Дж. Фурст. НЕВРОТИК: ЕГО СРЕДА И ВНУТРЕННИЙ МИР

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глаза VIII

ПРОБЛЕМЫ БРАКА

Понимание проблем брака необходимо для психиатра, поскольку эти проблемы очень часто являются причинами психических трудностей. Помимо этой непосредственной их связи с психическими явлениями, проблемы брака важно изучить потому, что брачные отношения являются одним из тех материальных факторов, которые формируют сознание людей. Это верно как в отношении воспитывающихся в семье детей, так и самих супругов.

Обычный пациент-невротик потратит много энергии и времени на рассмотрение своего настоящего семейного положения, а, изучив историю его прошлой жизни, мы обычно увидим, что между его родителями существовали натянутые отношения. Как это ни парадоксально, но данные факты привели к тому, что современные школы психоанализа стали игнорировать структуру брака и объективное положение детей в обществе. При всем желании в трудах Хорни, посвященных неврозу, мы не обнаружим разбора основных отношений, складывающихся в браке и семейной жизни. Вместо этого Хорни сосредоточивает свое внимание на невротических качествах родителей; согласно ее взглядам, эти невротические качества и создают трудности для детей.

В отличие от д-ра Хорни Фрейд уделял значительное внимание вопросам брака и структуры семьи. Фрейд наблюдал многие трудности, возникающие в семейной жизни средних слоев общества, и пришел к некоторым выводам о причинах этих трудностей и о природе самой семьи.

Во-первых, трудности, возникающие в отношениях между мужчинами и женщинами и получающие свое наиболее интимное выражение в семейной жизни, Фрейд "объяснил" тем, что эти трудности порождаются завистью, ревностью и обидой, которые испытываются женщинами ввиду отсутствия у них мужского полового органа. Отсутствие последнего якобы вызывает антагонистическое отношение к мужчине и заставляет женщину отвергать присущую ей роль в обществе и в семье, которую Фрейд определяет как пассивную и характеризующуюся податливостью и уступчивостью1.

Во-вторых, Фрейд из своих теорий инстинктов выводит, что любовь и ненависть переплетаются и неотделимы друг от друга. Любовь и ненависть возникают из полового влечения и инстинкта смерти. Они присущи всем людям и поэтому вызывают конфликты, напряжения и проблемы во всех областях человеческих отношений, включая семейную жизнь и брак.

В-третьих, ясно, что источником некоторых из проблем брака Фрейд считал то обстоятельство, что существующий между супругами тип отношений не является в полной мере отношением между данными взрослыми людьми. Мужчина в действительности любит женщину не столько саму по себе, а видя в ней замену своей матери, ибо она напоминает ему того человека, который ухаживал за ним, когда он был ребенком, и на котором до сих пор еще фиксируются некоторые из его детских половых влечений. Следовательно, его жена служит образом, или экраном, на который проецируется его еще сохраняющаяся любовь к своей матери2. Подобно этому, женщина любит своего мужа не как такового и не за то, что он делает, а потому, что он в ее глазах является более или менее безликим обладателем мужского полового органа, а также потому, что благодаря половому сношению он дает ей ребенка, который в ее "бессознательном" представляет мужской половой орган3. В том и другом случае любовь к мужу сводится к более или менее косвенному удовлетворению извечного стремления женщины иметь мужской половой орган. Само собой разумеется, что она любит мужа также потому, что он служит для нее образом отца и таким путем она может удовлетворять половые влечения своего детства, которые фиксировались на ее отце.

Мы должны отбросить все эти формулировки по ряду весьма серьезных причин. Прежде всего, как это явствует из нашего предшествующего разбора, мы не можем согласиться со смехотворной и реакционной теорией о том, что трудности в отношениях между мужчинами и женщинами возникают из-за отсутствия у женщины мужского полового органа или же из-за присущей человеческой природе наследственной тенденции ненавидеть и нападать на то, что мы любим. Далее, легко может быть доказано, что не существует детских половых влечений, которые фиксируются на родителях, за исключением тех крайне редких случаев, когда кто-нибудь из родителей подходит к ребенку с прямыми сексуальными предложениями. В-третьих, фрейдистское "объяснение" отношений между мужчинами и женщинами не учитывает их роль как взрослых партнеров по браку и игнорирует объективное положение мужчин и женщин в нашем обществе. Фрейд, очевидно, не имел также ни малейшего представления о том, что вступившие в брак мужчина и женщина могут как взрослые супруги искренне любить друг друга ради самих себя, благодаря существующим между ними нежным отношениям. Почти во всех случаях Фрейд изображал любовь как чувство, испытываемое к самому себе и переносимое на кого-то другого, с кем человек себя отождествляет, или же он видел в любви форму выражения непосредственного животного влечения.

Очевидно, наконец, что Фрейд неправильно понимал природу семьи. Он представлял себе ее как биологическую, в основном половую единицу, формы которой складываются под воздействием инстинктивных факторов. Благодаря этому Фрейд оставался слепым к социальным факторам, формирующим отношения людей в семье. Вместо того чтобы рассматривать семью как часть общества, в которой находит свое отражение структура общества в целом, Фрейд видел все это в извращенном виде. Он считал, что семья – первичная биологическая единица, детерминирующая структуру общества; последнее Фрейд рассматривал как расширенную семью. Фрейд, далее, полагал, что основной характер семьи никогда не меняется. Внешняя форма семьи может подвергаться изменениям, но окончательно установившиеся половые влечения между родителями и детьми будут существовать всегда; всегда должна существовать авторитарная фигура отца, который фактически или через посредство наследственной расовой памяти олицетворяет в глазах детей страх перед кастрацией. Фрейд утверждал, что в различных формах семьи, как например в матриархальном обществе, по существу, находят свое выражение и удовлетворение все те же древние инстинктивные силы, только внешне это происходит по-разному.

Такой взгляд, согласно которому брак и семья в основе своей не меняются, мы должны оспаривать. Антропологические данные, приведенные в произведениях Бриффо и других авторов, показывают, что в формах устройства семьи происходят коренные изменения. Были такие первобытные формы, когда целые группы людей коллективно вступали в брак друг с другом; имеются семьи, где мужчина является мужем многих жен, есть и такие, где женщина является женой нескольких мужчин. Бывает и так, что мужа вовсе нет, а есть семья, состоящая из одной женщины и группы детей, к которой временно присоединяются различные мужчины. Есть такие случаи, когда браки совершаются по религиозному ритуалу, причем между супругами отсутствуют какие-либо половые и любовные отношения. При одних формах семьи преобладающее положение занимает женщина, при других – мужчина. Различия, которые мы наблюдаем в основах и формах семьи и брака, поистине громадны, и это никак не подтверждает положение Фрейда, что изменений в формах семьи не происходит и что одни и те же основы устройства семьи в основном характерны для всего человеческого рода.

Многие ученые признают теперь, что брак и семья представляют собой по существу экономический институт. Прежде всего следует отметить, что для молодых, взрослых и старых брак и семья в ходе развития стали постоянным средством обеспечения их непосредственных потребностей в питании, жилище, одежде и других потребностей, необходимых для существования. Множество данных подтверждает, что современная форма брака возникла в то самое время, когда устанавливалась теперешняя система частной собственности, и что этот патриархальный тип брака был создан для защиты собственности и ее сохранения в руках мужчин.

Церковь утверждает, что брачные отношения носят прежде всего религиозный и моральный характер, но эта точка зрения опровергается наличием многих форм гражданского брака, а также теми прямыми связями между экономическими интересами и устройством брачных дел, существование которых легко установить в разных обществах. Брак содержит, правда, определенные правовые, религиозные и моральные элементы, но не в большей мере, чем другие типы экономических отношений нашего времени.

Поскольку брак в основном возник как производственно-экономический институт, неправильным представляется утверждение, что брак и семья определяют форму общества. Нужно как раз перевернуть фрейдовскую точку зрения в этом вопросе: именно организация общественного производства обусловливает типы организации семьи; этим объясняется тот факт, что тип отношений, складывающихся в семье, определяется типом экономических отношений, существующих в обществе в целом.

В той типичной патриархальной семье, из которой развилась наша современная структура семьи, муж занимает преобладающее положение. В более крайних формах патриархальной семьи муж имел собственность на жену, мог наказать ее или вообще прогнать по своему усмотрению, а часто распоряжался и ее жизнью и смертью. Многие из этих крайностей отпали, но в целом в нашей теперешней форме брака сохраняется немало пережитков его варварского происхождения. В настоящих условиях мужчина все еще занимает в общем господствующее положение. Он претендует на то, чтобы представлять свою семью перед законом, религией и в области политики. Вплоть до недавнего прошлого он являлся обладателем всех ресурсов семьи и имел юридическое право на все, что зарабатывали или производили его жена и дети. Во многих штатах Америки мужу предоставлены большие права на собственность, чем жене, а бракоразводные законы имеют тенденцию в большей мере защищать интересы мужа, чем интересы жены.

С правовой точки зрения брак в Соединенных Штатах в настоящее время по форме одинаков у представителей различных экономических классов. Однако, несмотря на сходство внешних форм брака, чувства и отношения, которые реально существуют между мужем и женой и между родителями и детьми, значительно отличаются у представителей различных классов общества. Это вызывается тем, что представители различных классов придерживаются разных взглядов на жизнь, ведут различный образ жизни и неодинаково относятся друг к другу. Все это означает, что они неизбежно живут, действуют, мыслят и чувствуют по-разному, что различны и их интимные отношения.

Тот факт, что высшие слои общества в большинстве своем живут в праздности, не может не отразиться на характере людей, относящихся к этим слоям, и на их обхождении друг с другом в семейной жизни. Экономические стремления и конкуренция, характерные для средней буржуазии, находят свое отражение в формах их семейной жизни, а также и в необеспеченном положении женщины, принадлежащей к этим слоям. Отсутствие особого стремления к материальному богатству и относительное отсутствие в среде рабочего класса отношений конкуренции и эксплуатации, а также совершенно иное положение, занимаемое в рабочей среде матерью, не могли не сказаться на чувствах и отношениях, которые существуют между людьми в семейной жизни этой среды. Особое положение негритянского народа также находит свое отражение в семейных отношениях его представителей4.

Поскольку в целом вопрос о семейных отношениях очень важен с точки зрения понимания и лечения психических болезней, он должен быть изучен значительно глубже. Это особенно верно потому, что в литературе по психоанализу стандартные картинки семейной жизни и семейных проблем почти целиком заимствованы из условий жизни средних слоев общества и не применимы в достаточной мере к семейным отношениям у других классов. Кроме того, психоаналитики почти все свое внимание сосредоточивают на субъективных факторах, и указанная литература, по существу, недостаточно точно освещает жизнь даже средних слоев общества.

Обычная супружеская пара из менее состоятельных средних слоев и из рабочего класса, как общее правило, обнаруживает, что брак принес с собой далеко не только то, чего они ожидали, когда вступали в него. Супруги оказываются перед лицом значительных проблем: добывания средств на жизнь и удовлетворения всех своих потребностей заработанными деньгами; на квартирную плату, жилищное устройство, поддержание здоровья, на обеспечение своим детям надлежащих условий для игр и школьной учебы. Однако, хотя все эти проблемы и могут иметь своим последствием нервное напряжение, заботы, усталость и беспокойство, сами по себе они не обязательно вызывают те конфликты, которые в брачной жизни возникают между мужчинами и женщинами. Эти конфликты имеют другие источники, а не материальные, денежные затруднения.

Важным источником конфликтов в браке является то обстоятельство, что мужчины и женщины имеют различные потребности. Эти вступающие в конфликт друг с другом потребности происходят как от различного положения мужчин и женщин в обществе, так и от самой природы нашей семейной жизни.

В брачной жизни часто случается, что оба партнера переутомлены. Муж не бывает дома девять-десять часов, в зависимости от характера его работы и от того, сколько времени уходит на дорогу на работу и обратно. Он возвращается домой утомленным, усталым. С другой стороны, рабочий день жены начинается раньше, чем у него; она встает, чтобы успеть приготовить завтрак и закуску, которую муж возьмет с собой; в течение дня она занимается теми или иными делами; потом она должна варить ужин и мыть посуду, укладывать детей спать, привести в порядок одежду на завтра и т.д. Даже допуская, что у жены в течение дня были некоторые свободные минуты, в целом она имеет более продолжительную рабочую неделю, чем муж. Женщина также устает и изнуряется, она нуждается в помощи мужа для работ по дому и уходу за детьми, в то время когда муж нуждается в отдыхе и спокойном развлечении после тягот рабочего дня. Таким образом, потребность жены в сокращении рабочего дня и в большем отдыхе и развлечении вступает в прямой конфликт с потребностями ее мужа.

Некоторые конфликты между потребностями жены и мужа вызываются тем простым фактом, что мужа весь день нет дома – причем он находится на работе, которая обычно далеко не легка и приятна, – возвращается он домой, как в мирное, тихое и спокойное пристанище. Однако дети могут быть весьма шумливы, и его потребности сталкиваются с их потребностями; или же семья может нуждаться в том или ином содействии с его стороны, как отца, в то время как он хочет лишь поужинать, почитать газету или же поспать. Кроме того, его жена весь день была прикована к домашним делам, находилась в одиночестве и к тому же выполняла однообразную и неинтересную работу. Поэтому у нее есть действительная потребность искать что-то интересное и развлекательное где-нибудь вне дома, а когда муж свободен, она хочет развлекаться вместе с ним; однако его потребности часто прямо противоположны – он стремится остаться дома и отдыхать в обстановке относительного мира и покоя.

Другой конфликт между потребностями нередко возникает из наличия различных возможностей культурного развития и образования, потребностей в отдыхе и общественной деятельности. Все это у мужа и жены не всегда совпадает, так что возникает проблема примирения и сочетания деятельности одного из супругов с деятельностью другого. Даже если нет прямого конфликта между потребностями, могут возникнуть другие проблемы. Допустим, что и жена и муж хотят учиться одновременно, в одни и те же дни недели. Но как это сделать при малом бюджете? И не только с финансовой точки зрения может оказаться невозможным сделать это обоим, ибо встанет еще вопрос, кто же останется дома с детьми.

Конфликт между потребностями может возникнуть также и в связи с вопросом об экономическом поддержании семьи. Со временем, если женщина продолжает находиться дома, занятая домашним хозяйством и детьми, она все больше забывает ту работу, которую она когда-то выполняла. Она утрачивает ранее приобретенные навыки, чувство обстановки, и чем старше она становится, тем трудней ей устроиться на работу. Кроме того, она может оказаться не в состоянии заработать достаточно денег, так что забота об обеспечении семьи все больше ложится на плечи мужа. Это значит, что его работа и связанные с нею потребности приобретают все большее значение и могут прийти в прямой конфликт с нуждами остальных членов семьи и отодвинуть их на задний план. Если встанет вопрос, покупать ли для мужа обувь или приобрести новые занавески для квартиры, то решение этой проблемы очевидно. Если встанет вопрос о переезде в другую местность, чтобы муж мог получить лучшую работу или вообще какую-нибудь работу, семья должна двинуться туда, не считаясь с тем, что на новом месте положение с квартирой может быть хуже, школы – перегружены и местность в некоторых других отношениях менее благоприятна, чем старая.

Конфликты между потребностями могут возникнуть также в результате того, что экономические условия иногда вынуждают мужа быть на работе, которая ему ненавистна, или же ему приходится работать в таких условиях, которые ему не нравятся и, возможно, наносят ущерб его здоровью. Допустим, у него появилось желание перейти на другую работу или приобрести какую-нибудь новую специальность, но он, в буквальном смысле этого слова, может оказаться не в состоянии это сделать, если перемена работы повлечет за собой серьезное сокращение заработка на более или менее длительное время. Финансовые нужды семьи слишком неотложны, чтобы позволить себе такую перемену. Если же он, по несчастью, окажется художником, музыкантом, писателем или свободным актером – короче говоря, если он захочет выполнять такую работу, которая не дает возможности получения регулярного, достаточного для жизни заработка, то скоро обнаружится, что для поддержания семьи он будет вынужден всю свою жизнь заниматься какой-нибудь нудной, однообразной работой, ничего общего не имеющей с областью его творчества. Или же он может оказаться вынужденным для обеспечения семьи проституировать свое искусство, подчинив его коммерческим интересам. Таким образом, многие его потребности приходят в прямое столкновение с потребностями семьи. С другой стороны, и жена вполне может оказаться в таком же положении. В то время как она хотела бы заняться искусством, писательской или какой-нибудь другой деятельностью, ей приходится мыть посуду, стирать, ходить по магазинам, штопать и выполнять другие работы по домашнему хозяйству.

Природа таких конфликтов между потребностями мужа и жены не будет вполне одинаковой для разных семей, но всегда налицо окажется какой-нибудь из указанных конфликтов, ибо они возникают из объективных условий, в которых находятся мужчины и женщины и в которых протекает их семейная жизнь. То обстоятельство, что эти конфликты имеют место в обстановке борьбы между мужем и женой за равноправие, еще больше осложняет проблему и объясняет, почему эти конфликты вспыхивают с такой силой. Когда мужчина и женщина вступают в брак и организуют свою совместную жизнь, общее неравенство между мужчинами и женщинами резко проявляется в личных отношениях между этими людьми. Таким образом, один из главных социальных конфликтов переносится прямо в быт.

Эта борьба ведется и на субъективной и на объективной основах. Субъективный аспект ее – наиболее очевидный, и люди обычно делают на нем основной упор. Ряд проблем связан со способностью мужа быть чутким к потребностям своей жены: следить за тем, чтобы жена принимала равное участие в решении вопросов семейной жизни; уважать ее как личность; понимать ее особые проблемы и трудности как женщины. Натянутые отношения часто возникают в связи с очевидными ошибками той или другой стороны. Основной вопрос может сводиться к тому, кто кого больше критикует. В тех принадлежащих к средним слоям семьях, которые подпали под влияние психоаналитических теорий, борьба часто ведется вокруг подлинных или воображаемых невротических качеств того или другого супруга.

Борьба за равенство происходит также на твердой, объективной основе; правда, как говорит мой опыт, люди обычно не обращают внимания на эту сторону проблемы, предпочитая заниматься качествами личности своего партнера. Однако эти объективные проблемы весьма остры, и, если они не будут решены, никогда не будет ясности в вопросах, связанных с качествами личности. Некоторыми из наиболее распространенных проблем являются: обязанность мужа уделять делу поддержания семьи не меньше времени, чем уделяет его жена; играть равную с женой роль в уходе за детьми; одинаковая доля ответственности в расходовании денег; предоставление женщине равных возможностей культурного развития; равные условия труда в семье и многие другие вопросы.

В конечном счете способ ведения борьбы за равноправие женщины и степень успеха в достижении этой цели имеют решающее значение для проблемы устройства брака. Если эта борьба будет успешна, то конфликты, возникающие между потребностями мужчины и женщины, не смогут привести к такой абсолютно антагонистической ситуации, выход из которой невозможно найти, не разрывая брака и не становясь перед необходимостью развода.

Когда главное внимание уделяется решению объективных проблем, то субъективные формы конфликта обозначаются более ясно и с ними легче справиться. Однако, когда спорные вопросы между мужем и женой обостряются, люди чересчур часто прибегают к неправильным формам борьбы. Укажем на некоторые из наиболее распространенных форм такой борьбы.

  1. Муж все в большей мере проявляет свое мужское превосходство, отказывается принимать участие в ведении домашнего хозяйства и предъявляет жене соответствующие требования.

  2. Женщина в ответ на это пытается проявить женское превосходство и осуществить контрэксплуатацию мужа.

  3. Положение вырождается в "борьбу полов".

  4. Партнеры обвиняют во всех бедах друг друга, не сознавая того, что, с кем бы они ни вступили в брак, перед ними встала бы весьма значительная часть тех же проблем, с которыми они встретились теперь в отношениях друг с другом. Партнеры по браку приписывают свои беды особенностям личности или неврозу того или другого из них, не представляя себе, что возникшие в их отношениях проблемы по природе своей в основном объективного, социального характера.

  5. Супруги могут винить в своих трудностях детей и направить свой гнев против них.

  6. Муж и жена ведут между собой борьбу по второстепенным вопросам вкуса и выбора или по незначительным личным вопросам.

  7. Слишком часто спор между мужем и женой ведется с чисто индивидуалистических, эгоистических позиций; каждый добивается своего за счет интересов партнера и не пытается уладить дело в соответствии с общими интересами всей семьи в целом.

Супруги могут многое сделать, чтобы справиться со своими проблемами и обеспечить себе уравновешенную брачную жизнь, но коренное средство избавления от возникающих в этой жизни конфликтов не может быть найдено с помощью одних индивидуальных усилий отдельных супружеских пар. Люди могут там и здесь добиваться успешного преодоления трудностей брачной жизни, но эти трудности могут вновь возникнуть перед любой супружеской парой, поскольку они происходят от социальных условий. Мы убеждаемся, следовательно, какое фундаментальное значение имеет создание на деле таких экономических и социальных условий, при которых женщины могли бы вступать в брак и растить детей и в то же время имели бы возможность участвовать в общественном производстве на равных правах с мужчинами. Это обеспечит женщинам экономическую независимость и равные с мужчинами возможности социального, политического и культурного развития во всех областях. Когда это произойдет, – а это уже делается в некоторых частях света, – женщины не будут больше страдать из-за того, что они женщины. Великим благотворным результатом этого будет улучшение интимных отношений между полами, улучшение семейной жизни и соответственное сокращение количества разводов, уменьшение случаев невроза и неудачно складывающейся брачной жизни.

Даже при современных условиях можно добиться построенных на равенстве отношений между мужчиной и женщиной и счастливого брака, хотя достижение такого результата требует более продолжительного срока, чем это представляет себе большинство людей, – вероятно, лет десяти. Успешно закончившаяся борьба сделает и из мужа и из жены более хороших людей. В нашем обществе брак и семейная жизнь предоставляют самую большую меру подлинной порядочности, любви и близости, которую человек только может найти в отношениях с другими людьми. Даже в современных условиях брачные отношения во многом выражают как бы самую сущность возможных среди людей плодотворных отношений дружбы и сотрудничества. В сутолоке нашей современной жизни опыт семейных отношений имеет решающее значение для каждого в отдельности человека. Мы часто наблюдаем, какими больными и обделенными являются люди, которые выросли в детских приютах и сиротских домах, где они мало испытали людской теплоты, мало видели отношений доверия и порядочности; то же мы наблюдаем и у людей, которые воспитывались в распавшихся семьях или в семьях, где муж и жена ненавидели друг друга. Ранний опыт любовной заботливости, отношений сотрудничества и взаимного доверия, который ребенок приобретает в семье, является жизненно важным фактором в становлении личности взрослого, способного понять характер плодотворных человеческих отношений и сознательно в них участвовать. Очевидно, что воспитание ребенка при хороших отношениях, существующих в семье, необходимо для выработки в нем личности, достаточно сильной, чтобы совладать с бесчеловечностью, с которой он столкнется в нашем мире взрослых.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1072
Категория: Библиотека » Критика


Другие новости по теме:

  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
  • Г.Хорошилов, Б.Виногродский. ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ? | Г.Хорошилов, Б.Виногродский ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ Перевод В.Данченко
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция I Философия сегодня. – Необычайное и правдивое
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция II Упадок и расцвет философии. – Драма
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция III Тема нашего времени. – Наука –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IV Познание Универсума и Мулетиверсума – Примат
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция V Необходимость философии. Присутствие и соприсутствие. –Основная
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VII Данные Универсума. – Картезианское сомнение. –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VIII Открытие субъективности. – Экстаз и спиритуализмантичности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция XI Основная реальность жизни. – Категории жизни.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция X Новая реальность и новая идея реальности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VI Верование и теория жизнерадостность – Интуитивнаяочевидность
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IX Тема нашего времени. – Коренная реформа
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Об авторах ЭВЕЛИН АНДЕХИЛЛ 1875-1941. Английская поэтесса,новеллист
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Джон Уайт ПРОСВЕТЛЕНИЕ И ИУДЕОХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ Возникновение
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Сатпрем ЕДИНСТВО И УЧЕНИЕ ШРИ АУРОБИНДО Один
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Джон Уайт ЛЮБОВЬ, СВОБОДА И ПРОСВЕТЛЕНИЕ Интервью
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Хьюстон Смит СВЯЩЕННОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Понятие священное бессознательное
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Эвелин Андехилл ЖИЗНЬ В ЕДИHЕHИИ Hезнание духовных
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Олдос Хаксли ВЕЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Плодовитое перо Олдоса
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Алан Уотс ЭТО ОНО Некоторые люди ошибочно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь