Андрей Медведев. Использование рукописного текста в диагностике обмана

Изучение связи эмоции человека с изменениями в почерке начались несколько столетий назад и попытки не прекращаются до настоящего времени. Ученые выяснили, что кроме этого имеется прямая связь с заболеваниями, сопровождающимися частыми болевыми ощущениями и некоторыми изменениями в почерке больного в отличие от здорового человека (диабет, болезнь Альцгеймера). Но практики прикладные вопросы рукописного текста и подписей еще очень редко используют для достижения определенных целей, считая такой источник информации недостаточно убедительным, а знания и закономерности, накопленные человечеством, выдают как мистические или лженаучные. В отдельных странах современная психографология развивается по двум направлениям — признаковой (когда за основу берутся отдельные признаки или их изменения в исследуемом тексте или части текста, фрагменте и делается суждение о том, что с человеком происходили те или иные изменения в момент его написания ) и дифференцированной (когда узнается плотность признаков в тексте и в зависимости от этого испытуемому присвояется та или иная психологическая характеристика).

Помните поговорку: «Что написано пером — не вырубить топором». В чем ее смысл? Современное толкование этой поговорки гласит: «если имеется письменный текст, записанный от руки, то ему следует доверять и не искать в нем обмана». Почему топором? Потому, что до гусиного пера тексты писались руницей (точнее вырезались или вырубались). В рунице по этой причине нет овальных элементов. Потом появилась Кириллица и новым буквам, отличным от рунического алфавита придавалось новое психологическое (образное) значение. Например, для буквы «О» — взаимоотношение человека с окружающими людьми. «Замкнутая, без разрывов буква встречается у людей, для которых характерна замкнутость от общества, такой личности проще быть в одиночестве, чем появляться в местах скопления людей. Они нуждаются в повышенном внимании и одобрении со стороны окружающих в постоянной поддержке и заботе.»1 Разрыв в верхней части буквы означает, что человек чувствует себя уверенно только в той ситуации, которая ему хорошо знакома. Разомкнутая, в нижней части буквы «о» свидетельствует об отсутствии опоры в чем-либо, человек такой человек крайне не стабилен в своих мыслях или поступках. Способ написания буквы «о» обычным человеком и преступником тоже отличается «Преступники пишут ее необычным способом — по часовой стрелке. Из-за этого буквы находящиеся рядом с «о» соединяются не правильно, и создается впечатление корявого почерка». Это понятно, что жизнь человека, находящегося в местах лишения свободы не отличается разнообразием и выстроена буквально по часам. Но, утверждать на основании увиденного корявого соединения буквы «о» с последующими буквами о том, что перед Вами преступник нельзя, возможно человек выбрал для себя такой образ жизни, по сути, не отличающийся от тюремного. Особенности буквы «о» в разной мере присущи и другим буквам, в которых встречается овал.

От топора к перу, а затем к шариковой ручке.

Руны вырезались на срезе дерева, бересте, камне. Каждая руна соответствовала своему покровителю Богу или даже нескольким богам одновременно и по этой простой причине обманывать при таком написании ни кому не приходило в голову. Это характерно как для до христианской Руси, так и для скандинавских народов, которые были язычниками. Смысл был один — обманывать Богов нельзя! Но в Кириллице и в Латинице появились буквы, которые имеют иную форму с овалами, округлостями точками и петлями .Они приобретают вытянутую форму (снизу в верх и сверху в низ), в зависимости от особенностей почерка их принято писать под наклоном. Если исследовать прописные буквы «б» «в» «д» «p» «з» «у» а Латинице — «j» «l» «t» «z», них находят отражение эмоции человека в большей мере, чем в остальных буквах2. Понятно, что большинство людей не пишут печатными буквами — это занимает большее время по сравнению с написанием прописными буквами и большие энергозатраты на это, от чего человек всячески стремится уйти.

В криминалистике манера письма считается средством, позволяющим определить (идентифицировать) личность человека. Формирование индивидуального почерка зависит от субъективных (состояние органов зрения, строения костно-мышечного аппарата, степени его подвижности, особенности нервной системы , прилежности, навыка держать пишущую принадлежность) и объективных причин (системы обучения, продолжительность тренировки, условий в которых приходится писать, средств письма) — все зависит от комбинации факторов.

Возьмем для примера прописную строчную букву «б». Ее психологическая характеристика (образ, который она несет) — практическая сторона мировоззрения человека, его взгляды на будущее и реализацию планов.

психографологияРис. 1.

цифра 1 — наклон буквы

цифра 2 — строчная часть буквы

цифра 3 — надстрочный элемент буквы.

По прописям нас обучали писать букву начиная с овала справа — налево вниз, потом вверх. Овал плавно переходил в надстрочный элемент. Если во время написания овала мы полностью контролировали пишущий элемент, по этой причине его форма, округлость, наклон и нажим нами контролируются (и от этого получаются «красивее») , то во время написания надстрочного элемента мы, как правило, свой контроль ослабеваем, и по этой причине сквозь внутренний контроль пробивается эмоция (то, что мы не контролируем) и нами управляет бессознательное. В эту долю секунды к нам приходят внутренние образы, мы четко или не очень четко представляем их на «внутреннем экране». По этой причине длинна надстрочного элемента, как правило, получается разной в прямой зависимости, на сколько мы оказались без контроля, то же самое происходит и с нажимом, формой заключительной части элемента и др. По этим изменениям и судят о степени практичности человека или наоборот.

Стоит обратить внимание на, что процесс написания шариковой ручкой и пером несколько отличаются друг от друга. При отсутствии ослаблении контроля при выполнении перьевой ручкой возможно увеличенное по сравнению с обычным истечение чернил и появление клякс. Иногда встречается парадоксальное написание строчной буквы «б», которое начинается с надстрочного элемента, а потом идет справа-на лево сверху в низ. Эмоциональное проявление в этом случае сосредотачивается на овальном элементе буквы. На подобии как это случается при написании строчных «д», «з» «у» и «р».

От психографологии к Каллиграфу.

Почему психологию принято считать не точной наукой? А Вы читали когда-нибудь психологический портрет человека, составленный психологом или графологом. В нем, как правило, намешано куча неопределенных понятий, которые иногда противоречат один другому. На резонный вопрос, почему так, психологи отвечают невнятное, типа: «человек многогранен». И что с этим делать практикам, например работодателю или криминалисту? Дифференциальный подход в психографологии стремится убрать некоторые признаковые маркеры, но одновременно сводит анализ к усреднённым значениям (это как средняя температура у больных в больнице!). Среди скептиков использования психографологии я нашел приверженцев именно дифференцированного подхода3. Они не понимают, что такое психологический эксперимент и ценность психологических маркеров в динамике и в сочетании со стимулами. У полиграфологов информация получается конкретная, а у психологов обтекаемая.  

Другими скептиками оказались полиграфологи, которые заучили, что вопросы для испытуемого надо строить таким образом, чтобы он давал только односложные ответы. Все правильно. Для классического полиграфа это действительно аксиома. Потому, что отвечая развернутым ответом, человек снижает уровень эмоционального напряжения и эмоция идет не во внутренние органы, а во вне — собеседнику или экзаменатору.

Полиграфологи, как ни кто другой, знают модель, как строить психологический эксперимент, так чтобы потом на приборе зафиксировать эмоцию на тот или иной стимул (вопрос). Именно к этой части читателей будет в первую очередь обращено следующее мое пояснение.

Как человек поведет себя в экстремальной ситуации, при этом стремясь, ни коим образом не выказывать свое волнение перед экспериментатором потому что понимает, что за этим последует наказание? Например, он услышал стимул (слово или предложение) содержащее для него опасность. Из всех возможных вариантов он постарается набрать в грудь воздух, задержать на мгновение дыхание, а потом когда опасность минует сделать полный выдох. Это явление у полиграфологов называется «апное». Или поступит иначе: наберет воздух в грудь не до максимальных значений, а до средних, но будет выдыхать его частями и медленней чем обычно. Это явление называется урежение дыхания. На эти изменения уходит обычно от 5 до 20 секунд. Такие изменения с дыханием испытуемого специалисты легко видят на полиграммах.

А что произойдет, если испытуемый вместо короткого ответа «да» или «нет» будет давать развернутый письменный ответ? Что изменится в этом случае — стимул же остался тем же с теми же с опасными для испытуемого словами, вызывающими эмоции? Чтобы ответить на этот вопрос следует вспомнить по какой причине возникает эмоция у человека — она может возникнуть в результате конфликта желания говорить правду и желания не быть обнаруженным (выявленным)4. Есть еще один конфликт, о котором не упоминают в школах полиграфологов. Конфликт выражать эмоцию гнева и при этом оставаясь в рамках цивилизованного человека. С детства в христианской религии нас учат подавлять эмоцию гнева (агрессии) в себе. (Не шуми! Не бегай! Не кричи! и др.) В результате она связывается с не приемлемыми в обществе формами (мат, повышение тона в голосе, физическое воздействие по отношению к неживым предметам или животным и людям). А подавленная эмоция (не выраженная в окружающий мир) уходит на подсознательный уровень и «ждет» своей секунды, чтобы прорваться из под контроля сознания.

В примере с буквой «б» мы рассмотрели, как высвобождается эмоция, при движении пишущим прибором от себя вверх слева на право. Теперь с буквой «р» мы рассмотрим противоположное движение сверху в низ с права — налево.  

психографологияРис. 2.

Цифра 1 — наклон буквы

Цифра 2 — строчная часть буквы

Цифра 3 — подстрочная часть буквы

«а» — первый элемент буквы

«б» — второй элемент буквы.

На подсознательном уровне буква «р» характеризует агрессивность человека и способы реагирования на критику со стороны окружающих. Среди признаков агрессии в первую очередь выделяют длину подстрочного элемента5. Если подстрочный элемент длиннее строчной части буквы можно утверждать о наличии агрессии на критику или непривычные (опасные) для него события. Во втором элементе буквы смотрим форму (угловатая или закругленная) углов, которые образует этот элемент. При угловатой форме мы имеем проявление агрессии. Точно также как и с надстрочным элементом буквы «б» ее длинны, мы имеем дело с подстрочным элементом буквы «р» ее длинны и связи с прорвавшейся эмоции через сознательный контроль.

А что будет происходить с длинной подстрочного элемента в букве «р» в условиях жестко поставленного эксперимента? Когда убийцу (вина которого еще не доказана, но есть основания предполагать) заставляют сначала произнести фамилию убитого им человека и (или) обозначить действие, которым было убийство совершено. Причем, экспериментатор намеренно стоит вопрос так, чтобы в имени существительном или глаголе обязательно должна присутствовать буква «р». «Я не наносил удар ножом гр. Н… такого-то числа в таком-то месте.» В эксперименте ему требуется выполнить эту трудную работу дважды — за ограниченное количество времени ему предстоит сначала проговорить в слух ответ, а затем его записать в специальном бланке. Ответ на этот вопрос будут понятен, после того как Вы прочтете о влиянии газо-обменного процесса в организме во время стресса на процесс письма и о влиянии звуков в этом процессе.

Мы рассмотрели важность такого параметра как точность движений по вертикали в вопросе диагностики обмана, а как проявляется параметр точность движений по горизонтали в этом вопросе, влияет ли он на диагностику? На практике мы иногда замечаем, что человек пишет строчную «н» как строчную «п» или укорачивает движения при выполнении третьего элемента в буквах «м» «ш» строчной «т» и ли уменьшает (укорачивает) количество движений при выполнении третьего элемента в букве «ф». То же самое происходит с целой строкой — он небрежно распределяет количество слов в строке и потом человеку приходится уменьшать буквы в тексте за счет не пропорционально сокращения их ширины. Можно видеть обратную картину, где эти признаки не проявляются, а строки выглядят красиво с ровными полями, а в конце строки без приплюснутых букв. В первом случае это напоминает процесс того как человек прячет что-либо, выдает одно за другое. Это один из признаков проявления обмана.  Во втором случае это говорит о том, что человек умеет не стандартно проявляться в разных ситуациях, обладает умением быть гибким. Но это одновременно и признак, что такой человек легко прибегает к обману при необходимости за счет привлекательных манер (умении пускать пыль в глаза). Одновременно контролировать точность движений по вертикали и по горизонтали во время стресса человек не может и в письме превалирует либо тот, либо другой стиль мышления, он связан с пространственным мышлением человека и межполушарными связями мозга.

Звуки, которые рождают образы (или путают) собеседника.

Как утверждалось выше, эмоции испытуемого надо читать с длинной (ее изменениям по сравнению с контрольными или нейтральными для испытуемого темами) подстрочных элементов «р» , «д», реже «з» еще реже «у». Спусковым механизмом возникающих в момент стресса образов часто является звук, который образуется при чтении слогов с этими буквами. Сам по себе звук имеет колоссальное значение на наш мозг. Именно от него (основного звука), а не от всего слова, рождаются те или иные образы в голове.

Примерно 20 лет назад разработчики анализаторов стресса по голосу столкнулись с проблемой — разработанные по алгоритмам англоязычные приборы не работали как нужно на русско-говорящих и наоборот разработанные в нашей стране подобные приборы плохо определяли обман у англоговорящих граждан. Хотя технология этого прибора не такая сложная— ставишь чувствительный микрофон и выделяешь все звуки которые попадают в 3-тью и 4 октавы. Именно там, когда звук переходит в писк и нужно искать экзаменатору ложь, которая тесно связана с смысловым содержанием. После разбора причин почему анализаторы стресса не справлялись с заложенными в них задачами оказалось, что русско — язычные люди обманывают, прибегая к гласным звукам, отвечающим за эмоции. Пример: все помнят из детства свое «ой» и «ай». Если мы произносили -«ой» это означало, что «потерпеть еще можно», то «ай» означает, что «терпеть уже нет мочи». Но собеседнику мы свое «ой» выдаем за настоящую, а не поддельную боль, которую терпеть нельзя. То есть мы обманываем, как бы преувеличивая эмоцию. Интересно появление наречий, связанных с гласными буквами. Например, в Костромской области (всего 345 км от Москвы) принято говорить так «как читается». В Москве, часто чтобы ввести иногороднего собеседника в заблуждение относительно населенного пункта намеренно произносится слово через звук «а». Когда большинство людей, как бы одновременно сговорившись, стали произносить не «Москва», а «Масква» это перешло в наречие, и уже ни кто на это не стал обращать внимание на изначальную подмену, целью которой служило изменить эмоцию человека.

рунаУ англо-язычных подмена происходила на согласных звуках, близких по своему звучанию. Например «фе», подменяется ими на «ве». Многие слова со звуком «фе» в английском и немецком языках неслучайным образом означают имена существительные и связаны с имуществом или означают те или иные предметы. Дело в том, что руна «Fehu» означает имущество. А звук «ве», который пишется через «V» это новообразование латинского алфавита, как правило, означающее действие (побеждать). У человека, прибегающего к такой подмене, в буквальном смысле происходит подмена действительного на желаемое. Теперь нам понятен глубинный смысл разных подходов в том, как обманывают иностранцы, и как обманывают русскоговорящие и почему происходила путаница с использованием таких программ для диагностики лжи.

Газо-обменные процессы в организме

Чтобы запустить механизм появления ассоциативных связей в нужный момент в исследовании при работе с Каллиграфом, испытуемому предлагается проговаривать ответ который хочет записать за несколько секунд до начала письма, тем самым проходя по ряду, состоящему из приятных или не приятных для него звуков. Неприятные (опасные для него звуки) вызывают соответствующие образы. Нейтральные звуки образы не вызывают. И этот процесс еще и зависит от сбалансированности кислородного баланса в организме человека в этот момент. Кроме того Вы можете самостоятельно для себя устроить такой эксперимент: если Вы продышитесь специальным быстрым не глубоким дыханием 5-10 минут, то осознанные мысли уйдут и длительное время Вы окажитесь не в состоянии написать хоть какой-либо внятный осознанный ответ. Но за счет чего мы можем сбалансировать кислородный обмен — только за счет нормального ритма дыхания, а дыхание связано с механикой руки во время написания чего-либо.

Обеспечением процессов дыхания занимаются специальные отделы мозга. В них расположены как клетки «вдоха», так и «выдоха», включающиеся по очереди. Функциональность их состояние определяет качество работы дыхательной системы человека, ее своевременность и адекватность реагирования на изменяющуюся стрессовую ситуацию. Эти группы нервных клеток обеспечивают изменение частоты, глубины (амплитуды) дыхания, на столько, что они могут полностью прекратить дыхание. Любые эмоции ведут к увеличению энергозатрат организма, причем при отрицательных эмоциях этот процесс более значителен и более ярко выражен. Стресс ведет к мобилизации резервов организма человека. Важнейшим и единственным механизмом, заложенным в природе противостоять стрессу — это насытить клетки кислородом и выделить из организма скапливающийся углекислый газ. Во время вдоха происходит «уравновешивание» CO2 и О2, кислород проходит через эластичную ткань образующую около 375 миллионов альвеол поступает в кровь, а углекислый газ — в окружающий человека воздух. Обмен газов между кровью и воздухом происходит в альвеолах по принципу «от большего к меньшему». Переход кислорода из атмосферного воздуха в альвеолах составляет около 30-65 млл. за одну минуту. Углекислый газ на этапе перехода из крови в легкие в 20-25 раз активнее кислорода. Количество кислорода привнесенного к биотканям, зависит как от количества крови, протекающей через легкие, так и объема кислорода, находящегося в альвеолах. По этому, с увеличением потребления кислорода растут частота и глубина дыхания. Иными словами говоря, не может быть эмоционального увеличения уровня стресса без изменения уровня дыхания. В свою очередь недостаточная вентиляция легких ведет к увеличению СО2 и уменьшению кислорода, растворимого в крови. Чтобы избежать критического уровня газового баланса организм человека при возрастающем эмоциональном напряжении непроизвольно вынужден увеличивать частоту и глубину (амплитуду) дыхания.

При вдохе объем легких увеличивается и в них создается отрицательное давление (по сравнению с давлением в окружающем воздухе). Поступающий воздух заполняет легкие. При выдохе объем легких уменьшается. Давление в легких становится выше атмосферного, поэтому воздух из легких перемещается наружу. При спокойном дыхании на вдохе давление в легких на 10-25мм ниже атмосферного, на выдохе на 20-40 мм выше. Легкие не имеют мускулатуры и поэтому перемещаются вслед за изменением объема грудной клетки. При спокойном дыхании изменение грудной клетки составляет 1-3 см. по окружности, а при форсированном — до 10 и более сантиметров.

Вдох может осуществляться человеком за счет сокращения наружных межреберных мышц (грудное дыхание — типично для женского дыхания), а также за счет положения диафрагмы (брюшное дыхание, типично для мужского дыхания). В полиграфах используется одновременно два канала для фиксации обоих типов дыхания. Эти типы дыхания взаимосвязаны между собой. Во время выдоха (независимо женщина это или мужчина) диафрагма, опускаясь вниз, давит на органы брюшной полости, смещая их вниз и вперед. Мы видим некоторое выпячивание живота, которое легко регистрируется датчиком полиграфа.

В обычном спокойном дыхании на вдохе растягиваются нижнее 2/3 легкого, при этом частота циклов составляет 12-14 циклов в минуту, пропуская через себя 04-06 литров воздуха за один цикл6.

Рис. 3. Часть полиграммы. Повышение, а затем резкое понижение уровня дыхания (ниже средней линии) испытуемого (типичный женский тип реакции на значимый стимул).

полиграмма

Дыхание — это очень чувствительный показатель эмоционального напряжения испытуемого. Значительные изменения параметров дыхания могут наблюдаться при мысленном представлении процедуры тестирования, особенно если они связаны с представлением ассоциативных образов связанных со стимулами. В стрессовой ситуации легочная вентиляция может увеличиться до 1.5-2 литров, при неизменной частоте дыхания, но изменения частоты дыхания при стрессе тоже может также увеличиваться до 25-40 актов в минуту.

На рисунке 3 приведена иллюстрация стрессовой реакции. Во время, когда полиграфолог зачитывал стимул, содержащий в себе слово «подменила» на втором цикле дыхания испытуемой запустился механизм непроизвольного сокращения амплитуды ее дыхания (видно по верхней кривой), которое потом перешло в одиночное форсированное дыхание с усиленным вдохом. Испытуемая женщина — продавец в ювелирном магазине, которая действительно подменила золотое изделие на внешне похожее изделие, но не содержащее в себе золота. На последующий за ним контрольный вопрос такой бурной реакции не последовало, хотя вопрос содержал моральную оценку кражи. То есть этот релевантный стимул, и отклик ее организма на него был для испытуемой вовсе не случайным.

«Запускающим механизмом» форсированных дыхательных циклов могут быть как всплывающие из памяти детали совершенного преступления (нарушения) так и мысли о неотвратимости наказания. Эти воспоминания могут усиливаться на какой-то короткий промежуток времени, исчезать, но потом опять достигать максимума. В этом случае, как и в примере, разобранном на рис.№3 величина эмоционального напряжения очень динамична.

Задержка дыхания может наблюдаться при проведении полиграфных проверок в случаях противодействия (при этом глубокий вдох осуществляется осознанно, при намеренном сокращении грудных мышц, а выдох (в норме) пассивен и идет за счет расслабления мышечной группы по мере выхода воздуха из легких), так и в иных случаях бессознательно проявления эмоции, с очень высокими показателями эмоционального напряжения, вызванным неожиданно предъявленной обследуемому значимой для него информации (стимула). Измеряя продолжительность времени вдоха по отношению к выдоху (выдох длиннее вдоха на 10-20%) можно предположить, что вызвало задержку дыхания: соответствие заданного стимула всплеску эмоции или факт противодействия (см. примечание).

Нарушение обменных процессов между кровью (О2 и СО2) и легочным воздухом можно оценить по изменению изолинии дыхательной кривой. На рис3. Мы видим участок кривой, где наблюдался сначала подъем выше изолинии, а потом компенсаторное падение сместилось ниже изолинии. Оно отражает конкретное изменение состояние газо-обменного процесса в организме опрашиваемой. Количество вдыхаемого и выдыхаемого воздуха резко изменилось-увеличилось количество кислорода, полученного кровью и одновременно уменьшилось количество углекислого газа в крови, потом произошел обратный процесс. Мобилизация кислорода в крови нужна была организму, для того чтобы преодолеть стресс, вызванный стимулом. Но пресыщение кислородом вызвало неприятные ощущения, и в свою очередь вызвало у испытуемый компенсаторный глубокий выдох (который не случайно оказался ниже изолинии) и обогащение крови СО2 для создания привычного испытуемой газового баланса.

Рис. 4. Нарушение газо-обменных процессов во время написания значимого стимула.

графология

На рисунке 4 подставлена иллюстрация части значимого стимула для испытуемой. Будучи главным бухгалтером, она подозревалась в незаконном присвоении чужих денег. Слово «деньги» она начала писать с новой строки. Сама строчная буква «д» написана со значительным нажимом (о чем свидетельствует стекание пасты в момент начала написания первого элемента буквы) а также с подстрочным элементом, который значительно укорочен (по сравнению с рядом находящимся подстрочным элементом «у»). Эта буква написана практически без наклона, чего нельзя сказать об остальных буквах в этой строке, одновременно с ее написанием происходит затяжной выдох, потом короткий вдох при написании «в» и снова затяжной выдох. Этот выдох был настолько глубоким, что испытуемой пришлось разорвать слово «сумме» на две части, так как естественного и красивого соединения между двумя прописными буквами «м» у нее уже не получилось. Вместе с этим идет процесс постепенного чередования уменьшения букв по вертикали, потом незначительный подъем, потом снова падение. Все это свидетельствует о значительном снижении точности написания букв в строке. Мы наблюдаем снижение точности движений пишущего прибора по горизонтали, за счет нарушения газо-обменного процесса, который вызван значимым для испытуемой стимулом. Межреберные мышцы сокращаясь, захватывали в этом процессе мышцы руки и кисти, тем самым снижая точность написания букв и слов. Не трудно заметить сходство между собой рисунков №3 и №4.

Почерковеды и психографологи выделяют специальный термин — письмо сформировано по женскому типу и письмо сформировано по мужскому типу. Что это значит? Прежде всего, при этом они обращают на размер букв. Теперь, зная о отличие в газо-обменных процессов в организме мужчины и женщины, Вы можете самостоятельно проделать эксперимент — в сидячем положении сделайте несколько глубоких циклов вдох — выдох и проследите за тем, какие части тела у Вас при этом двигаются. Женщины заметят, что в основном двигается верхняя часть груди и в меньшей степени живот. Мужчины, скорее всего, заметят обратную картину. Теперь понятным становится тезис — почему у женщин чаще всего почерк крупнее чем у мужчин — потому что у женщины при письме задействуются грудные мышцы гораздо чаще и в большем объеме. Если на полиграфе мы понимаем, что человек при ложном ответе затаивает дыхание — у него на полиграмме это отражается в виде уменьшения амплитуды. При письме этот процесс выглядит так: грудная клетка делает меньшие движения, а вместе с ним и плечо, и это передается на кисть и на саму ручку, все это способствует уменьшению подстрочных элементов и уменьшению размеров букв по вертикали. Но движение кисти на себя (к животу) это инстинктивное движение человека. Такое движение можно наблюдать у людей, которые проживают последнюю секунду жизни. Сознание (контроль) у них уже ушло, например они уже отравились на пожаре угарным газом. Но кисть руки все равно пойдет в сторону живота, на себя. В примере с живым человеком это движение связано как с биомеханикой человека так с его подсознанием — образами которые у него бесконтрольно всплывали в голове в эти доли секунды. Если предположить что этот человек находился в позе сидя и за столом, то движение кисти проходило бы сверху в низ справа налево. Если происходит обратный процесс, не укорачивание, а удлинение подстрочного элемента выше обычного это, по сути, в ситуации проверки обмана уже не стресс, а ужас (или явное желание выдать желаемое за действительное — зависит от контекста написанного). На столько мощным иногда оказывается образ, в голове испытуемого, который не случайным образом вызвал полиграфолог, в процессе этого эксперимента. Даже по внешним признакам можно сделать предварительный вывод о том, как часто в своем поведении тот или иной человек прибегает ко лжи. При мелком почерке он стремится к неразборчивости, а при крупном к корявости, либо к экстравагантности (витиеватости).

Рис. 5. Образец почерка А. Гитлера (неразборчивость).

графология, диагностика обмана

Как известно из истории, он был великолепным лжецом, человеком который смог обмануть лучших дипломатов того времени. Это не могло не отразиться на его почерке.

Как упоминалось выше, вторым по своей информативности оказался нажим пишущим инструментом. К сожалению, нажим психографологи и почерковеды в настоящее время изучают этот параметр только при помощи лупы. Этот процесс ни как не автоматизирован, но важность этого показателя ни кто не отрицает. В полиграфах «Диана» «Конкорд» и «УСПР Арсенал» реализован модуль изучения рукописного текста, но он реализован по-разному. В «Диане» предложили присоединить планшетный модуль к полиграфу и все «изучение» сводится к точному определению нажима при написании того или иного слова. Ни каких тебе психографологических особенностей почерка (структуры текста и полей, особенности написания строк и отдельных слов, наконец, написания букв), ни чего этого нет5. Разработчики также не позаботились о том, чтобы рукописный текст переводить под формат психологического теста. Причем, все расчеты отданы на откуп «бездушной машине». По этой причине оператор, который работает с планшетным модулем по своей сути не может быть экспертом — он не может перепроверить данные которые ему выводит программа и тем более не может как-то их корректировать. И как результат, этот модуль полиграфологи справедливо считают вспомогательным инструментом, без которого можно обойтись.

Другим вариантом решения расчета рукописного текста реализованы в полиграфах «Конкорд» и «УСПР Арсенал». В них используется рукописный текст как цифровое изображение и уже с ним программа производит расчеты.

графологияРис. 6. Вид части буквы в увеличенном размере

А — поле на котором пишется буква

Б — «дорожка», образующаяся от шарика пишущего инструмента

В — паста, истекающая из пишущего инструмента (шариковой ручки с диаметром шарика 0.5 мм).

Помните поговорку «поставить жирную точку», что означает доказать кому-либо свою позицию. В программе Каллиграф она принимает буквальное значение. Существует и обратная закономерность — когда человек не уверен в том, что он записывает или пытается обмануть, он на бессознательном уровне пытается уменьшить нажим на пишущий инструмент. Тем самым дорожка «б» сужается, и края «в» тоже становятся уже. Пасты истекает меньше. Площадь, занятая пастой рассчитывается программой.

Перспективы модуля Каллиграф.

Когда я  встречаю объявления о дистанционной работе неких исследователей, меня всегда смущают эти объявления. А как человек, не видя другого и не общаясь с ним может это сделать? А главное — какую технологию он при этом использует. Если технология держится под секретом — то и результаты исследования могут быть «высосаны из пальца».

Модуль Каллиграф и естественно сам специалист, обладающими знаниями может выполнить работу дистанционно. Причем примерно 60% информативности отдано на расчет нажима (выполняемой программой автоматически) и оставшиеся 40% отдано на ручной экспертный анализ, о котором упоминалось в тексте выше5. То есть полиграфолог даже если захочет, то не сможет из «белого сделать черное» или наоборот. Кроме того за каждой манипуляцией специалиста «следит» сама программа измеряя и изменяя процесс точности исследования.

Тематика исследований с использованием Каллиграфа может быть разной— проверка кандидата на вакансию, проверка достоверности показаний при внутренних расследованиях. Проверка сообщаемой информации адвокату или супругу (при проверке супружеской верности). Проверка показаний при производстве психофизиологической экспертизы. Кроме того на сайте liesdetection.com специалистом уже разработаны примерные вопросники под типовые ситуации исследования и потенциальный заказчик исследования может с ними самостоятельно ознакомиться. При дистанционной работе мне, как специалисту, нужен помощник, осуществляющий контроль за испытуемым в момент написания ответов. Помощник это как правило заинтересованное (или должностное) лицо — следователь, дознаватель, адвокат, работодатель, обиженный супруг или супруга. С Каллиграфом мы влезаем в те области, которые для полиграфолога были крайне нежелательны или вовсе не возможны. Например, исследование в отношении больных людей, особенно тех, кто «прикован» к постели. Например, лиц, которые находятся в недоступных местах— например СИЗО, колонии, военный корабль и др., куда полиграфологу с классическим полиграфом доступа нет. Лица с ослабленным жизненным тонусом — работа с которыми у полиграфологов вызывает проблему, к этой категории можно отнести лиц, болеющих похмельным синдромом. Подростки — часто само оборудование вызывающее стресс и работать с педагогом не самое лучшее из возможных решений. Лица, не владеющие в полной мере языком, на котором разговаривает полиграфолог, и иностранцы, воспитанные в другой культуре, в том числе языковой. Работа с переводчиком теряет динамику тестирования и приводит к неточным результатам. Тревожно-мнительные клиенты, которые могут поломать любой тест полиграфолога, «зависанием» на каком-либо вопросе.

В вопросник входят 6 тестов из методики контрольных вопросов (обычно Юта). Согласитесь, что вполне достаточно для среднего вопросника используемого полиграфологом с классическим полиграфом! Стимульно-адапционный тест не проводится, потому что нет необходимости адаптировать человека к бумаге и ручке (привычным для человека предметам) и стимуляция тоже не нужна, потому что процесс мелкой моторики гораздо сложнее и энергозатратнее для мозга, чем процесс вербальных ответов на стимулы.

Самое уязвимое место для проведения корректного исследования это даже не испытуемый а помощник, который должен осуществить контроль за исследованием в другом населенном пункте или другом месте в котором не находится специалист.

А как проконтролировать специалисту, что исследование (процесс записи ответов в бланки) происходил корректно?

  1. Если ведется видеозапись.
  2. Путем отслеживания реакций на реперные точки (специальные стимулы).
  3. Визуальной «предмашинной» диагностикой.
  4. Табличными значениями скорости записи ответов и исследования в целом .

Пояснение: по п.2. реперные стимулы это аналог вопросов внешних проблем из теста К. Бакстера. Полилиграфолог должен убедиться в том, что внешних проблем у испытуемого кроме исследуемой темы нет. Если он получает сильные реакции на этот вопрос это должно полиграфолога насторожить. Одновременно эти вопросы отличный показатель фоновых значений эмоций, с которыми пришел испытуемый на исследование и завершил его. То есть они должны быть выше нейтральных вопросов по своим показателям. В исследовании с использованием Каллиграфа не раз отмечались случаи, когда помощник буквально морально давил на испытуемого — это находит отражение в маркерах отдельных реакций испытуемого. По маркерам на такие (реперные) вопросы отслеживается, на сколько комфортно было испытуемому в момент написания ответов. Кроме этого смотрим наличие подписи в графе «анкетирующий».

По п.3 по идее сам заказчик должен быть заинтересован в качестве проводимой работы. Однако далеко не всегда это бывает очевидным. Например, испытуемый должен прочитать вопрос заказчику, придумать ответ и озвучить его и только потом записать в бланк. Но иногда исследователь видит, что номер вопроса не соответствует номеру ответа в присланном по почте помощником бланке. Это говорит о том, что заказчик, выступая в роли помощника исследователя, отнесся к своей функции наплевательски и отдал все на откуп самому испытуемому, то есть контроля вовсе не было. Но обман это процесс, который обязательно состоит из двух людей самого обманщика и того, кого пытаются обмануть (экзаменатора). Если не будет экзаменатора, тогда и эмоции не будут проявляться в должном количестве и качестве. То же самое — вопросы к помощнику возникают когда испытуемый (не смотря на инструкцию) вылезает за поля, или записывает ответ, который искажает смысл вопроса. Из ответа убираются имена существительные или глаголы, причем делается это сознательным образом, даже если это противоречит правилам грамматики. То же касается процесса подмены шариковой ручки одной на другую в процессе записи или замена шариковой ручки на карандаш, гелиевую или перьевую ручку. Понятно, что такой бланк не подлежит исследованию и само исследование не возможно, для такого вывода специалисту не нужно его даже загружать в программу.

По п 4. Этот пункт возникает, если визуально видны признаки замедления в написании ответов. Понятно, если испытуемому дать возможность безграничного времени на ответы, то динамика теряется, а вместе с ней потеряются эмоции при написании ответов.

В зависимости от степени выработанности почерка, наличия нарушений координации движений приходим к выводу, соответствует ли темп письма этим параметрам или нет. По специальным, выведенным экспериментальным путем данным, и контрольных отметок начала и окончания рукописи, сделанных испытуемым приходим к выводу, в каком темпе писалась рукопись, осуществлял ли помощник функции контроля за этим процессом.

Тематика тестов используемых при исследовании Каллиграфом.

По идее можно включить 6 тестов МВСИ (методика выявления скрываемой информации), но тогда мы лишим себя удовольствия двух моментов — наблюдать за реперными точками и вместо развернутого ответа в котором проявляется эмоция страха и испытуемым ищутся пути, приемы как обмануть эту технологию, мы всего этого «драматизма» не увидим. Короткая запись «Нет» или «Да» не даст возможности раскрыть эмоцию, так как она задумывалась автором программы. По этой причине этот тест не используется.

В тесте Юта можно использовать как одно-темные тесты так и многотемные (двух-темные). Двух-темные тесты используются в тех случаях, когда кроме темы совершения преступления адвокатом заявляется тема, о том, что к его подзащитному применялись недозволенные методы ведения следствия (например, пытки). Разные по тематике проверочные вопросы не смешиваются на одном бланке, а наоборот разводятся на разные бланки. На выходе такой подход после анализа всех тестов дает возможность ответить — была ли тема пыток заявлена как ложная, и что испытуемого больше волнует пытки или преступление которое ему инкриминируют.

Вывод: Полиграфолог, работая для системы не государственной безопасности, стоит на страже интересов заказчика, эти интересы связаны с надежностью информации, которая поступает из различных источников. В процессе исследования с полиграфом специалист встречает разные формы искаженной информации обман и ложь. Обман, это то, как выстраивает свои объяснения испытуемый в процессе предтестового интервью, прибегая к различным логическим схемам и ложь, это когда ответ испытуемого намеренно сводится к односложной фразе. В настоящее время в мире нет другой инструментальной технологии кроме Каллиграфа, которая изучала обман. Само по себе это уже дает огромные перспективы, потому что задокументированный обман на много более понятен любому заказчику — следователю, судье, работодателю или человеку, который сомневается в Вашей порядочности. Понятен он и самому испытуемому, который делал попытки, но все они оказались тщетны. Для человека, которого ложно обвиняют в чем-либо, в том к чему он не имел отношения это тоже великолепный способ показать свою позицию, пусть даже она кажется неправдоподобной кому-либо еще.

Примечание:

Проблема правильной диагностики испытуемого с учетом его сознательного противодействия существует только в классических полиграфах и связана она с процедурой тестирования, наличием контактных датчиков, на измерение которых можно повлиять. Что касается процедуры проверки с использованием Каллиграф — такой проблемы не существует.

Используемая литература:

  1. Графология: как «читать» человеку по почерку М. Эксмо 2010 с 96
  2. Дис. кандидата психологических наук Линевич Владимир Леонтьевич Психофизиологические предикторы дискоординации почерка при стрессе. УФА 1988
  3. Инесса Игоревна Гольдберг «Психология почерка» книга 1-8
  4. Оглоблин С.И Молчанов А.Ю. инструментальная «детекция лжи»: академический курс Ярославль: Ньюанс, 2004 . с 402
  5. А. Сошников «Оценка персонала: психологические и психофизиологические методы» М. Эксмо 2009 с 181-199
  6. В.А. Варламов Г.В. Варламов, Н.М Власова., И.С. Зубрилова М.Б. Котомин Углубленные кадровые проверки М. 2003г с 124-141

Полиграфолог Медведев Андрей, [email protected]

См. также:

Влияние адаптации мозга к стимулам при исследовании на полиграфе

© А. Медведев, 2016

Просмотров: 1594
Категория: Психодиагностика, Психология Другие новости по теме:

  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Рамиль Гарифуллин. Где находится этот загадочный Центр Сознания и Воли? Уничтожит ли его Человек, благодаря развитию нанопсихологии?
  • Почему человек зевает и что значит, когда зеваешь?
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Как стресс влияет на сердце — и что с этим можно сделать
  • Григорий Чаусовский. Психотехнология усиления антистрессового эффекта диафрагмального типа дыхания
  • Владината Петрова. Может ли женщина быть гением?
  • Ирина Кобевко. Что он «несёт», или Как понять человека с первых слов?
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Дэвид Либерман. Как узнать: человек действительно уверен всебе или хорошо играет роль?
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Время, стресс и суета. Психология времени
  • Е.В. Повешенный. Сознание человека
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Е.Н. Зарецкая. Рекламный текст — десять заповедей написания
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Григорий Чаусовский. Инструментальная психотехнология гармонизации утреннего пробуждения человека
  • Узнайте человека по походке
  • Тамара Филиппова. Свобода человека
  • Игорь Дрозд, Леонид Цыбульский. Структура переживаний и ее место в мышлении человека
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Георгий Почепцов. Информация как оружие: как и почему она может представлять опасность
  • Нaтaлья Аксeновa. Домашняя магия, или Ритуалы современного человека
  • Григорий Чаусовский. Психотренажер для снижения биологического возраста человека
  • Георгий Почепцов. Человек между большой и малой ложью: от госпропаганды до фейков
  • Дэн Вальдшмидт. Почему нужно уметь понимать людей, чтобы стать успешным?
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь