ОТЧУЖДЕНИЕ философская категория для
обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности
людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их. В концепциях немецкой философской классики
19 в. проблема О. увязывалась с трактовками человеческой деятельности в контексте таких ее ипостасей, как 'овещнение и
опредмечивание". Гегель впервые в мировой философии отметил, что в основе О. лежит отчужденная деятельная сущность
личности. Раб, согласно Гегелю, являлся рабом потому, что весь объем его деятельности был отчужден господину. В
концепции О. Маркса, осуществившего главным образом анализ явлений О. труда, была сделана попытка отделить О.
человеческих сил от процессов их обобществления и объективации. Маркс рассматривал О. как присвоение одними людьми сил,
средств и результатов деятельности других, т.е. О. трактовалось как продукт определенных общественных отношений
отношений собственности. По Марксу, каждый человек отчужден от другого и от человеческой сущности тем больше, чем выше
уровень эксплуатации труда в данном обществе. Впоследствии эта идея была вульгаризирована адептами марксизма-ленинизма,
которые сузили понимание собственности до объема еще не присвоенного вещественного богатства других, а преодоление О.
стали связывать с ликвидацией института частной собственности посредством захвата власти люмпенизированными слоями
населения. В обществоведении и человековедении 20 в. на первый план в изучении проблем О. вышел вопрос о
"машинизированном", экстенсивном растрачивании человеческих и природных ресурсов. Создание интенсивных,
ориентированных на качество жизни форм производства, экономики, технологии, социальной организации подчеркнули как
значение личностных форм бытия людей, их самореализации и развития, так и важность преодоления
"самоотчуждения" человека. Так, Хайдеггер полагал в качестве главной причины того, что бездомность и
отчужденность становятся мировой судьбой, то обстоятельство, что человек познается (и потому существует) как
"господин сущего", а не как "пастырь бытия". По Хайдеггеру, налицо тенденция, при которой чем более
действителен создаваемый человеком мир, тем менее действительным становится сам человек. Происходит
"растворение" человека в мире, и на первый план выходит проблема актуализации потаенных, сокровенных
горизонтов и возможностей бытия людей. Отражая спонтанность как значимый по сей день фактор эволюции цивилизации наряду
с естественным стремлением общества овладеть темпами и направленностью социальных изменений, концепции О. и
самоотчуждения людей выступают своеобычным индикатором, философским "термометром" контролируемости и
гуманности развития человека и его истории. Масштаб этой проблемы, безусловно, общепланетарен, ибо парциальных решений
она не имеет.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.