№20. ПОСЛЕСЛОВИЕ К «ОСНОВАМ САМОПОЗНАНИЯ»

- Оглавление -


№20
ПОСЛЕСЛОВИЕ РЕДАКТОРА


к «Основам самопознания» Г.Бенджамина

К.: Самиздат, 1982



К сожалению, основная масса переводной литературы, посвященной проблемам эволюции сознания, дает нам чисто интеллектуальное удовлетворение, иногда – быстропреходящий эмоциональный подъем; в лучшем случае эти книги помогают осознать уже полученный нами духовный опыт, увидать его с точки зрения более широкой духовной перспективы. Опыт, как таковой, обретается либо спонтанно ("кармически"), либо в ходе живой практики. Книги дают нам знание, а не опыт, они усложняют нас, но не изменяют.

Литература может помочь нам измениться лишь предоставив методику такого изменения. Собственно говоря, в литературе мы сталкиваемся именно с множеством различных методик. Однако фактически все они оказываются неудовлетворительными по двум основным причинам: либо это методики, направленные на осуществление каких-то частных задач, а не на расширение сознания ("самоосуществление"), либо это методики, разработанные и успешно применяемые в условиях, резко отличных от привычной нам обыденной жизни больших городов. Практика же, чтобы быть действенной, должна осуществляться не "по утрам и вечерам", но наполнять собой всю структуру нашей жизнедеятельности.

Гурджиев предлагает нам именно такую реальную методику самоосуществления, пригодную для индивидуального использования в условиях "открытого социума" (а не только замкнутого микросоциума духовной общины – Ашрама). Применимость данной методики в любых жизненных ситуациях не вызывает сомнений.

Поэтому методика Гурджиева не оставляет нам никаких шансов для самопотакания со ссылками на жизненные условия, не способствующие якобы практике, не оставляет никаких поводов для откладывания работы над собой "на потом". И если искатель, ознакомившись с этой методикой, не воспользовался ею, значит его "духовные намерения" представляют собой только ширму для чего-то иного.

Следует отличать, однако, методическую структуру Системы Гурджиева от ее теоретического "наполнителя". В частности, отношение космологических спекуляций Успенского к учению самого Гурджиева далеко не однозначно. Теоретический "наполнитель" Системы можно рассматривать в качестве уловки для вовлечения "спящих" в действительный процесс работы над собой.

Далее, следует упомянуть о двух очень важных моментах, не затронутых в этой книге; забвение их, однако, исключает возможность какого-либо реального духовного прогресса. Речь идет об идеях любви и служения.

Отсутствие ЛЮБВИ и СОСТРАДАНИЯ к "спящим" превращает "практикующего" в наблюдательного монстра, отличного от "спящих" исключительно своей способностью манипулировать последними. Отсутствие любви и сострадания к "спящим" свидетельствует, что для взора этого "искателя истины" остался закрытым огромный пласт реальности. Кроме того, любовь – это единственная сила, способная прорвать блокаду эго, функцией которого является противопоставление данной индивидуальности остальному миру, и которое не существует вне этой функции. Однако даже любовь и сострадание оказываются бессильными, если они не подкреплены СЛУЖЕНИЕМ.

Об идее служения автор лишь вскользь упоминает на последних страницах. Между тем наша личная сила обусловлена личностью и неспособна освободить нас из ее скорлупы: для этого необходимо подключение к каким-то надличным источникам. А в процессе служения мы как раз и становимся проводниками сил объекта нашего служения.

Обретение Господа или того, кому/чему посвящено наше служение, составляет решающий этап на пути духовного развития, – этап, без прохождения которого дальнейшее продвижение становится невозможным.* При этом объект служения должен быть надличным, но не обязательно должен быть объектом веры. Нашим Господом, например, может быть "то, что есть", "эволюционный процесс", какая-то конкретная идеология, организация, или даже какие-то узкогрупповые сектантские интересы.

* Кстати говоря, этот этап (Ишварапранидхана – посвящение себя и своих действий Господу) завершает вторую ступень классической восьмиступенчатой Йоги, описанной в "Йогасутрах" Патанджали.

И наконец, следует сказать несколько слов для уточнения таких концепций, как "воображаемое я" и "множественность я". Воображаемое "я" – это именно представление о чем-то монолитном и от момента к моменту неизменном, представление, которое мы привлекаем в случае необходимости говорить или мыслить о "самих себе". Отождествляясь с этим чисто условным, утилитарным плодом воображения и соотнося с ним все свои реакции на среду, человек пролетает по жизни, подобно ледяной глыбе, раскалывая обстоятельства послабее и раскалываясь об обстоятельства покрепче.

Задача всех методик саморазвития заключается в том, чтобы превратить для начала лед в воду; при этом речь идет не об избавлении от личности (эго), а об освобождении от власти этого плода воображения над нашей жизнью и деятельностью. Эго должно не исчезнуть, но занять должное место, выполняя надлежащие ему инструментальные функции.

Лед превращается в воду в огне самонаблюдения, показывающего, что за личиной статического и неизменного "я" скрывается индивидуальный динамический процесс, живо взаимодействующий с процессами окружающей среды, и видоизменяющийся в соответствии c ними. Именно для указания на этот факт привлекается идея о "множественности я". Мы различны в различные моменты и в различных ситуациях, поскольку мы представляем собой воду, а не лед. Лед создается нашим воображением.

Наблюдая себя как процесс, мы обнаружим, что наше отношение к себе как к целостной самосознающей личности было не более чем хорошей миной при плохой игре, что единый, казалось бы, поток наблюдаемого процесса образуется рядом относительно автономных, живущих своей собственной жизнью "течений" – интеллектуальных, эмоциональных, "энергетических". Наше самоотождествление с различными комбинациями этих течений и создает на первых порах видимость "множественности я". Однако благодаря практике "некритического наблюдения" внутреннего потока у нас появляется возможность обрести себя как действительное (не воображаемое) неизменное "Я" – бескачественного "Свидетеля Потока", то есть стать существом САМОСОЗНАЮЩИМ в полном смысле этого слова. И лишь затем можно будет идти дальше.

декабрь 1982


ОГЛАВЛЕНИЕ
Просмотров: 704
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Пятигорский А. М. "ЗНАНИЕ" КАК "ЗНАК ЛИЧНОСТИ" В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ | Примечания См. С.Лем. Формула Лимфатераперевод с польского С.Ковалевского.
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 4 ОБ ЭТИХ ЭМОЦИЯХ Уик-энд, посвященный улучшению
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 3 ЛЮБОВЬ И ОБЩЕHИЕ Это произошло, когда
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 2 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБHОСТИ И ПЕРЕЖИВАНИЕ ЛЮБВИ Эта
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 1 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОТРЕБHОСТИ, ЗАМЕЩЕHИЯ И ЗАВИСИМОСТИ
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 6 УПРАЖНЕНИЯ В ДИАЛОГЕ Если бы мне
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | ЗАКЛЮЧЕНИЕ Диалог для любви 150 то же самое,
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 5 НАСУЩНЫЙ ХЛЕБ ДИАЛОГА Они оба были
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь