Сами чувства должны допускать противоположение между
собою.
Я должно через идеальную деятельность
противополагать некоторый объект Y объекту X;
оно должно полагать себя как измененное. Но оно полагает
Y, лишь будучи побуждено к тому некоторым чувством,
и притом некоторым другим чувством. Идеальная
деятельность зависит только от себя самой и не зависит от
чувства. В Я имеется в наличности некоторое чувство
X; и в этом случае, как то было показано, идеальная
деятельность не в состоянии ограничить объект X, не
в состоянии показать, что он собою представляет. Но в
Я должно возникнуть некоторое другое чувство
Y, согласно нашему постулату; и теперь идеальная
деятельность должна быть в состоянии определять объект
X, то есть противоположить ему некоторое
определенное Y. Изменение и взаимосмена в чувстве
должны, значит, быть в состоянии оказать влияние на
идеальную деятельность. Спрашивается, как могло бы это
случиться?
Сами чувства различны для какого-либо созерцателя
вне Я; но они должны быть различны для самого
Я, то есть они должны быть положены как
противоположные. Это же удел одной только идеальной
деятельности. Стало быть, для того, чтобы оба чувства могли
быть положены, они непременно должны быть положены
синтетически объединенными, но в то же время и
противоположными. Нам надлежит, таким образом, ответить на
три вопроса: a) как полагается некоторое чувство? b) как
чувства синтетически объединяются через полагание? c) как
они противополагаются?
Что некоторое чувство полагается через идеальную
деятельность, это можно мыслить себе только следующим
образом: Я рефлектирует без всякого самосознания о
некотором ограничении своего побуждения. Отсюда прежде
всего возникает некоторое самочувствие. Я
рефлектирует опять-таки об этой рефлексии или же полагает
себя в ней как определенное и определяющее в одно и то же
время. Благодаря этому чувствование само становится
некоторого рода идеальным действием, в результате на него
переносится идеальная деятельность. Я чувствует или
же, точнее, ощущает нечто, материю. Это
рефлексия, о которой уже выше шла речь и через которую
X впервые становится объектом. Через рефлексию над
чувством это последнее становится ощущением.
Через идеальное полагание чувства
синтетически объединяются. Основанием их отношения не может
быть ничто другое, кроме как основание рефлексии над обоими
чувствами. Такое же основание рефлексии заключалось в
следующем: так как иначе не было бы удовлетворено
побуждение к взаимоопределению и не могло бы быть положено
как удовлетворенное и так как, если это не осуществляется,
то не существует никакого чувства, а в таком случае
и вообще никакого Я. Стало быть, синтетическое
основание объединения рефлексии об обоих состоит в том, что
без рефлексии об обоих не может быть рефлексии ни
об одном из них как над некоторым чувством.
При каком условии рефлексия об отдельном чувстве не
осуществляется, нетрудно понять. Каждое чувство есть
неизбежно некоторое ограничение Я; поэтому если
Я не ограничено, то оно не чувствует; и если оно не
может быть положено как ограниченное, то оно не
может быть положено как чувствующее. Если бы поэтому между
двумя чувствами существовало такое отношение, что
одно из них было бы ограничено и определено только
через другое, то нельзя было бы так как ни о
чем нельзя рефлектировать, не рефлектируя о его границе,
здесь же границей одного чувства является каждый раз другое
чувство рефлектировать ни об одном, ни о другом, не
рефлектируя об обоих вместе.
Если чувства должны находиться в этом отношении, то
в каждом из них непременно должно заключаться нечто такое,
что указывает на другое. Подобную связь мы нашли и в
действительности. Мы открыли некоторое чувство, которое
оказалось связанным с некоторым желанием, а потому с
некоторым побуждением к изменению. Если это желание
должно быть вполне определено, то непременно должно быть
установлено другое, желанное. А такое другое чувство
ведь на самом деле было постулировано. Оно может определять
Я как ему угодно; поскольку оно является некоторым
желанным,* и притом определенным желанным, оно принуждено
стать в определенное отношение к первому и с учетом его
должно быть сопровождаемо некоторым чувством
удовлетворения. Чувство желания не может быть
положено без некоторого удовлетворения, к которому оно
устремляется; и удовлетворение не может быть положено без
предположения некоторого желания, которое удовлетворяется.
Где прекращается желание и наступает удовлетворение, там
проходит граница.
* Определенным желанным. (Заметка на
полях.)
Вопрос еще только в том, как обнаруживается
удовлетворение в чувстве? Желание было обязано своим
возникновением некоторой невозможности процесса
определения, так как отсутствовало ограничение; в нем,
стало быть, идеальная деятельность и побуждение к
реальности были объединены друг с другом. Как только
возникает некоторое другое чувство, становится: 1)
возможным требуемое определение, полное ограничение
X, а затем оно и действительно осуществляется, так
как для этого в наличности имеются и побуждение и сила; 2)
именно из того, что оно осуществляется, следует, что
существует некоторое другое чувство. В чувстве самом по
себе как ограничении нет и не может быть никакого различия.
Но из того, что является возможным нечто такое, что не было
возможно без изменения чувства, следует, что состояние
чувствующего изменилось; 3) побуждение и
действие теперь одно и то же; определение, которого
требует первое, оказывается возможным и осуществляется.
Я рефлектирует об этом чувстве и о самом
себе в нем как определяющее и определенное в одно и то
же время, как совершенно согласное с самим собою; и такое
определение чувства можно назвать одобрением.
Чувство сопровождается одобрением.
Я не может полагать этого согласия между
побуждением и действием, не различая то и другое; но оно не
в состоянии различать их, не полагая нечто такое, в чем они
являются противоположными друг другу. И таковым является
предшествующее чувство, которое поэтому неизбежно
сопровождается некоторым неудовольствием
(противоположностью одобрения, обнаружением дисгармонии
между побуждением и действием). Не всякое желание
необходимо сопровождается неудовольствием; но если оно
оказывается удовлетворенным, то возникает неудовольствие по
поводу предыдущего; оно становится пустым, безвкусным.
Объект X и Y, которые полагаются через
идеальную деятельность, оказываются теперь определенными
уже не только через одно противопоставление, но и через
предикаты неприятный и приятный. И такое
определение продолжается в бесконечность, и внутренние
определения вещей (которые стоят в связи с чувством)
оказываются не чем иным, как степенями неприятного или
приятного.
До сих пор такая гармония или дисгармония, одобрение
или неудовольствие (как согласование или несогласование
двух различностей, а не как чувство) являются налицо лишь
для возможного наблюдателя, а не для самого Я. Но то
и другое должны быть наличны также и для этого последнего и
должны быть им положены только ли идеально через
посредство созерцания или же через некоторое отношение к
чувству, этого мы пока еще не знаем.
Для того, что должно быть либо идеально положено,
либо почувствовано, непременно должно быть возможно указать
некоторое побуждение. Ничто наличное в Я не налично
в нем без побуждения. Поэтому непременно должно быть
возможно указать некоторое побуждение, устремляющееся к
такой гармонии.
Гармонирующим является то, что позволяет
рассматривать себя одновременно как определенное и
определяющее. При этом, однако, гармонирующее должно
представлять собою не нечто единое, а некоторую
гармонизирующую двойственность. Таким образом, отношение
было бы следующим: A должно быть в самом себе вообще
определенным и определяющим в одно и то же время;
совершенно так же и B. Но, сверх того, в них обоих
необходимо должно быть некоторое особое определение
(определение того, до какой степени), по отношению к
которому A является определяющим, если B
полагается как определенное, и наоборот.
Такое побуждение содержится в побуждении ко
взаимоопределению. Я определяет X через
Y, и наоборот. Присмотримся к его действованию в
обоих этих определениях. Каждое из этих действий, очевидно,
определено через другое, так как объект каждого из них
определяется через объект другого. Это побуждение можно
назвать побуждением ко взаимоопределению. Я через
самого себя или же побуждением к абсолютному единству и
завершению Я в себе самом. (Круг теперь пройден:
побуждение к определению сначала к определению
Я; затем, через посредство этого последнего,
к определению Не-Я; а так как Не-Я
представляет собою нечто многообразное, а потому не
что-либо отдельное в себе и может быть вполне определено
через самого себя, то побуждение к определению его через
взаимосмену; побуждение ко взаимоопределению Я самим
собою посредством такой взаимосмены. Таким образом мы имеем
некоторое взаимоопределение Я и Не-Я, которое
благодаря единству субъекта должно стать некоторого рода
взаимоопределением Я через самого себя. Так,
согласно прежде установленной уже схеме, оказываются
пройденными и исчерпанными способы действования Я, и
это обеспечивает полноту нашей дедукции главных побуждений
Я, так как эта дедукция завершает и заканчивает
систему побуждений.)
Гармонизирующее, взаимно через самого себя
определенное, должно быть побуждением и действием. a)
Должно быть возможно рассматривать то и другое как само по
себе определенное и определяющее в одно и то же время.
Побуждением такого рода было бы побуждение, которое
порождало бы абсолютно себя само, некоторое абсолютное
побуждение, некоторое побуждение ради побуждения. (Если
выразить это в форме закона, как то и должно быть
непременно сделано, ради этого определения на некоторой
определенной ступени рефлексии, то это будет некоторый
закон ради закона, некоторый абсолютный закон или же
категорический императив ты должен
безусловно.) Нетрудно заметить, где при таком
побуждении находится неопределенное, а именно: оно
толкает нас в неопределенное, без цели (категорический
императив только формален, не имея никакого предмета). b)
Что некоторое действие одновременно является и
определенным и определяющим, означает, что действие
делается потому, что оно делается, притом ради самого
действия или же с абсолютным самоопределением и свободой.
Все основание и все условия действования содержатся тут в
самом действовании. Где тут находится неопределенное,
обнаруживается тоже сразу: нет действия без объекта;
поэтому здесь действие должно было бы одновременно
доставлять самому себе объект, что невозможно.
Но ведь между обоими моментами, между
побуждением и действием должно быть то
отношение, что они взаимно определяют друг друга. Такое
отношение требует прежде всего, чтобы действие допускало
рассмотрение себя как чего-то порожденного через
побуждение. Действие должно быть абсолютно свободным, стало
быть, не должно быть ничем определено непреодолимым
образом, стало быть, также и через побуждение. Но оно все
же может обладать такими свойствами, что его можно будет
рассматривать как определенное или не определенное через
побуждение. Как же обнаруживается эта гармония или
дисгармония, вот подлежащий разрешению вопрос, ответ
на который отыщется сейчас сам собою.
Затем это отношение требует, чтобы было возможно
полагать побуждение как определенное через действие.
В Я не может быть в одно и то же время ничего
противоположного. Но побуждение и действие тут
противоположны. Как только, значит, появляется некоторое
действие, побуждение оказывается прерванным и ограниченным.
Отсюда возникает некоторое чувство. На возможное
основание этого чувства направляется действие, полагает,
осуществляет его.
Если, согласно вышеприведенному требованию,
действие определяется через побуждение, то
определенным через него оказывается также и объект;
он оказывается соответствующим побуждению именно тем, чего
оно требует. Побуждение оказывается теперь (idealiter)
определенным через действие; ему должен быть приписан тот
предикат, что это именно такое побуждение, которое
стремилось к этому действию.
Теперь есть налицо гармония, и возникает некоторое
чувство одобрения, которое здесь является чувством
удовлетворенности, выполнения, полного завершения
(которое, однако же, длится в силу неизбежно
возвращающегося опять желания лишь один момент). Если
действие не определено через побуждение, то объект
оказывается противостоящим побуждению, и тогда возникает
некоторое чувство недовольства, неудовлетворенности,
раздвоения субъекта с самим собою. И в таком случае
побуждение тоже является доступным определению через
действие, но только отрицательно; оно не было таким
побуждением, которое имело в виду это действие.
Действие, о котором здесь идет речь, есть, как и
повсюду, действие только идеальное, действие через
представление. И наша чувственная действенность в
чувственном мире, в которую мы верим, доходит до нас
не иначе как через представление.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.