытеснил его в ересь, но, в отличие от зрелого христианства, включил главные мистические идеи в себя, в свою основную доктрину. Произошло это благодаря Газали в XI в. Газали выступил не только как критик суфизма, но и как выдающийся реформатор ислама. Он удачно примирил традиционный рационализм ислама и мистику суфиев, введя таким образом мистические идеи в официальный ислам. Анри Массэ так характеризует суть этого компромисса: "Божественный культ сердца, внутренняя молитва, учил Газали, это те пути, по которым человеческое сознание приближается к Богу. <...> Газали ввел мистическую любовь в правоверие. Зато из суфизма он удалил два крайних элемента: безразличие к религиозным обрядам и пантеистический идеал. <...> Словом, он сделал суфизм мудрее, а правоверие живее" (Массэ, 1963, 164). Суфизм, говоривший на языке притч, парадоксов и метафор, оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: История, Философия, Религия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|