Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67 №20. НА ПОДСТУПАХ К ЛОКАЯТА ЙОГЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Поскольку уровень самореализации



№20. НА ПОДСТУПАХ К ЛОКАЯТА ЙОГЕ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Поскольку уровень самореализации (то есть степень универсализации индивидуально переживаемого существования) объективно никак не может быть проверен (подтвержден или опровергнут), на сей счет могут делаться самые фантастические заявления. Вместе с тем уровень этот имеет значение только для самого реализовавшегося. Люди же, с которыми он входит в контакт, во всех случаях имеют дело вовсе не с уровнем его реализации, а со степенью трансмутации тех элементов его личности, которые вовлечены в процесс общения. И несмотря на то, что трансмутация невозможна без реализации, реализация вовсе не предполагает автоматической трансмутации.

В сущности, реализация – явление не такое уж исключительное, как то может показаться после знакомства с рекламной йогической литературой. Фактически, к тем или иным формам реализации причастны все люди, имеющие тягу к чему-то неопределенно называемому "духовным". Формы эти большей частью носят микроскопический характер, однако нередки люди и довольно высоких ступеней постижения, рядом с которыми буквально физически ощущается исходящая от них благость. Но вот такой человек открывает рот... и становится ясно, что лучше бы он этого не делал. По словам Шри Ауробиндо, реализация и вызванное ею "супраментальное нисхождение" всегда производят давление, пытаясь проявиться на низлежащих уровнях, и если те оказываются не готовы к трансмутации, то ломаются, причем в первую очередь страдает ментал, ум.

Супраментальное давление на ментал выражается в стремлении человека объяснить себе и рассказать другим, что он постиг. При недостаточной искушенности ума такой человек становится рабом теоретических схем, которые могут либо произвольно продуцироваться его собственным интеллектом, либо некритически заимствоваться из исторического массива подобных схем, выработанных предшествующими эпохами. Ментальные схемы отождествляются с супраментальным опытом и обретают статус непосредственной очевидности: "То, о чем я говорю – это пережитая мною истина". Сочтя себя носителем истины, человек начинает соответствующим образом действовать. Так Йога, расширение самосознания, превращается в расстройство мышления, умопомешательство.

Разумеется, такой исход не неизбежен. Методы подготовки ума к "супраментальному нисхождению" занимают не последнее место в арсенале йогических средств. Широко известны и достаточно подробно описаны в литературе методы управления формой деятельности ума, так называемого формального ментального контроля – вхождения в ментальную тишину [2], остановки внутреннего диалога и т.д. В основе их лежит процесс растождествления "зрящего", субъекта восприятия со "зримым", объектом восприятия, в данном случае – потоком мысли. Практика такого растождествления позволяет выработать правильное отношение к деятельности ума и его плодам, а это, в свою очередь, позволяет обратиться к методу содержательного ментального контроля или управления содержательной наполненностью ума. Иными словами, благодаря растождествлению со своим умом мы обретаем возможность обратиться к разрешению проблемы того, как и о чем мы ДОЛЖНЫ мыслить.

Ментальный мир – сфера, пожалуй, даже еще более опасная и коварная, чем мир витальных страстей. Его жало в его плюрализме – отсутствии каких-либо реальных опор, какой-либо реальной устойчивости при неизменной претензии на таковую. Это бесконечный водоворот интеллектуальных построений, где каждая теоретическая конструкция скромно, ненавязчиво и с чувством собственного достоинства дает понять, что она и только она обладает монопольным правом на истину. Их много и все они удивительны, – таких не встретишь в том ментальном захолустье, которое обслуживает наше обыденное существование. Глаза разбегаются и сфокусировать их бывает нелегко.

Традиционный способ высвобождения из трясины ментальных искушений состоит в растождествлении с ней методами формального контроля и последующем отказе иметь с нею дело. Однако такой путь неприемлем для интегральной Садханы, предполагающей преображение ума, а не его отрицание. В рамках интегральной Садханы мысленную фата моргану заставляют служить Йоге, "конденсируя мираж", целенаправленно придавая жесткость определенным мысленным конструкциям с тем, чтобы они могли служить опорой для последующей ментальной деятельности, способной стать проводником "супраментального нисхождения" надличностных уровней самосознания. Возникает своего рода кристаллическая решетка, которая организует ум, сводя к минимуму его самодостаточную хаотичную активность.

Необходимая жесткость обретается благодаря ДОВЕРИЮ, оказываемому данной системе представлений, сознательному предпочтению ее множеству иных систем.

Интеллектуальная схема может служить надежной опорой только в том случае, если она не раздражает нас, не вызывает очевидных возражений. Она должна приниматься с полным доверием, как наиболее совершенная из доступных в настоящий момент. Так, сегодня многим людям гораздо легче, естественней принимать на веру картину мира, рисуемую наукой, а не религиозным мифом; напротив, другие находят более заслуживающей доверия религиозную систему представлений. Следует особо подчеркнуть, что опорой служит фактически не интеллектуальная конструкция сама по себе, а та глубина естественной, ненавязчивой веры, которую она способна пробудить.

Таким образом, проблему содержательного ментального контроля можно переформулировать как проблему адекватного выбора интеллектуальной ориентации. Эта проблема не очевидна. Известно, что в основе любой философской системы лежат такие универсальные принципы и постулаты, которые не могут быть выведены из более фундаментальных посылок. Говорится, например, что естественным основанием для принятия таких положений как первичность материи или сознания, материальности или идеальности мира служит свободный выбор, личная вера в первичность того или иного.

Между тем за проблемой выбора интеллектуальной ориентации скрывается нечто иное, нежели проблема свободы воли. Интеллект – это инструмент. И выбор неравнозначен: он заключается в том, кому и для каких целей этот инструмент будет предоставлен.

Так, если человек обнаруживает себя перед необходимостью ничем не обусловленного выбора интеллектуальной ориентации, если он остро сознает пьянящий привкус своей свободы и прочие свои аксессуары, полагающиеся для такого случая, можно с уверенностью сказать, что выбор его УЖЕ совершен. В рамках "свободного" выбора интеллектуальной ориентации ум не ставится на службу ничему, кроме эго, которое испытывает удовольствие от своей искусной игры в ментальные кубики, своей серьезности, своей сознательности, экзистенциальной глубины своей ответственности, своего интуитивного "чувства истины" и т.д. и т.п.

Для йогина, растождествленного с интеллектом и в какой-то степени реализовавшегося, теоретическая деятельность (в частности, связанная с выбором интеллектуальной ориентации) не представляет самостоятельной ценности и не воспринимается как "поиск истины". Он понимает, что выбирает не между истиной и не истиной: истины в уме нет и не будет, что бы он ни выбрал. Но проблема выбора интеллектуальной ориентации, то есть проблема содержательного ментального контроля приобретает для него огромное методологическое значение постольку, поскольку теоретические схемы служат одним из важнейших средств СООБЩЕНИЯ о Йоге и ВОВЛЕЧЕНИЯ в Йогу тех, кто к ней предрасположен.

Поэтому нужно четко выяснить, как и о чем мы должны мыслить, сознательно приняв такой метод ментального обобществления супраментального опыта, который бы приносил успех нашим усилиям и не компрометировал идею Йоги. Ведь то, что Йога представляется сегодня "просвещенным непосвященным" довольно опасной в психическом отношении системой физической культуры, объясняется не в последнюю очередь отсутствием у наших самодеятельных йогов установки на содержательный ментальный контроль.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 728
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восемнадцатая А ЧТО ПОСЛЕ ИГР В первой
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Семнадцатая ОБРЕТЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Родители сознательно или неосознано
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестнадцатая САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ Самостоятельность выражается в высвобождении иливосстановлении
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятнадцатая ПРИМЕР Рассмотрим следующую беседу между пациенткой
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четырнадцатая ИГРОКИ Чаще всего в игры играют
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИГР Глава Тринадцатая ЗНАЧЕНИЕ
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Двенадцатая ХОРОШИЕ ИГРЫ Психиатр обладает наилучшими, единственными
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Одиннадцатая ИГРЫ В КАБИНЕТЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА Игры, которые
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Десятая ИГРЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА В наши дни
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Девятая СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРЫ Некоторые игры используются для
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восьмая ИГРЫ НА ВЕЧЕРИНКАХ Вечеринки существуют для
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестая ИГРЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ Все игры
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Седьмая СУПРУЖЕСКИЕ ИГРЫ Почти любая игра может
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Предисловие Эта книга была первоначально задумана как продолжениемоей
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ВВЕДЕНИЕ 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ Теорию общения между людьми,
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: АНАЛИЗ ИГР Глава Первая СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Вторая ТРАНЗАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Единица социального взаимодействия называется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Третья ПРОЦЕДУРЫ И РИТУАЛЫ Транзакции обычно осуществляются
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четвертая ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ Времяпрепровождение как форма структурирования времяприменяется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятая ИГРЫ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Игрой мы называем
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ТЕЗАУРУС ИГР Введение Коллекция игр, представленная
  • Рамана Махарши. ВЕСТЬ ИСТИНЫ и ПPЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Вторая: ПРЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ КТО
  • Рамана Махарши. ВЕСТЬ ИСТИНЫ и ПPЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ VI. АХАМ И АХАМ-ВРИТТИ Каким образом исследование,
  • Рамана Махарши. ВЕСТЬ ИСТИНЫ и ПPЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ V. ОБИТЕЛЬ СЕРДЦА Однако один святой сказал,
  • Рамана Махарши. ВЕСТЬ ИСТИНЫ и ПPЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ IV. СЕРДЦЕ ЕСТЬ ИСТИННОЕ Я Шри Бхагаван
  • Рамана Махарши. ВЕСТЬ ИСТИНЫ и ПPЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ III. ДЖНЯНИ И МИР Воспринимает ли джняни
  • Рамана Махарши. ВЕСТЬ ИСТИНЫ и ПPЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ II. САДХАНА И БЛАГОДАТЬ Познание Бога ведется
  • Рамана Махарши. ВЕСТЬ ИСТИНЫ и ПPЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Книга II I. САМОВОПРОШАНИЕ Как познать свое
  • Рамана Махарши. ВЕСТЬ ИСТИНЫ и ПPЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ VIII. ПОКОЙ И СЧАСТЬЕ Как мне обрасти
  • Рамана Махарши. ВЕСТЬ ИСТИНЫ и ПPЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ VII. ГУРУ И ЕГО БЛАГОДАТЬ Что такое



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь