|
Б. Чаттерджи. СОКРОВЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ИНДИИVIII. КАРМА (продолжение) В последней беседе мы видели, что все внутри нас, равно и в обстоятельствах, окружающих нас, есть результат нашей кармы, нашей деятельности. Следующий закон поможет нам выяснить воздействие кармы на человеческую эволюцию: Всякая причина (или всякая деятельность) стремится производить свое действие непосредственно. Если я делаю движение рукой, вибрирующие волны, приведенные вокруг меня в движение, стремятся прикоснуться ко всему существующему. Только сопротивление среды (это сопротивление заключает в себе также деятельность или причину, только противоположную) препятствует немедленному осуществлению этого стремления. Следовательно, причины стремятся произвести свои действия немедленно, но это не всегда достигается; иначе настоящая минута происходила бы неизменно из предыдущей, и это было бы так, если бы мы не зарождали ежеминутно противоречивых причин, которые логически не могут производить свои действия одновременно. Если я положу свою руку в пылающий огонь, я немедленно сожгу ее. Но если я предварительно натру ее предохранительным веществом (например, соком известных трав, растущих в Индии), моя рука не сгорит немедленно: потребуется время, чтобы огонь уничтожил сперва предохраняющее вещество. Следовательно, при нормальных условиях действие следует непосредственно за причиной; но оно задерживается, если одновременно появляется противоположное действие. Этот закон переходит через всю нашу жизнь. Без отдыха и срока нагромождаем мы причины, которые стремятся постоянно связать нас, ибо они производят свои последствия, как только к тому представляется случай. Но наши деятельности так противоречивы, что только некоторые из них согласуются от времени до времени между собой. Так что в течение наших существований мы нагромождаем целые горы причин, которые не могут до времени осуществиться. Эти причины образуют то, что мы могли бы назвать технически "скрытой или накопленной кармой" (по-санскритски sanchita kаrma, скрытая карма). Наоборот, карма, действия которой проявляются в настоящее время в нашей природе, в нашем характере, в наших обстоятельствах и т.д., будет носить название "кармы действующей" (prarabdha karma). Эта часть нашей кармы определяет направление нашей текущей жизни и мы увидим вскоре как выполняется ею то, что можно назвать "естественный подбор". Наконец, карма новая, которую зарождают ежеминутно наши различные деятельности, может быть названа "зарождающейся кармой" (kriyamāna karma55). Смотря по тому, совместима она с нашими настоящими деятельностями или нет, ее можно отнести или к первой категории (sanchita), или ко второй (prarabdha). Следовательно мы живем под влиянием двойной совокупности кармы: одна, как бы погруженная в тень, ожидает случая, чтобы проявиться, другая производит свои действия непосредственно. Из этого можно вывести, что "скрытая карма", за отсутствием случая, может переноситься из одной жизни в другую и оставаться как бы погребенной в продолжении многих воплощений, чтобы ожить и принести плоды подобно зернам, находимым в египетских саркофагах как только появятся на лицо все необходимые условия. Из этого великого резервуара56 выбираются причины, долженствующие управлять каждым отдельным воплощением; чтобы проявиться совместно, причины эти не должны уничтожать одна другую. Кто же делает этот естественный подбор? Силы, которые можно назвать "законами кармического подбора". В природе мы беспрестанно наблюдаем действие аналогичных законов. Посадите дерево и окружите его всевозможными питательными веществами: дерево выберет из всей массы то, что подходит для его роста и для его свойств; остальное будет отброшено. Вы увидите, что везде, где есть жизнь, есть и естественный подбор, человек не составляет исключения. Законы эти могут быть рассматриваемы и с иной точки зрения; их можно мыслить как Сущности, "Владыки Кармы", ибо между законом и деятелем, приводящим закон в действие, нет существенной разницы. Мы ничего не можем знать о законе кроме того, что это планомерный способ деятельности. Подумайте о каком бы то ни было законе; вы не можете мыслить его иначе, как под видом деятельности.57 А мы знаем, что всякое действие требует деятеля. Один и тот же объект явится нам или как действие (карма), или как деятель, смотря на какую точку зрения мы станем. Кто из вас знает меня? Когда я говорю с вами, ваши чувства задеваются совокупностью деятельностей, впечатление от которых вы назовете: звук, цвет и т.д. Которое же из этих впечатлений я сам? Во мне, как и во всем мире, вы различаете только совокупность правильно расположенных деятельностей, различаете только закон. Сущность повсюду ускользает от вас, вы знаете ее только в себе. Глядя на меня, вы заключаете только по аналогии о наличности существа. Но вы и права не имеете заключать иначе. Закон природы с вашей точки зрения только планомерные деятельности, с этим я согласен; но если вы возьмете их в их совокупности, если вы постараетесь поставить себя на их субъективную точку зрения, вы можете с полным правом рассматривать их, как Сущности. Всемирный Закон и всемирная Сущность Одно. Как и все другие законы, законы кармического подбора представляют собой с субъективной точки зрения Сущности (Lipika). Сущности эти, иначе законы кармического подбора выбирают из кармы человека элементы, способные соединяться вместе в одном и том же воплощении; и эти элементы определяют направление, по которому человек должен будет двигаться, если только он не проявит самостоятельную волю. Ибо во всякую минуту воля человека может ввести новые величины в "уравнение" его жизни, постоянно изменяя равнодействующую его кармы. В этом и состоит существенная разница между низшими царствами природы и человеком. В низших царствах, где воля еще не проявлена, существо двигается роковым образом, по линии, начертанной его предшествующими деятельностями; оно как бы связано судьбой. Но проявившаяся воля человека в состоянии заменить судьбу свободой, потому что в воле коренится способность изменять в каждую данную минуту направление равнодействующей его кармы.58 У американского поэта Эдгара По встречается прекрасное изречение: "Бог, сковавший природу судьбой, дал свободу человеческой воле. Человек, не имеющий воли, в настоящем рабстве у предопределения, так же как и животное". Здесь мы начинаем подходить к решению трудной проблемы о "Предопределении" и о "Свободной Воле". Противоположность этих двух понятий только кажущаяся; и то, и другое относительно верно. Предопределение есть удел существ, у которых нет собственной воли: они обречены роковым образом поступать так или иначе. Но обладающие волей могут изменять "необходимость" соответственно силе своей воли и тому направлению, которое они сознательно дают ей. Те же, у которых Воля и Мудрость развиты в одинаковой полноте, те становятся вполне свободными. Таким образом все, столь различные с виду, решения этой проблемы верны, каждое на своем месте. Существует абсолютная свобода, но только для того, кто познал Истину (или живет сознательно по закону); существует относительная свобода для того, кто развил свою волю до известной степени, и, наконец, существует неизбежная судьба, которая связывает всех тех, кто не проявляет своей воли. Нужно ясно понять следующее: растущая воля позволяет нам изменять до известной степени нашу судьбу; и если мы достигнем Мудрости, мы можем уничтожить огромное количество кармы, накопленной на протяжении веков, превратить ее в пепел, и освободить себя из оков, которые казались вечными. "Познайте Истину", сказал Учитель, "и Истина освободит вас". Что же такое эта освобождающая Истина, как не единственная Реальность. "Sat", Бог, единение с Которым, осуществленное человеком в себе, человеком, дошедшим до конца своего долгого пути, может быть выражено словом: "Единство" или на христианском языке: "Отец мой и Я Мы едины". Такова конечная Истина. Она прекрасно выражена в следующих словах, одним из великих философов Индии: "Истина, о которой спорят в тысячах сочинений, может
быть выражена в двух строках: Brahman, Абсолютное, Единое
истинно; вечно меняющаяся Вселенная не реальна; ее
существование относительно, и человек по своей
сущности божественен". Цель человеческой эволюции полное осуществление его божественности, отождествление его сущности с единой Реальностью. Таково значение слова "познать", употребленное Христом, когда Он говорит: "познайте Истину и Истина освободит вас". Когда осуществится это Единение, человек освободится от оков закона причинности. Час его спасения пробьет. Таков смысл учения всех великих Учителей. Человечество поднимается к своей цели, проходя все божественные иерархии, где свобода растет пропорционально с Мудростью. Таковы, в самом кратком изложении, главные мысли, необходимые для понимания кармы. Единая истина, всюду присущая, есть нерушимый закон причинности. Что касается фатализма, то он существует только для тех, кто не проявляет самостоятельной деятельности. Всякое проявление воли ведет к изменению направления человеческой жизни, но не вопреки, а благодаря закону. Если бы вся наша эволюция не управлялась законом, как могли бы мы работать в безопасности над своим освобождением? Если бы мы не знали, что с верху и до низу, на лестнице бытия, такая причина производит именно такое действие, как могли бы мы направлять свои движения с уверенностью к вечному миру? Только закон обеспечивает нам свободу. В силу закона, причины, зарождающие рабство, и ведут к рабству, но когда эти причины перестанут зарождаться нами, тот же закон приведет нас неминуемо к освобождению. Закон везде и во всем, отрицать его, значит открывать двери для "случайности". Но "случайность" понятие, созданное невежеством; в словаре Мудреца этого слова не существует. Отсюда следует, что Воля и Мудрость могут освободить нас только благодаря закону, благодаря карме. Но в таком случае нас связывает вовсе не карма? Конечно нет; карма не более как колесо причин и последствий, колесо, которое катится безостановочно от зари и до заката вселенной. Цепи, привязывающие нас к этому колесу наши собственные желания. Желания эти те мысли и силы, которые облекаются в астральном мире в осязаемые, реальные формы. Мы не различаем эти формы, но тот, у кого очи открыты, видит ясно, как они выбрасываются по всем направлениям материального мира жадным хотением честолюбивого человека. Если мы хотим обрезать нить, которая привязывает нас к колесу смертей и рождений, мы должны уничтожить желание. А уничтожить желание возможно только изгнав из себя эгоизм и сознание своей отдельности от остального мира. "Я здесь, ты там, желанный объект отличен от нас обоих... чтобы я мог обладать им, необходимо чтобы ты не владел им..." Отсюда рождается зависть, ревность, ненависть. Я могу желать только то, что отличается от меня, что вне моей сущности; но если я познаю, что объекты моего сознания во мне, что во мне сущность всех вещей, желание прекращается само собой, и цепи распадаются. Полное освобождение обусловливается совершенной Мудростью; пока мы не овладели такой мудростью, мы можем только направлять нашу жизнь по наиболее благоприятной равнодействующей, работая неуклонно над постепенным уничтожением эгоизма, над разрушением той стены, которая отделяет нас от наших братьев и от Бога. Бескорыстная жизнь есть необходимое условие роста. Тщетны все человеческие знания, которые исходят из одних только умственных усилий. Сколько ученых людей проходят жизнь, напоминая собой того "мула, навьюченного книгами", о котором говорит индусский поэт! Гнев, честолюбие, эгоизм, вот что необходимо уничтожить, если вы стремитесь к мудрости; только этим путем вы разовьете в себе божественные свойства, которые рассеют внутри вас пелену иллюзий, закрывающих истину. "Чистое сердце проникает и небо, и ад", сказал автор "Подражания Христу". Это истина. Вспомним также слова Евангелия: "блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Увы, немногие ставят своим идеалом чистоту жизни, чистоту характера, абсолютное бескорыстие. Быть готовым на все, чтобы помочь человечеству, и не думать при этом о своем собственном росте: это требование покажется слишком суровым для многих. Но если, не довольствуясь знакомством с восточной философией, вы захотели бы провести ее в жизнь, такое абсолютное бескорыстие первое и неизбежное условие, золотой ключ, без которого вы вотще будете стучаться в двери, за которыми хранятся божественные тайны. До сих пор мы стремились понять жизнь. Наш беглый очерк приводит к заключению, что существует Единая Реальность, вне которой все преходящие тени. Человек по существу однороден с Богом. Но он стонет поныне в страданиях, потому что перед очами его пелена иллюзии. Его потенциальная Божественность обнаружится, когда он сбросит эту пелену и освободит себя от бесконечной цепи Кармы, которую он сам сковал для себя в прошлом своими мыслями, словами и поступками. В этом цель жизни. В следующей беседе мы рассмотрим, каким образом возможно осуществить эту цель, направляя сознательно наши деятельности. Примечание: Некоторые люди, принимающие доктрину Кармы, но не понимающие ее, становятся жестокими. "Если этот человек страдает", говорят они, "следовательно он заслужил это страдание. Зачем же помогать ему?" На это можно ответить: "Если этот человек имел возможность получить от вас помощь, следовательно он заслуживает эту помощь, и если вы сознательно пропустили случай сделать ему добро, вы ответственны за это". Мы всегда можем помочь нашему ближнему изменить направление его жизни. Если мы не можем помочь ему материально (что иногда лучше для него), наши милосердные мысли и желания дадут ему нравственную опору, которая, хотя и не видима для нас, тем не менее вполне реальна. Не следует никогда упускать из виду определение добра и зла: мы только тогда действительно помогаем нашему ближнему, когда помогаем эволюции его истинной Сущности каковы бы не были видимости. В общем выводе, Карма не мешает нам оказывать помощь нашим ближним настолько же, насколько она не мешает нам помогать себе самим. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|