|
Лама Анагарика Говинда. ОСНОВЫ ТИБЕТСКОГО МИСТИЦИЗМА5. ВИДЕНИЕ КАК ТВОРЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Полное преображение этого слепого миротворящего стремления в силу Освобождения зависит от совершенства внутреннего видения, от универсальности внутреннего Знания. Осознавая мир и те силы, которые его формируют, мы тем самым становимся его хозяевами. Пока эти силы спят, а мы не имеем к ним доступа, то они и не воспринимаются нами. Поэтому необходимо выдвинуть их, извлечь их в область видимого в форме образов. Символы, которые служат этой цели, действуют подобно химическому катализатору, с помощью которого жидкость внезапно превращается в твердые кристаллы, открывая тем самым истинную свою природу и строение. Духовный процесс кристаллизации, который образует продуктивную фазу медитации, есть процесс развертывания или творчества (санскр. утпанна-крама, тиб. бсКьед-рим), букв. Стадия Зарождения. Однако формы сознательного представления, затвердевающие и будучи видимыми, благодаря этому процессу имели бы духовно каменящий и мертвящий эффект, если бы не существовало метода обратного разряжения кристаллизованных форм в нормальный поток жизни и сознания. Такой метод называется процессом разряжения, или Стадией Завершенности (сампанна-крама, тиб. рДзогс-рим). Он характеризуется отсутствием эго (пудгала-найратмья) и несубстанциональностью (дхарма-найратмья), взаимосвязанностью и относительностью всех форм пустоты (шуньята), любого постоянного или относительного качества. Это наличествует в каждой тренировке медитации Тибетской традиции, так что не существует никакого простора для непонимания или привязанностям к собственным опытам и достижениям (опасность, которая подстерегает большинство не-буддийских мистиков). Кто осознал, что актуальность (то, что мы называем "реальностью") есть результат наших собственных действий, которые начинаются в уме ("мано пуббангама дхамма"), тот будет полностью свободен от материалистической концепции мира как самосуществующей или "данной" реальности. Это более убедительно, чем все философские или логические аргументы. Это практический опыт, и он имеет бесконечно глубоко идущее действие, чем самое сильное интеллектуальное убеждение, поскольку "акт духовного видения преобразовывает видящего; он являет собой, очевидно, крайнюю противоположность обычному действию восприятия, которое отделяет воспринимающего от объекта восприятия и делает его сознающим свою узкую отделенность" (Ludwig Klages). "Процесс трансформации, который ведет человеческое
сознание через материально зримые качества янтры,
осуществляется в акте культа (пуджи). Образ не
является божеством. Божественная сущность после ее
магического вызова не входит в ядро образа откуда-то
снаружи во время ритуала: это посвящение, производящее
внутри нас видение божественной сущности, являющейся нам в
виде образа, чтобы принять божественную сущность в видимом,
и в состоянии двойственности, что соответствует состоянию
сознания практикующего. Все это происходит без слов, так
что внутреннее видение свободно от произвола; божественная
сущность, находящаяся вне пределов обычных человеческих
глаз, оказывается во внутреннем поле зрения,
сверхчеловеческая Реальность отражается в человеческом
сознании" (Н. Zimmer, с. 29).
Вещи существуют, поскольку они действуют. Реальность актуальна. Активный символ или образ духовного видения реален. В этом смысле Дхьяни-Будды, представляемые в медитации, реальны (как реален ум, породивший их), в то время как лишь мысленно воспринятые исторические личности Будд в этом смысле не реальны. Символ или образ, который не действует, является лишь пустой формой, в лучшем смысле декоративной конструкцией или воспоминанием концепции, мысли или события, принадлежащего прошлому. Поэтому все важнейшие медитации в Тибетской традиции предваряются созерцанием идеального состояния Будды в уме посвященного; и только после отождествления практикующего с целью он оставляет многочисленные формы медитативных опытов и методов. Как стрелок пристально смотрит в цель, чтобы попасть в нее наверняка, так и практикующий должен сначала визуализировать свою цель и полностью отождествить себя с ней. Это дает направление и толчок его внутреннему стремлению. Какие бы пути и методы он не выбирал, осуществив это, он всегда будет двигаться к цели и никогда не потеряет себя ни в сухости отвлеченного анализа, ни в привязанности к результатам воображения. Последней опасности можно избежать, потому что существует метод свертывания процесса Зарождения. Способность проявлять видение и снова его свертывать является лучшим доказательством по сравнению с каким-либо интеллектуальным аргументом того факта, что истинная природа всех феноменов находится за пределами чувственного и всяких привязанностей. Однако прежде чем мы дойдем до этой ступени, мы должны иметь дело с творческой стадией построения визуального образа внутри нас самих. Она основана на концентрической диаграмме, называемой мандала (тиб. дКьил-аКхор) с четырехлепестковым лотосом (падма) в основании. Она соответствует раскрытому совершенному уму или идеалу Буддовости, в котором качества Просветленного (Будды) являются целью практикующего и представлены в видимой форме. Чтобы постичь качества солнечного света или природу солнца, необходимо разложить его лучи на спектр. Так же, если мы хотим понять природу Просветленного или сознание Будды, необходимо сначала устремить наше внутреннее зрение на различные качества такого состояния, поскольку непросветленное существо не может охватить ум Просветленного во всей полноте, а только в отдельных аспектах; аспекты же эти согласно уровню, на котором они воспринимаются, и диапазону их многосторонних отношений и умственных ассоциаций, ведут к более широкому и глубокому пониманию. Установление внутренних связей между духовными качествами, психологическими принципами, уровнями сознания и знания, элементами бытия и их символическими отображениями, фигурами, жестами, цветами, определенными асанами и др. это не тщетная игра воображения или произвольная фантазия, а видимым образом выраженное представление опыта, собранного и подтвержденного религиозной практикой бесчисленных поколений. Он представляет квазисимволическое или многоразмерное сознание Реальности, поскольку такой опыт описывает координацию всех духовных сил на материальном, физическом, психическом и ментальном уровнях активности. Эта пропорциональность гармонична, однако, лишь в том случае, когда нет грязных эгоистических вибраций, возмущающих родство или внутренние связи между силами. Поэтому требуется ясное понимание и целенаправленное действие для сведения этих сил к изначальному исходному принципу (центр) и поддержания равновесия между всеми ними. Инструмент человеческого сознания подобен музыкальному инструменту, который необходимо всегда заново настраивать, и эта настройка зависит от знания истинных вибраций, полноты их восприятия, что требует высокой степени чувствительности и к предмету посвящения. Передача этого Знания на различных уровнях опыта является целью всех тантрических методов внутренней визуализации. Действительное существование и взаимопроникновение этих уровней и одновременность этих функций разлагаются интеллектом на существование их в различных измерениях или последовательно во времени, которое поэтому может быть выражено только во время опыта и выражено по частям и в отдельных фазах. Философские и духовные следствия раскроются только по достижении понимания проблемы с разных сторон и точек зрения, методом, так сказать, "концентрической" атаки; несоразмерность, получаемая от каждой частной точки зрения и частного решения проблемы, устраняется только общим видением или представлением целого, которое соединяет все аспекты в единство высшего измерения. Так что если мы доведем этот принцип до логического конца, то найдем, что полное решение проблемы нашего существования может состоять лишь в полном Пробуждении, а не в частичном отречении от мира и его проблем позиции, ведущей лишь к нигилизму, духовному застою и смерти. Поэтому мы должны понимать и осознавать неудовлетворительность объяснения через слова и интеллект, в которых имеется не больше чем просто подготовка для более основательных форм опыта, так же как теоретическое знание основ гармонии никогда не заменит наслаждение или творчество музыки. Родство пяти скандх (рупа, ведана, санджня, санскара, виджняна) пяти качествам сознания Просветленного и их соответствующим Мудростям уже раскрыло фундаментальный принцип: высшие качества потенциально содержатся в низших, подобно цветку в семени. Таким образом, добро и зло, священное и профаническое, чувственное и духовное, мирское и запредельное, неведенье и Просветление, сансара и нирвана и т.п. не абсолютные противоположности или понятия полностью отличных категорий, а две стороны одной и той же Реальности. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|