Серавин А. И. Исследование творчества. Если я художник и занимаюсь новыми формами передачи изображения, какой продукт вы бы признали в вашем тесте творческим?

Здесь мы столкнулись с серьезной философской проблемой. Художник, нарисовавший очень красивую картину, не является творческим человеком потому, что его деятельность не связана с нахождением принципиально новых решений на основе неоднозначных данных. Если бы он создал новое направление в изобразительном искусстве, как, например, когда-то были созданы кубизм, абстракционизм, то первые представители этих направлений, безусловно, занимались творчеством, но все последователи уже не проявляют творческого мышления. Творцами являются те, кто выходит за рамки системы, создает принципиально новую картину мира. Здесь существует еще одна проблема: а что если некий художник создал кубизм, не зная, что где-то его коллеги уже давно этим занимаются? О его деятельности объективно нельзя говорить как о творческой, в связи с тем, что одна из характерных черт творческой деятельности – это уникальность, которая в данном случае отсутствует. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи – это не новое направление, это уникальная картина. Ее улыбку называют загадочной. Ею восхищаются зрители четырех столетий. Является ли картина, переворачивающая картину мира зрителя, творческим продуктом? Конечно, да; ну а если переворачивает, но не у всех, – это субъективизм. Нам необходимо взять условную точку отсчета, пусть она субъективна и относительна, как и всё в нашем мире, но все же она нужна. Помимо творца только общество субъективно может оценить его продукт, общественные эксперты. В курсе политической психологии Александр Иванович Юрьев говорит о том, что продукт деятельности политики имеет стоимость, и продукт политической деятельности имеет потребительскую стоимость. Поэтому я воспользуюсь словами А. И. Юрьева (правда, в оригинале сказанными не о творчестве, а о политике).

Продукт творчества имеет стоимость , потому что в ее процессе происходит интенсивное расходование интеллектуальной энергии, воли, эмоций, характера людей, вовлеченных в творчество. Расходование рабочей силы в творчестве осуществляется на запредельном уровне возможностей человека, часто приводя к стрессам, срывам, дегрессиям. Продукт творческой деятельности имеет потребительскую стоимость, которая измеряется уровнем добровольной готовности общества платить за него всеми видами ресурсов, вплоть до защиты ее с оружием в руках.

Не буду растекаться мыслью по древу, для диагностики склонности и последующего прогнозирования творческой деятельности у конкретного человека нам необходимо выявить у него ряд необходимых для такой деятельности навыков:

-          на пустом листе бумаги, в пустоте, увидеть или сделать нечто;

-          уметь поставить самому себе задание, оценить его;

-          осуществленная идея должна соответствовать ряду критериев: адекватность; новизна; оригинальность; доработанность, изящество и простота, наличие понимания, что в этой идее старого, что нового, понять меняет ли полученный продукт существующие методы, традиции, основные принципы или существующую картину мира;

-          готовность к тому, что социум, оценивая продукт, в первую очередь будет искать в нем старое, а потом уже принципиально новое;

-          уметь объяснить уникальность своего продукта и соотнести его с тем, что могли сделать другие;

-          человеку необходимо помнить, что авторство и слава достанутся только одному, тому, кто справится лучше всех.

При достаточной развитости вышеприведенных навыков возможна диагностика и прогнозирование появления творческих продуктов у заданного объекта.

М. А. Холодная в своей монографии «Психология интеллекта» пишет о том, что перейти к прогнозированию интеллектуальных достижений в реальной жизнедеятельности по результатам тестов на конвергентные интеллектуальные способности невозможно, а результаты тестов дивергентных [23] способностей, как правило, весьма слабо предсказывают реальные творческие достижения человека в его обыденной и профессиональной деятельности. Основная задача нашего теста – это возможность прогнозирования на основе его результатов появления творческих продуктов у человека. Вероятно, среди рисунков, полученных в ходе тестирования, вряд ли окажется «Мона Лиза». Выводы о способности к творчеству будут сделаны на основании последующих бесед, в ходе которых испытуемым предстоит аргументировано обосновать, что в ходе тестирования они задали направление, в котором возможно творческое открытие. Таким образом, если при индивидуальной беседе, демонстрируя свой продукт, испытуемый покажет, что владеет навыками для получения творческого продукта, то мы диагностируем возможность появления такого продукта у него в будущем. В крайнем случае, всегда можно найти экспертов по изобразительному творчеству, если испытуемый вдруг нарисовал «Мону Лизу».

 

Содержание





Просмотров: 1177
Категория:



Другие новости по теме:

  • Виды деятельности и поведения
  • Виды учебных действий в начальной школе
  • Воображение как способ получения нового знания
  • Воображение как средство научного открытия
  • Интеллект. Основные тезисы
  • Исследование творчества
  • Категории новизны
  • Механизм творчества
  • Понятие новизны
  • Презентация
  • Проблема как форма творческого поиска
  • Психология политической деятельности
  • Психология творчества
  • С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения.
  • Серавин А. И. Исследование творчества >> С чего начинается творчество
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Ваш тест предназначен для поиска гениальных людей, а не творческих?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Ваша кривая распределения ответов на проективный тест творческого мышления делит творческие продукты на социально желательные и нежелательные. Но совместимы ли понятия – Гений и Злодейство?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Возможность исследования творчества
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Возможность определения творчества
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Вы говорите о том, что при изучении творчества мы сталкиваемся с кризисом терминологии. Относительно недавно в отечественную психологию попал термин «креативность». Является ли он синонимом слова творчество?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Заметки
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Как, согласно вашей теории, соотносятся понятия творческое мышление и творческие способности? И чем творческий человек отличается от других людей, кроме того, что он выдает «творческий продукт»?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Какой путь ведет к получению творческого продукта?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Краткий глоссарий используемых в книге «технических» терминов
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Можно ли изучать механизмы творческого процесса на примере великих творцов прошлого, исследуя созданные ими творческие продукты, их биографию, дневники, свидетельства современников, личные вещи и т.д.?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Намерены ли вы стандартизировать разработанный вами Проективный тест по исследованию творчества?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Окончание и снова вопросы
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Прикладные аспекты теории творчества
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Приложение №2: Практические рекомендации по проведению проективного теста на творческое мышление
  • Системология творчества



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь