"Признаки мужественных: жесткие волосы,
прямое положение тела; кости, ребра и конечности тела
крупные и сильные; живот плоский и поджатый; лопатки
широкие и расставленные, не совсем незаметные, но и не
целиком выступающие; шея крепкая, не слишком мясистая;
грудь мясистая и широкая; бедра не выдающиеся; икры,
смещенные книзу; глаза карие, не слишком раскрытые и не
совсем сощуренные; тело, скорее, смуглое; лоб крутой,
прямой, не слишком мясистый и не слишком худой, не гладкий,
но и не совсем морщинистый. Признаки робкого: мягкие
волосы, тело сутулое, не бодрое; икры смещены вверх; лицо
бледноватое, глаза вялые и часто моргающие; конечности тела
слабые, голени маленькие, руки тонкие и длинные, бедра
маленькие и слабые; движения тела стесненные, не
стремительные; осанка расслабленная и пугливая; выражение
лица подвижное, взор потупленный" (3, 807 а 31 b 12).
"Признаки способного: более гибкое и мягкое
тело, не поджарое, но и не слишком жирное; части тела у
лопаток и шеи более сухие, также и лицо; место около
лопаток стянуто, а книзу ослаблено; бока развитые; спина не
мясистая; тело бледно-розовое и чистое, кожа тонкая; волосы
не слишком жесткие, не слишком черные; глаза карие,
влажные. Признаки тупого: шея и голень мясистые, в
складках и плотные; вертлужная впадина круглая; лопатки
сдвинуты вверх; лоб большой, круглый, мясистый; глаза
светлые, тупые; икры ближе к пяткам толстые, мясистые,
круглые; щеки большие, мясистые; бедра толстые, голень
длинная; шея толстая, лицо мясистое, довольно
продолговатое. Движения и осанка и выражения лица
подражательные" (b 12-28).
"Признаки бесстыжего: глаза широко раскрытые
и светлые, немного навыкате, веки красные и толстые;
лопатки сдвинуты вверх; тело не прямое, но несколько
наклоненное вперед; движения быстрые; тело розоватое,
полнокровное; лицо круглое; грудная клетка приподнята
кверху. Признаки скромного: в движениях медлителен;
речь медлительная; голос полный и приятный; глаза
непрозрачные, черные, не слишком раскрытые, не совсем
сощуренные, медленно мигающие; быстрое мигание глаз
обозначает либо робкого, либо пылкого" (b 28 808 а 2).
"Признаки добродушного: лоб широкий,
мясистый и гладкий; часть возле глаз впалая; лицо кажется
сонливым, оно не внимательное, но и не задумчивое; осанка и
выражение лица не резвые, но как у человека положительного
(agathos). Признаки угрюмого: лицо морщинистое,
глаза сухие, со свисающими веками; правда, свисающие веки
обозначают две вещи: или слабый и женственный характер, или
упадок духа и удрученность; угрюмый осанкой сутул; движения
усталые" (а 2-12).
"Признаки извращенного: глаза со свисающими
веками; колени смыкающиеся; наклон головы вправо; жесты
раскрытые и неопределенные; походка двоякая, с одной
стороны, шатающаяся, иногда же как у того, кто
напрягает ляжки; глазами озирается, подобно софисту
Дионисию. Признаки сурового характера: лицо
нахмуренное, смуглое; все тело сухое; черты лица резкие,
морщинистые, лицо худое; борода гладкая и черная" (а 12-19).
"Признаки гневливого: осанка прямая, в
груди широк; обычно весел; рыжеват; лопатки расставленные,
большие и плоские; конечности крупные и сильные; на груди и
животе безволос; густобород; по краям волосы разросшиеся,
повернутые книзу. Признаки кроткого: внешность
крепкая, полный телом; сырой и мясистый; рослый и с
соразмерными частями тела; голова и плечи откинуты назад;
волосы по краям обращены кверху" (а 19-27).
"Признаки лукавого: части лица жирные,
вокруг глаз морщины; по выражению лица кажется сонливым.
Признаки малодушного: члены тела маленькие, черты
мелкие и изящные; сухой; маленькие глаза и маленькое лицо,
как у Коринфия или Левкадия.
Любители игры в кости имеют короткие локти (?) и
прыгучи. Бранчливые те, у кого подвижная верхняя
губа; на вид стремительные; рыжие. Сострадательные
изящные (glaphyroi), белотелые, имеют
красивые глаза; ноздри сверху в морщинах; вечно плачут. Они
женолюбы, рожают девочек, по нраву влюбчивые, имеют хорошую
память, способны; по характеру горячие. Об их признаках
сказано: сострадательный умен, робок и скромен,
безжалостный неучен и несовестлив. Любители поесть
те, у кого от пупа до груди больше, чем от груди до
шеи. Признаки похотливых: белотелые, волосатые,
волосы прямые и толстые, черные; прямые волосы на висках;
глаз светлый и страстный. Сонливые те, у кого
верхняя часть [тела] больше нижней; лицо ястребиное;
горячие; тело поджарое; на вид изящные; имеют волосатый
живот. Памятливые те, у кого верхняя часть
[тела] меньше, изящная и довольно полная" (а 27 808
b 10).
Прежде чем перейти к обратному ходу мысли, то есть не
толковать психическое физически, но толковать физическое
психически, Аристотель еще раз повторяет свою общую мысль о
соответствии того и другого и тем самым как бы снова
оправдывает возможность перехода от психического к
физическому, то есть возможность физиогномического
толкования внешних частей человеческого тела.
2. Еще раз о соответствии психического и
физического с некоторыми деталями.
Аристотель пишет:
"Мне кажется, что душа и тело переживают одинаковые
состояния друг с другом, и изменившееся состояние души
изменяет состояние тела; наоборот, изменившееся состояние
тела изменяет состояние души: в самом деле, когда душе
случается огорчаться или радоваться, то ясно бывает видно,
что огорченные удручены, а радостные возбуждены. Если же
случается, что душа уже разрешилась от своего состояния, а
соответствующее состояние тела продолжается, то и в таком
случае душа и тело будут влиять на переживания друг друга,
хотя их положение и разное: они и здесь явным образом
следуют друг другу. Всего очевиднее это становится из
следующего: сумасшествие есть, по-видимому, состояние души,
но врачи, очистив тело лекарствами и, кроме того, пользуясь
определенной диетой, освобождают душу от сумасшествия.
Таким образом, благодаря излечению тела одновременно и тело
разрешается от своего болезненного состояния, и душа
освобождается от сумасшествия. Поскольку они освобождаются
вместе, ясно, что они следуют друг другу. Очевидно также и
то, что определенные душевные качества (dynamesi) вызывают
подобные состояния (morphai) тела, так что в живых
существах все есть свидетельство чего-нибудь такого же" (4,
808 b 11-30).
3. Общие и частные состояния души.
"Многое из того, что делают живые существа, бывает либо
частным состоянием каждого рода живых существ, либо общим.
Частным движением (ergois) души соответствуют частные
состояния тела, общим же общие. [Приведем в пример]
общих состояний нахальство и похотливость. Всем вьючным
животным сообща свойственно нахальство, ослам же и свиньям
свойственна склонность к похоти. Частное свойство
это, например, у собак злость, у ослов
неподверженность страданию. О том, что необходимо различать
частное и общее, уже сказано" (b 30 809 a l).
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.