<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
Глава XII
О поклонении на восток.
Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так
как мы состоим из видимого и невидимого, т.е. духовного и
чувственного естества, то приносим Творцу и двоякое
поклонение, подобно тому как, (например), поем и умом, и
телесными устами, крещаемся водою и Духом и двояким образом
соединяемся с Господом, приобщаясь таинств и благодати Духа.
Итак, так как Бог есть духовный свет (1 Иоан. 1,
5) и Христос в Писании называется Солнцем правды
(Мал. IV, 2) и Востоком (Зах. Ill, 8), то и должно
посвятить для поклонения Ему восток. Ибо все прекрасное
должно посвящать Богу, от Которого щедро изливается всякое
благо. И божественный Давид говорит: Царства земная
пойте Богу, воспойте Господеви, восшедшему на небо небесе
на востоки (Пс. LXVII, 33-34). И еще Писание говорит:
насади Бог рай во Едеме на востоцех и введе тамо
человека, егоже созда (Быт. II, 8), (и) его
согрешившего изгнал и всели прямо рая сладости (Быт.
Ill, 25), без сомнения, на западе. Итак, отыскивая древнее
(наше) отечество и устремляя к нему взоры, мы поклоняемся
Богу. И скиния Моисеева имела завесу и чистилище на восток;
и колено Иудино, как имевшее предпочтение пред другими,
располагалось на восток; и в знаменитом храме соломоновом
врата Господни находились на востоке. Но и Господь распятый
взирал на запад, и таким образом мы поклоняемся, устремляя
к Нему взоры. И восходя (на небо). Он возносился к востоку,
и так Ему поклонились апостолы, и Он такожде приидет,
имже образом видели Его идуща на небо (Деян. I,
11), как сказал и Сам Господь: Якоже молния исходит от
восток и является до запад, тако будет и пришествие Сына
человеческого (Матф. XXIV, 27). Итак, ожидая Его
пришествия, мы кланяемся на восток. Таково же и
незаписанное предание апостолов. Ибо они многое передали
нам без писания [1].
[1]
Василий Великий. О Святом Духе, гл. 27.
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>