Резюмируя Аристотелеву теорию эстетического воспитания,
мы можем выставить следующие положения.
Эстетическое воспитание имеет общегосударственный
масштаб и не зависит от личной инициативы каждого из
граждан. Можно сказать, что отдельное лицо получает это
воспитание только в меру общего эстетического развития всей
страны, всего общества в целом. Античность в этом смысле
антипод всякого индивидуализма.
Эстетическое воспитание есть достояние
преимущественно свободнорожденных, а не рабов и не
наемников, и только свободнорожденные имеют способность
получать от музыки доставляемую ею пользу. Она доставляет
отдохновение от трудов, способствует развитию этического
сознания и научает достойно пользоваться своим досугом.
Эстетическое воспитание должно делать человека
прекрасным, а не просто пригодным для тех или других
жизненных целей. Воспитание, например, храбрости и мужества
вовсе не есть задача гимнастики, и обучение рисованию
отнюдь не должно задаваться вопросами более выгодной
продажи или покупки тех или иных вещей. Физический труд ни
в каком смысле не имеет самодовлеющего значения в
эстетическом воспитании. Как таковой он даже мешает ему.
Музыкальное воспитание может и должно преследовать
цели забавы и увлечения, но необходимо, чтобы это последнее
имело жизненный смысл и способствовало наиболее здоровому
отдохновению после понесенных трудов или горестей.
Этическое значение музыки вытекает из того, что ритм
и мелодия ближе всего подходят к отображению жизненных
процессов, изображая их не в их отражении в других сферах,
но самих по себе, в их подвижности и текучести. В музыке
непосредственное изображение человеческих
аффектов и характеров, и потому пользоваться ею
значит уметь понимать человека и радоваться этому
пониманию. Отсюда, музыка должна быть совершенно
необходимым предметом школьного обучения.
Музыкальное воспитание не может ограничиться только
простым слушанием музыки. Оно должно иметь целью научить и
самостоятельно играть на инструментах. Но нужно
строжайше избегать всякого профессионализма и
ремесленничества; необходимо строго выбирать инструменты,
чтобы не развивать ненужного виртуозного фокусничества и не
поощрять неустойчивых стихий души (почему исключается
флейта и прочие профессиональные инструменты); необходимо,
наконец, и согласовать выбор музыкальных ладов, мелодий и
ритмов с возрастом учащегося и с его реальными жизненными
потребностями, откуда наиболее подходящим для юношей ладом
является лад дорийский, своей строгостью и выдержанностью
выгодно отличающийся от страстности фригийского и
спокойствия, почти вялости, лидийского.
Такова теория эстетического воспитания, по Аристотелю.
Несмотря на свою общность и неразработанность, она хороша
уже тем, что на ней ясна вся связь эстетического воспитания
с мировоззрением. Аристотель в этом отношении весьма
интересное явление. Быть может, это даже единственный
античный философ, на котором мы можем вполне осязательно
проследить всю органическую связь учения об эстетическом
воспитании с теоретическим мировоззрением. Все говорят об
античной красоте, об античном человеке, об античном
воспитании. Но античный человек, прекрасно воспитанный,
должен быть обоснован философски, раз мы говорим об
античности как о некоей целостной культурно-исторической
категории. Как связан этот человек, воспитанный на "музыке"
и "гимнастике", эта прекрасная статуя, весь этот воистину
человеческий мир красоты, как связано все это со всем
мироощущением и миросозерцанием греков? Вот Аристотель и
показывает эту связь. Последняя сущность мира, Эйдос всех
эйдосов, перводвижущий Ум, блаженное самодовление
вечности-в-себе выявляется и в Подлунной, в
частичном и материальном воплощении. Человек также несет на
себе потенции этого перво-движения. И вот он также
некое блаженное пребывание в себе, чуждое внешней практики
и ремесла; он тоже есть блаженное и невозмутимое
самосозерцание. По крайней мере человек должен быть
таковым. И делает его таковым эстетическое воспитание.
Таким образом, узкоэстетическое воспитание, собственно
говоря, отсутствует. Но оно отнюдь не заменяется чисто
моральным или чисто интеллектуальным воспитанием. Читайте о
непрерывном и вечном самосозерцании и блаженстве
божественного Ума в Met. XII 7 или о человеческом
блаженстве в Ethic. Nicom. Χ 6-9, и вы увидите,
что это не мораль и не интеллект, но преодоление того и
другого в некоем духовном средоточии. Воспитание человека
имеет целью сделать его наиболее подобным тем блаженным
олимпийцам, которые не "любомудры", но просто "мудры" и
которые без усилия блаженны и без горестей счастливы. Такое
воспитание мы называем эстетическим, но, конечно, оно было
у греков одинаково и этическим и интеллектуальным. Самое
противопоставление этих трех начал относится к низшей,
душевной сфере. А ум выше всего, выше души.
"Созерцание есть нечто вожделеннейшее и сильнейшее".
К нему, к этому бездеятельному досугу, к этому
созерцательному блаженству, к безмятежности и ясности
самодовлеющего мудреца и ведет эстетическое воспитание.
Гимнастика и музыка для созерцания и умного
блаженства. Трагический миф, которым зацветает бытие у
греков, ищет этого покоя и блаженства. Он и есть
этот героический покой и всезнающая мудрость над бездной
Судьбы и Случая. Стать трагическим мифом задача и
человека. Он, впрочем, уже и есть трагический миф.
"Эстетическое" воспитание лишь помогает ему оставаться этим
трагическим мифом, этим фрагментом вселенского,
космического Мифа и Трагедии.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.