Майкл Микалко. Думать не так, как другие

Взлом креативаФрагмент книги М. Микалко. Взлом креатива. Как увидеть то, что не видят другие. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.

Книга раскроет секреты нестандартного мышления известных людей и расскажет, как их применять на практике. Ведущий эксперт по креативности Майкл Микалко показывает, как мыслят творческие люди — и как вы можете использовать их секреты, чтобы мыслить нестандартно и создавать новые идеи.

Творческий гений действует в соответствии с теорией биологической эволюции Дарвина. Согласно ей, природа слепым методом проб и ошибок создает много возможностей, а затем процесс естественного отбора решает, какие виды сохранятся. В природе 95 процентов видов постигает неудача, и они вымирают за короткий промежуток. Гений аналогичен биологической эволюции в том, что требует непредсказуемого порождения огромного количества альтернатив и предположений. Из всего этого множества гений вычленяет наилучшие идеи для дальнейшего развития и донесения до окружающих. Первая стратегия части II — «Думать легко» — показывает, как гении в изобилии создают идеи.

Важный аспект этой теории в том, что, как и в эволюции, требуются какие-то средства придания идеям вариативности, а чтобы эти варианты стали действительно эффективными, они должны быть «слепыми». Таковыми можно считать варианты, получившиеся благодаря случаю или другим не связанным с ними факторам. В природе набор генов, полностью лишенный вариантов, не сможет адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, что в итоге окажется фатальным для выживания вида. Со временем генетически запрограммированная мудрость станет глупостью. Точно такой же процесс действует и внутри нас. У каждого человека есть возможность создавать идеи на основе существующих шаблонов мышления — того, чему его научили. Но без вариативности теории придут в застой и потеряют свои конкурентные преимущества. Как я уже говорил, если всегда думать так, как привыкли, вы всегда будете получать то, что привыкли получать, — старые добрые идеи одинакового содержания.

Произнесите несколько раз громко: мелок, мелок, мелок. А теперь ответьте: как называется желтая часть яйца? Ваш мозг организует входящую информацию в соответствии с привычными шаблонами мышления, выбирая испытанные способы обработки информации. Если вы сказали «белок», то вас обманул шаблон, созданный повторением слова «мелок». Правильный ответ, разумеется,  «желток».

Наш разум создает шаблоны, позволяющие упростить сложный мир, чтобы с ним легче было управляться. Эти шаблоны основаны на жизненном опыте, образовании и успешно сработавших ранее решениях. Когда мы смотрим на пример 6 × 6, ответ 36 всплывает автоматически — мы даже не успеваем подумать. Рассматриваем новый продукт своей компании и понимаем, что предоставляем хороший дизайн по доступной цене. Мы смотрим на бизнес-план и с ходу видим, что финансовые расчеты неверны. Мы занимаемся этим постоянно благодаря мыслительным шаблонам, основанным на предыдущем опыте. Помимо всего прочего, эти шаблоны помогают с большой точностью выполнять повторяющиеся задачи, например вести автомобиль или презентацию продажи. Но эти же шаблоны осложняют задачу порождения новых идей и творческих решений проблем, особенно при столкновении с необычными данными.

Творчество подразумевает отклонение от предыдущего опыта и методов. Пример: разделите торт на восемь частей, делая не более трех разрезов. У большинства возникают проблемы с решением задачи, что объясняется предыдущим опытом в разрезании тортов. Для решения нужно изменить свое представление о торте, о его куске и о том, как вообще резать торт. Одно из решений — разрезать торт пополам и водрузить одну половину на другую. После этого нужно последовательно еще дважды разрезать куски и нагромоздить их друг на друга. Или же можно разделить торт на четыре части, а потом разрезать их горизонтально. Или же можно резать торт так, как показано на рисунках ниже.

нестандартное мышление

Когда вы отказываетесь от укоренившихся шаблонов и не обращаете внимания на житейскую мудрость, сразу выясняется, что решений множество.

В природе генетическая мутация — это вариация, которая получилась благодаря случайному событию, игнорируя житейскую мудрость родительских хромосом. Природа позволяет процессу естественного отбора решать, каким вариациям позволено выживать и процветать. Аналогичный процесс происходит и с гениями. Творческие гении придумывают широкий спектр оригинальных идей и решений, потому что игнорируют шаблонные методы мышления и ищут иные взгляды на проблему. Они сознательно изменяют свое мышление, опираясь на такие мыслительные шаблоны, которые включают в сферу размышлений случай и на первый взгляд не связанные факторы. Эти особые шаблоны мышления дают возможность им, владея той же информацией, что и все остальные, увидеть что-то свое.

Стратегии, описываемые в части II, позволяли творческим гениям выдвинуть множество оригинальных идей и творческих решений проблем благодаря использованию иных способов мышления. Вот эти стратегии:

  • создание новых сочетаний предметов — «Составлять новые сочетания»;
  • использование случайных стимулов — «Связывать несвязанное»;
  • противоположное мышление — «Смотреть на другую сторону»;
  • метафорическое и аналогическое мышление — «Смотреть в другие миры»;
  • активный поиск случайных возможностей — «Находить там, где не искал».

Стратегии эти не воспроизводят творческий опыт, лишь предполагают его. Для иллюстрации представим, что вы согласны с моим мнением — лучше всего мой квартал виден с крыши моего дома. Это не воспроизведение опыта, а предположение. Чтобы получить такой опыт, нельзя усилием воли взлететь на крышу. Нужен определенный инструмент — лестница, которая позволит взобраться на крышу и там осмотреться. Точно так же, если вы соглашаетесь с моим утверждением, что гении порождают идеи, составляя новые сочетания вещей, нельзя заставить себя внезапно начать мыслить подобным образом. Необходимы специальные методики, чтобы понять, как это делать. Вот почему каждая стратегия содержит определенные техники и практический инструментарий для применения этих стратегий, которые позволяют получить идеи, необходимые в бизнесе и личной жизни.

Эти стратегии высвобождают вашу творческую натуру, ломают укоренившиеся шаблоны и стимулируют появление новых, внедряя недоступную до сих пор информацию. Рисунок А иллюстрирует привычный шаблон мышления, при котором мысль линейно движется от проблемы к решению. Так нас учили думать. Сталкиваясь с проблемой, мы аналитически выбираем наиболее многообещающий подход, основываясь на прошлом опыте в жизни, на работе и в образовании, исключаем все остальные подходы и работаем в четко определенном направлении, приходя к правдоподобному решению.

креативное мышление

Рисунок B показывает, как гений отказывается от шаблонного способа мышления, вводя случайные стимулы. Это вызывает появление новых мыслительных шаблонов, порождающих свежие идеи и концепции, каковые не появились бы, продолжай мы придерживаться традиционных способов мышления.

думать нестандартно

Заканчивается эта часть последней стратегией — «Пробуждать дух сотрудничества», которая создает условия для открытого и честного коллективного мышления на сеансах группового мозгового штурма.

Думать легко

Отличительная характеристика гения — его невероятная продуктивность. Все гении продуктивны. Бах писал по кантате еженедельно, даже когда болел или уставал. Моцарт написал более шестисот музыкальных произведений. Эйнштейн известен своими исследованиями в области теории относительности, но опубликовал и 248 других работ. Дарвин известен эволюционной теорией, но ему принадлежит и 119 других публикаций. Фрейд написал 330 работ, а Маслоу — 165. Рембрандт написал около 650 картин и 2000 рисунков, а работ Пикассо известно вообще более 20 000. Шекспир создал 154 сонета. Некоторые из них стали шедеврами, другие были не лучше стихов его современников, а кое-какие просто плохи. Более того, великие поэты написали больше плохих стихов, чем малоизвестные: просто дело в том, что они писали больше.

Распространенное заблуждение, что феноменальные творческие гении весь талант вкладывают в несколько отдельных шедевров, просто неверно. Томас Эдисон больше всего известен созданием электрической лампочки и фонографа, но ему принадлежало 1093 патента — это до сих пор рекорд. Творчество Эдисон рассматривал как обычную хорошую, честную, тяжелую работу. «Гений, — сказал он однажды, — это один процент вдохновения и 99 процентов пота». Для совершенствования электрической лампочки он провел 9000 экспериментов, а для изобретения аккумуляторной батареи — 50 000. Однажды, когда ассистент спросил его, почему он продолжает искать долговечный материал для нити накаливания лампочки после тысяч ошибок, Эдисон ответил, что просто не понимает вопроса. По его мнению, он ни разу не ошибся, а обнаружил тысячи вариантов, которые не работают.

Истинный север

Гении продуктивны, потому что умеют легко думать. Легкость мысли приводит к порождению множества идей. Чтобы думать легко, необходимо организовать мышление вокруг определенного количества принципов — тип мышления, который я называю «Истинным севером». Истинный север — это стандарт, по которому выверяются все курсы. Посредственный компас указывает на магнитный север, который со временем изменяется. Только гирокомпас указывает на «истинный север» — неизменяемую точку, которая не заведет корабли в тупик. Только если при мозговом штурме организовать мышление в соответствии с «истинным севером», на ум начнут приходить настоящие идеи в большом количестве. Эти принципы вечны, безвременны и прочны.

Принципы «истинного севера» для творческого мышления таковы.

  • Откладывайте суждения при генерации идей.
  • Придумывайте как можно больше идей.
  • Сразу же записывайте приходящие в голову идеи.
  • Разрабатывайте и улучшайте идеи.

Отложенные  суждения

При поиске идей — как индивидуальном, так и групповом — необходимо воздержаться от суждения, оценки и критики идей при их появлении. Ничто так быстро и в полной мере не иссушает творческий дух, как критическое, оценочное мышление.

Это не так просто. Мы учились быть критичными и привыкли высказывать суждения, оценивать новые мысли и идеи инстинктивно и немедленно. Только люди могут пытаться выступать с новыми идеями, одновременно выдвигая убедительнейшие объяснения того, почему они не сработают. Это примерно как вести машину, давя одной ногой на газ, а другой — на тормоз. Соответственно, каждый раз, когда мы проводим мозговой штурм в поисках идей, умудряемся тратить бо' льшую часть времени на то, чтобы изобретать причины, почему идея не сработает или не сможет осуществиться, а не на то, чтобы придумать как можно больше самих идей. Видимо, судить проще, чем придумывать что-то новое, поэтому мы часто сосредоточиваемся на критике идей ценой порождения этих идей. Сложности возникают, когда идеи судят слишком рано и отвергают с порога еще до того, как учтены все обстоятельства.

Внизу приведена диаграмма, описывающая человека, который оценивает идеи сразу же после их предложения. Этот человек обдумывает идею А и отвергает ее как несерьезную. Затем он рассматривает идеи В и С и отказывается от них с порога. В итоге он приходит к идее D — безопасной, консервативной, которая выгодно смотрится на основании его прошлого опыта и не таит никакого риска. После оценки идеи творческая мысль кристаллизуется и останавливается. Генерируется слишком мало новых идей, а мысли склоняются к слабым, безопасным, консервативным вариантам.

думать креативно

На следующей диаграмме представлен мыслительный процесс человека, который не оценивает идеи сразу же после их появления. Он способен думать свободно и гибко. Он допускает неограниченное развертывание идей, их организацию в шеренги, своеобразный автостоп вариантов, их любые сочетания для изобретения новых, пока не придет к конечному прорывному результату, заставляющему воскликнуть «Эврика!». Мышление без суждений динамично и гибко. Идеи сменяют друг друга, порождая дополнительные идеи и их сочетания, что умножает возможности.

нестандартное мышление

Фрэнсис Дарвин, сын Чарльза Дарвина, восхищался умением отца не судить сразу множество приходивших ему в голову несостоятельных идей, не отбрасывая их с порога в отличие от большинства коллег. Богатство его воображения сочеталось со способностью учитывать то, чего не принимали во внимание остальные. Коллеги Дарвина рассматривали новые идеи и теории на основании собственного шаблонного опыта. Если идеи этому опыту не соответствовали, они отвергались. Дарвин же, наоборот, был готов анализировать все идеи и теории, интересовался тем, куда они его заведут. Мышление его коллег было статично, мышление же Дарвина — динамично и гибко. Эта готовность принять во внимание то, что прочие называли «дурацкими экспериментами», привела его к разработке теории эволюции.

Конструктивное мышление

Секрет откладывания суждения при генерировании идей заключается в том, что нужно разделить мышление на две стадии: конструктивное и практическое. Конструктивное мышление — это генерация сырых идей, без всяких оценок и суждений. Выключите своего внутреннего критика, то есть часть сознания, постоянно объясняющую, почему нечто не сработает или неосуществимо. Стратегия состоит в том, что нужно придумать максимально много как очевидных, так и новаторских идей, и критика в это время неуместна.

Придумав побольше идей, измените стратегию. На авансцену должны выступить практическое мышление, оценка и суждение об идеях. Нужно выявить, какие из них обладают наибольшей ценностью. Эдисон однажды заявил, что придумал 3000 разных теорий электрического освещения. Каждая из них выглядела разумно, но он остановился на самой практичной и выгодной. Первой его целью было создать как можно больше возможностей, а затем он занялся оценкой — выявлением наиболее здоровой и жизнеспособной идеи.

Конструктивное мышление и практическое — это две отдельные мыслительные операции, и компромиссной, средней позиции между ними не существует.

конструктивное мышление

Количество

Лаборатория Эдисона в Нью-Джерси хранит поразительную подборку сотен вариантов рожков фонографа разной формы, размера и материала. Есть круглые, квадратные, угловые, короткие, тонкие, плоские, а есть извивающиеся, достигающие двух метров в длину. Это собрание отвергнутых идей служит наглядной иллюстрацией мыслительной стратегии Эдисона, подразумевающей исследование всех мыслимых возможностей. У любой блестящей идеи изобретателя были удивительно нелепые предшественники — например, странное устройство на конской тяге, которое должно было зимой собирать снег и лед и прессовать в блоки, чтобы летом их можно было бы использовать как хладагенты.

Количество переходит в качество

Представьте себе ловца жемчуга на острове где-то в южных морях. Он отталкивает каноэ от берега, гребет в лагуну, ныряет глубоко в воду, достает оттуда раковину, выныривает, забирается в лодку, гребет к берегу и там открывает раковину. Внутри оказывается всего лишь моллюск, так что он опять отталкивается от берега и гребет в лагуну.

Это безумная трата времени. Разумеется, нормально было бы не грести с единственной раковиной к берегу, а нырять как можно чаще, пока все каноэ не наполнится ракушками, и уж потом возвращаться на берег. Жемчужины редки, и ныряльщику придется открыть множество раковин, прежде чем он обнаружит жемчуг. Только глупец решит специально возвращаться за каждой ракушкой. То же самое верно и для идей. Очень часто мы придумываем одну-две идеи и носимся с ними, как будто они и есть ответы на все вопросы. Но творческие идеи, как и жемчужины, встречаются нечасто. Поэтому разумно будет до стадии оценки выдать как можно больше гипотез. Хорошая идея может послужить препятствием для отличной, а отличная, в свою очередь, может не дать найти верную.

Увеличение производительности в плане идей требует сознательных усилий. Допустим, я прошу вас потратить три минуты на обдумывание альтернативных вариантов использования обычного кирпича. Конечно, кое-какие идеи обязательно придут в голову, но опыт подсказывает, что их будет немного: у среднего взрослого на этот счет рождается от трех до шести вариантов. Однако если я предложу как можно быстрее перечислить 40 вариантов использования кирпича, вы довольно быстро сможете справиться с заданием.

Квота

Квота и временные ограничения концентрируют вашу энергию таким образом, что легкость и изобилие идей гарантированы. Квотирование не только более эффективный способ концентрации, но и более продуктивный метод создания альтернатив. Чтобы соответствовать квоте, вы перечисляете как все обычные варианты использования кирпича (постройка стены, камина, поддержка мангала на барбекю и т. д.), так и вообще все, что приходит в голову (якоря, баррикады, балласт, устройство для закрепления газеты (чтобы не улетела), инструмент для разравнивания земли, материал для скульптуры, дверной доводчик и т. д.): воображение работает на то, чтобы соответствовать заданному количеству. Заставляя нас трудиться, определенная нами же квота позволяет придумать больше воображаемых альтернатив, чем мы смогли бы в обычных условиях.

Томас Эдисон обеспечивал продуктивность мышления, назначая квоты на идеи для себя и своих ассистентов. Так, он установил для себя квоту в одно мелкое изобретение каждые десять дней и одно крупное каждые полгода. Такая квота идей — хороший способ повысить продуктивность мышления: например, 40 идей, если вы обдумываете проблему в одиночку, или 120 теорий, если мозговой штурм проводит целая группа. Заставляя себя придумать 40 идей, вы приструниваете внутреннего критика и записываете все, что придет в голову, в том числе очевидные и слабые варианты. Первую треть будут составлять все те же старые добрые идеи. Вторая треть окажется уже интереснее, а третья покажет все ваше вдохновение, способность к построению сложных конструкций и любопытство.

Качество первых идей обычно хуже, чем последующих. Вода из крана, чтобы стать кристально прозрачной, холодной и чистой, должна в течение некоторого времени стечь. Так и мысль должна разогнаться, прежде чем стать подлинно творческой. Изначальные идеи обычно неверны. Почему именно так происходит, не вполне понятно, но одна из гипотез состоит в том, что знакомые и безопасные решения находятся ближе всего к поверхности, а следовательно, приходят в голову первыми. Творческое мышление зависит от того, насколько удается продлить поток идей, чтобы отсеять привычные малоинтересные и прийти к необычным, требующим воображения.

Ниже приводится список из пяти слов. Запишите первую ассоциацию на каждое слово. Повторите это еще пять раз, и каждый раз ассоциация должна отличаться от той, которую вы записали для этого слова в прошлый раз.

12 34 56
Рыба
Война
Правительство
Океан
Автомобиль

Вы заметите, что последние ассоциации гораздо более оригинальны и уникальны, чем первые. Собственно, вначале на ум приходят общепринятые ассоциации на каждое слово. Поставив себе задачу давать необычные, нечасто встречающиеся ответы, вы увидите, что оригинальность ассоциаций повысилась, а роль воображения возросла.

Исследователи обнаружили интересную зависимость между порядком рождения людей и революционным творческим духом. Первенцы обычно становятся консерваторами, а поздние дети, как Дарвин, — оригинальными мыслителями. Первенцы чаще идут в русле укоренившихся традиций, чем их братья и сестры. Они стремятся подавлять младших. Поздние дети более открыты для мира, поскольку эта открытость помогает им найти незанятую нишу в своей семье. Эта же особенность ведет к развитию воображения и творческих способностей. Типичное для поздних детей поведение демонстрируют Чарльз Дарвин, Карл Маркс, Томас Джефферсон, Жанна д’Арк, Жан-Жак Руссо, Владимир Ленин, Вирджиния Вульф и Билл Гейтс.

Когда вы хотите создать что-то новое или предложить творческое решение какой-то проблемы, часто необходимо дистанцироваться от первых мыслей. Если я собираюсь удивить жену на День святого Валентина, я знаю, что должен отвергнуть первую идею, пришедшую в голову. Вероятно, отказаться стоит и от второй, третьей и четвертой. Чтобы получилось что-то творческое, нужно пойти дальше своих обычных реакций и осознанно создать что-то новое.

Составление списка идей

Устанавливая квоту, вы заставляете себя составлять список идей. У Леонардо да Винчи была настоящая мания к формированию перечней и каталогов своих мыслей в небольших записных книжках, которые он повсюду носил с собой. Тысячи страниц составленных им списков представляют прекрасное сырье для настоящей энциклопедии творчества. Стоит начать сознательно культивировать в себе привычку записывать идеи во время мозгового штурма или организовывать их в форме перечня. Список поможет навсегда сохранить мысли и идеи, ускорить мышление, искать альтернативы, не снижая концентрации.

Составление перечня идей поможет их запомнить. Со всеми случалось такое: смотришь на телефонный номер, потом тебя отвлекают перед звонком — и в считанные секунды телефон забыт. Дело в том, что новая информация наслаивается на старую до того, как мозг успевает подготовить предыдущую информацию к отправке в долгосрочную память.

Прочитайте первый ряд цифр, закройте их и воспроизведите. По всей вероятности, вам удалось сделать это правильно. А теперь посмотрите на следующий ряд, закройте его и проверьте, много ли удается воспроизвести на этот раз. Возможно, сейчас вы столкнетесь с трудностями.

7 9 4 1 0

2 6 5 8 9 3 1 4 7 0 5 3 9

Психологи утверждают, что человеческий мозг способен удерживать от пяти до девяти информационных элементов за раз. Однако примерно через 12 секунд информация сохраняется уже плохо, а через 20 может и вовсе исчезнуть, если постоянно не повторять ее про себя или просто не записать. (Например, когда вы закончите читать эту главу, первый ряд цифр наверняка тоже забудете.) Записывание сигнализирует мозгу, что этот кусок информации важнее прочих, так что его следует отправить в долгосрочную память. Если не составлять список идей, вся ваша энергия уйдет на вспоминание прежних идей, а не на придумывание новых.

Нарисуйте свои наручные часы как можно ближе к оригиналу, но не глядя на них. Сравните рисунок с оригиналом. Если вы относитесь к большинству, ваше воспроизведение будет неточным. Скорее всего, обнаружится отсутствие множества деталей. Хотя мы смотрим на этот прибор по нескольку раз в день, его образ в сознании проступает довольно смутно.

Записывание идей или составление их списка ускоряет мышление и помогает сосредоточить внимание на предмете.

Скорость. Записывание идей ускоряет мышление. Многие из нас убеждены, что думают быстро. Представьте себе алфавит, заглавные буквы. Сколько букв содержат кривые линии? Теперь проследите за тем, как работает мозг. Сначала вы представляете себе А, потом Б и так далее. Вы как будто просматриваете слайд-шоу: сначала одно изображение, затем другое, по кадру за раз, пока не дойдете до конца алфавита. Вот с этой скоростью и работает наш мозг. Вы думаете не быстрее скорости самой жизни. Представьте себе теннисный матч, а теперь ускорьте происходящее в 100 раз. Трудно, не так ли?

Мы мыслим последовательно, а не одновременно. Кстати, в английском алфавите кривые линии есть в 11 буквах.

Концентрация. Записывание идей помогает сконцентрироваться.

Еще одно убеждение, сколь распространенное, столь и ошибочное, состоит в том, что мы способны делать несколько дел в одно и то же время. Например, я могу писать рабочий отчет, слушать трансляцию футбольного матча и уделять внимание своему ребенку. Если вы уверены в этом, попробуйте считать вперед семерками (например, 7, 14, 21...) и одновременно — назад тройками (–3, –6, –9...). Оказывается, что единственный способ делать это — чередование. Мышление занято одной темой, а потом переходит на другую. Попробуйте думать о том, что вы делали вчера, и одновременно — о том, что вы собираетесь делать завтра. Заметьте: вы будете заниматься этим последовательно, а не одновременно.

Перечисление идей — один из простейших способов повысить свою эффективность в части их придумывания, потому что не предполагает изменения поведения. К тому же этот способ удивительно хорошо работает, помогая думать легче и гибче.

Обработка идей

Вопреки распространенному мнению Томас Эдисон не изобретал электрическую лампочку: его гениальность состояла в том, что он сумел улучшить электрическую лампочку как потребительский товар. Он взял идею и обработал ее. Не удовлетворившись простой лампочкой, он изобрел реализуемую на практике целую систему электрического освещения, использующую динамо-машины, кабельные разводки и средства канализации тока, который мог поступать во множество лампочек одновременно. Затем, когда Александр Грэм Белл объявил в 1876 году о своей работе над телефоном, Эдисон немедленно стал искать способы улучшить созданное Беллом. Благодаря этому через год родился фонограф — устройство, сделавшее Эдисона знаменитостью.

Петр Чайковский, блестящий российский композитор, записывал свои идеи в порыве вдохновения, но после этого несколько дней улучшал, развивал или концентрировал их. Поль Валери, французский поэт, считал, что упорный труд — важный компонент творчества: он был очевидным исключением из общепринятого мнения, что поэты пишут шедевры в основном благодаря музам. Он называл эту идею совершенно дикой. Сам Поль, как мы знаем, трудился очень усердно: например, осталось 250 машинописных черновиков его шедевра «Юная парка».

В 1845 году Эдгар Аллан По опубликовал стихотворение «Ворон». Через год напечатал критическое эссе «Философия творчества», где описывал процесс создания стихотворения. Можно было бы ожидать, что По, романтический поэт, расскажет о божественном вдохновении, которое породило стихотворение в одночасье, в экстатическом опьянении. Однако По подчеркивал, что ни одна строчка произведения не была нашептана свыше. Напротив, работа протекала методично, шаг за шагом, и двигалась к завершению медленно, поскольку он вносил постоянные правки в каждую строчку, изменял длину стихотворения и его тематику, даже отдельные слова.

Значительны самые малейшие изменения. Вы встречаете друга (подругу), которого давно не видели. Он выглядит не так, как раньше. Вы спрашиваете:

«Что случилось? Ты похудел?» Но это не так. К вашему удивлению, оказывается, что друг отрастил усы (или подруга перекрасила волосы). Ну, разумеется. Как можно было упустить это из виду?

Упустили, потому что привыкли думать о своем приятеле как о едином целом, так что каждая черта его мысленного образа влияла на все остальные: измените одну часть — и изменится целое. То же самое происходит с идеями и концепциями. Мы рассматриваем идею как нечто единое — некий «гештальт», поэтому любое изменение, сколь угодно мелкое, влияет и на само целое, и на то, как мы его воспринимаем. Вспомните, как компания Manco изменила восприятие своей изоленты (duct tape), сменив название на Duck™ tape. Японский инженер Юма Сираиси разработал целую новую концепцию домашнего видео, посчитав, что видеокассеты должны быть достаточно большими, чтобы вместить полнометражный фильм. Эта простая модификация изменила все представление об аппаратуре, воспроизводящей видео, и привела к революции видеомагнитофонов.

Постоянно улучшайте свои и чужие идеи, обрабатывайте, добавляйте детали, меняйте глубину и размеры. Эда Уиттена часто называют самым блестящим физиком своего поколения. Он настоящий корифей теории струн — области столь же таинственной, как и то, что она изучает: теория струн стремится объяснить, что такое материя. Но Уиттен никогда не успокаивается на достигнутом: каждое утро он просыпается с намерением поработать над своими идеями. «Опустошив» свою черепную коробку и изъяв оттуда как можно больше идей, обработайте их, модифицируйте или попробуйте новые сочетания.

Просмотров: 985
Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме:

  • Юлия Шкурко. Нейропластичность, нейротехнологии и пролиферация идей нейронауки
  • Подарки девочкам: идеи на любой возраст
  • Александр Тузиков. Рационально-психологические идеи в книгах Карлоса Кастанеды
  • Дэн Вальдшмидт. Почему нужно уметь понимать людей, чтобы стать успешным?
  • Денис Бондаренко. Учебник — чтобы учиться, а лопата — чтобы копать! Внутрикорпоративное обучение и бизнес-тренинги.
  • Ласло Бок. Рекрутинг персонала: что делать, чтобы рекрутировать лучше
  • О чем не нужно думать во время секса
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Николай Овчинников. Современные взгляды на мышление
  • Как тренировать мышление
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Как контролировать удаленных сотрудников, чтобы они делали все вовремя, хорошо и с первого раза?
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Мыть руки следует не только перед едой, но и после принятия важных решений
  • П. Федоренко, И. Качай. Искаженное мышление, порождающее негативные эмоции
  • Рамиль Гарифуллин. Где находится этот загадочный Центр Сознания и Воли? Уничтожит ли его Человек, благодаря развитию нанопсихологии?
  • Виктор Шейнов. Развитие творческого мышления: упражнения для тренировки
  • Любовь Кириллова. О функциях больших полушарий мозга. Левополушарное и правополушарное мышление
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Интеллект можно повысить, тренируя память
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Как стресс влияет на сердце — и что с этим можно сделать
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Эстетическое восприятие: красоту можно считать по активности мозга
  • Георгий Почепцов. Военные исследования проблем коммуникации и мышления. - Георгий Почепцов
  • Елена Бутивщенко. Латеральное мышление. Непредсказуемость и юмор — маркетинг будущего. - Елена Бутивщенко
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь