Серавин А. И. Исследование творчества. Краткий глоссарий используемых в книге «технических» терминов

Мы запоминаем не сказанные слова, а вложенный в них смысл. А смысл устанавливается в процессе интерпретации. Иванов М. В.

«Мусорная скульптура» - произведения, созданные из обломков механизмов, автомобильных деталей, обрывков интернет-сообщений, текстов из компьютерных корзин для мусора, и других аналогичных (аналитических) отходов…

4 типа определений творчества : бытовое творчество, как выход за рамки существующей системы в самом широком смысле, творчество как создание новых материальных и духовных ценностей , творчество как деятельность и творчество как продукт деятельности .

Амбивалентный симптом: рассогласованность между уровнем постановки задачи и уровнем ее решения (см. приложение №3, например продукт №12)

Арт-терапия – психотерапия, основанная на занятиях каким-либо из видов искусства.

Батарея тестов – исследовательский или психодиагностический инструментарий, который состоит из нескольких тестов, сгруппированных в зависимости от целей и задач исследователя.

Беседа – метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним направленного разговора.

Биографический метод – с греческого «описание жизни» - способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.

Болезнь «оппонента» - это болезненное состояние, при котором человек предпочитает не творить и не изобретать, так как боится возникающей при обнародовании результатов критики со стороны оппонентов, недоброжелателей и завистников.

Будущее – время и события, следующие за настоящим.

Вектор исследования рисков. Людей, способных поставить перед собой задачу, можно разделить на тех, кто ставит конвергентно-ориентированную задачу (около 40% испытуемых), подразумевающую стандартное решение, дивергентно-ориентированную задачу (около 30% испытуемых), подразумевающую оригинальный способ решения, и творчески-ориентированную задачу (менее 1% испытуемых), которая не подразумевает высокую вероятность решения, а скорее задаёт направление, вектор исследования рисков.

Виды творческой деятельности , которые могут быть представлены тремя основными группами.

А) Деятельность по выдвижению принципиально новых решений.

Б) Деятельность по детализации, конкретизации, проработке этого нового с целью определения принципиальной возможности его практической реализации.

В) Деятельность по воплощению новых идей в жизнь, их объективации в тех или иных материальных формах.

Такая классификация творческой деятельности родилась в рамках современного науковедения и относится, прежде всего, к видам научного творчества (фундаментальное, прикладное и техническое знания). Но она, по его мнению, может быть отнесена и к творчеству как таковому.

Виды человеческой деятельности делятся на творческие (креативные) и нетворческие (репродуктивные).

Виртуальная реальность – область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредовано техническими средствами.

Вирус психологический – психологическая программа, осуществляющая манипулятивное воздействие на поведение и деятельность человека и общества.

Восприятие – форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ.

Время – одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи — последовательная смена её явлений и состояний.

Гипотеза – это подвергаемое проверке предположение, описывающее возможную взаимосвязь между событиями.

Гипотеза «Гениальных злодеяний» : при свободе выбора любой творческий продукт будет использован социально не желательно с гораздо большей вероятностью, чем социально желательно.

Дивергентное мышление – это мышление направленное на порождение множества решений на основе однозначных данных .

Домашний Кулибин [25] – человек с высоко развитым творческим мышлением, способный производить творческие продукты, но имеющий низкий уровень притязаний и с развитой болезнью «оппонента».

Закон – это знание, сформулированное в понятиях, следствие закономерных отношений, достоверно (неизменно) выполняющихся при определенных условиях.

Закон не пересечения полярностей мышления: люди, обладающие творческим мышлением, преимущественно не воспринимают конвергентных задач, поэтому и не могут увидеть их конвергентное решение. Любую задачу они, вероятнее всего, видят и решают как творческую. Люди, у которых преобладает конвергентное мышление, не воспринимают творческие задачи и не видят их творческих решений. Вероятнее всего они решают их как конвергентные, в редких случаях – как дивергентные задачи. При переходных типах мышления у испытуемых наблюдается амбивалентный симптом .

Интеллект есть способность учиться и решать задачи в условиях неполного объяснения . Интеллект – это то, что измеряется тестами интеллекта (Э. Боринг). Напомним, что интеллект есть способность к адаптации.

Информационная история. Возможно, тому, чтобы людей, способных производить принципиально новую информацию, было больше, препятствует контроль одних людей над другими, а также стремление к самореализации и саморазвитию производителей информации, то есть скорость появления информации ограничивает скорость потребления, что рождает информационную конкуренцию и информационную историю.

Информационная конкуренция. Возможно, тому, чтобы людей, способных производить принципиально новую информацию, было больше, препятствует контроль одних людей над другими, а также стремление к самореализации и саморазвитию производителей информации, то есть скорость появления информации ограничивает скорость потребления, что рождает информационную конкуренцию и информационную историю.

Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

Исследование - изучение объектов и явлений окружающей действительности при помощи методов.

История - рассказ о происходящем, о прошлых событиях, которые нами или современниками оцениваются как повлиявшие на ход истории.

Казус Робертсона. Моррис Робертсон опубликовал в 1888 году роман "Тщетность". В книге рассказывалось о катастрофе крупного трансатлантического лайнера "Титан", который столкнулся холодной апрельской ночью с айсбергом и затонул, унося с собой под воду большое количество находящихся на нем людей. Роман этот был издан, опубликован, продан и забыт до катастрофы "Титаника". А вот после этого "казус Робертсона" попал во все книги по истории техники, во все перечни прогнозов и предостережений, во многие тексты по прогнозированию Будущего. Но ни "Тщетность", ни другие романы Морриса Робертсона никогда больше не переиздавалась.

Классификация мышления по форме нахождения решений:

- активная форма: конвергентная, дивергентная и творческая деятельность;

- формально пассивная форма: медитативная деятельность.

Классификация носителей творчества:

-          индивидуальные;

-          групповые, коллективный, общество.

Классификация прогнозов:

-          требующий неких приспособлений для прогнозирования или нет;

-          требующий специальных знаний или нет;

-          ориентированный на индивидуально-личностный прогноз или на групповой;

-           пространственно-временная характеристика (где? и когда?).

Классификация творчества по признакам деятельности:

·                      субъективное, или внутреннее, до выхода из духа, и объективное, или внешнее, – после выхода из духа (В. В. Розанов «О понимании»);

·                      субъективно-индивидуальное (личное творчество, личная инициатива) и субъективно-коллективное (народное творчество);

·                      родившееся вследствие «проб и ошибок» или благодаря когнитивному познанию, в результатах которых не содержится непосредственно исходных предпосылок;

·                      серое и разрешенное. Творчество контролируемое и бесконтрольное.

Конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта.

Констатирующий эксперимент. В прошлом веке основатели психологии смогли сформировать позитивное общественное мнение к тестам и вопросникам. Благодаря хорошему отношению к этим формам исследования общества больше половины психологов современности могут зарабатывать этим себе на жизнь. Например, выборочно рассмотрим батарею тестов Гилфорда. Приведем примеры тестов:

Тест легкости словоупотребления: «Напишите слова, содержащие указанную букву» (например, «о»).

Тест на использование предмета: «Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета» (например, консервной банки).

Составление изображения. «Нарисуйте заданный объект, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция. Каждую фигуру можно использовать многократно, меняя ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или лишние».

Оригинальность ответов оценивается как минимальная частота встречаемости данного ответа в однородной группе.

Контент-анализ – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов путем регистрации определенных единиц содержания. Наиболее часто применяется в качестве систематического замера частоты и объема упоминаний смысловых единиц в отдельных фрагментах текста или во всей совокупности исследуемых текстов.

Креативность (заимствование из англоязычной литературы, от лат. creatio – созидание) - деятельностью, направленной на создание субъективно нового. Это понятие обозначают деятельность, выходящую за рамки конвергентного или дивергентного мышления, однако творчество абсолютно, его продукт объективно нов и уникален, а креативность может проявиться в независимо сделанных «параллельных» открытиях и изобретениях (к примеру, тот самый велосипед, который регулярно изобретают еще со времен Леонардо Да Винчи).

Критерий – с греческого «средство для суждения» - признак, на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки.

Лабораторный эксперимент – разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает более высокую контролируемость зависимых переменных на результат эксперимента.

Лонгитюдное исследование – длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла и психологических качеств человека или группы людей. Приверженцы этого подхода считают, что главным методом изучения интеллекта человека, творчества, является не эксперимент, не измерение и даже не опрос на предмет выявления «обыденных моделей», а наблюдение за естественным поведением индивидов в течение длительного времени.

Медитация - неактивное нахождение каких-либо решений или пребывание вне поиска решений. Решения не ищутся, но периодически сами приходят.

Метод – путь познания предмета (истины), основанный на гипотезе, состоящий из отдельных этапов.

Методика, направленная на выявление носителей творческого мышления и прогнозирование появления творческих продуктов. Методика включает три основных компонента:

-          проективный тест на творческое мышление, задача которого – выявить носителя творческого мышления.

-          батарея тестов, задача которой – выявить факты, сопутствующие творческой деятельности. Для этого нужно исследовать структуру личности, мировоззрение, уровень притязаний, социальные и семейные данные, наличие творческой жизненной стратегии, «умение держать удар» и т.д.

-          метод беседы (групповой или индивидуальной). Задача – подтвердить, опровергнуть или уточнить данные проективного теста на творческое мышление.

Методика включает следующую батарею тестов:

§         Тест на уровень притязаний.

§         Тест на лабильность мышления.

§         Тесты на дивергентное мышление.

§         Тест «Кто я».

§         Биографический тест.

§         Проективный тест на творческое мышление.

Методология – способ достижения определенной цели, совокупность приемов и операций практического освоения действительности.

Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Наблюдение – целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие.

Навыки, необходимые для творческой деятельности:

- на пустом листе бумаги, в пустоте, увидеть или создать нечто;

- уметь поставить самому себе задание, оценить результат;

- умение осуществленную идею привести в соответствие с рядом критериев: адекватность; новизна; оригинальность; доработанность, изящество и простота, наличие понимания, что в этой идее старого, что нового, понимание, меняет ли полученный продукт существующие методы, традиции, основные принципы или существующую картину мира;

- готовность к тому, что социум, оценивая продукт, в первую очередь будет искать в нем старое, а потом уже принципиально новое;

- уметь объяснить уникальность своего продукта и соотнести его с тем, что могли сделать другие;

- понимание того, что авторство и слава достанутся только одному, тому, кто справится лучше и быстрее всех.

Наука – выработка системы знаний, их систематизация и построение на этой основе образа мира и способов взаимодействия с ним.

Объективно-аналитический метод – анализ объектов и продуктов деятельности. Приверженцы этого метода чаще всего исследуют продукты творчества других – творения.

Опрос – специальный способ целенаправленного получения первичной информации посредством ответов опрашиваемых людей на задаваемые вопросы.

Основная черта творчества - это выход за рамки системы.

Парадигма – общепринятая точка зрения, пример, образец.

Парадокс – мнение, расходящееся с общепринятым, кажущееся, на первый взгляд, невероятным и неожиданным.

Парадокс неадекватности профессионального языка при практической деятельности. М. Боуэн подчеркивает, что психолог в своей практике сталкивается с широким кругом явлений, часто не вписывающихся в рамки научной логики, имеет дело с психической реальностью, основная сущность которой выражается в непредсказуемости. Все это может нарушить целостность понимания психологом реальности и, следовательно, снизить качество профессиональных действий по отношению к клиенту. Неудивительно, что многие психологи начинают осознавать неадекватность профессионального языка и способа мышления для описания психической реальности.

Парадокс свободы выбора. Яркой особенностью проведения теста было то, что испытуемые неизменно в начале его выполнения впадали в шоковое состояние, которое длилось от нескольких секунд до нескольких минут. Это явление мы назвали парадоксом свободы выбора. Из интервью с испытуемыми мы выяснили, что им было трудно поставить самим себе задачу, так как они впервые столкнулись с ситуацией, где им предлагалось сделать это полностью самостоятельно, без каких-либо заданных рамок и изначальных данных. В итоге всех испытуемых можно было разделить на две большие первичные категории: людей, способных поставить перед собой задачу, и неспособных.

Неспособных около 30% - они либо сдают лист чистым, считая такой результат невероятно оригинальным, либо «списывают» идею у кого-нибудь из соседей. Однако из последующих бесед мы сделали вывод, что это скорее гиперкомпенсация интеллектуальной несостоятельности и неспособность в свободных условиях ставить перед собой интеллектуальные задачи.

Людей, способных поставить перед собой задачу, можно разделить на тех, кто ставит конвергентно-ориентированную задачу (около 40% испытуемых), подразумевающую стандартное решение, дивергентно-ориентированную задачу (около 30% испытуемых), подразумевающую оригинальный способ решения, и творчески-ориентированную задачу (менее 1% испытуемых), которая не подразумевает высокую вероятность решения, а скорее задаёт направление, вектор исследования рисков.

Людей, способных поставить себе задачи, ответ на которые они не знают, или задачи, подразумевающие открытие, оказалось менее одного процента. Это показалось нам расходящимся с общепринятым мнением и противоречащим здравому смыслу. Если обобщить, выходит, что лишь менее чем один процент людей способны ставить перед собой адекватные, оригинальные, новые и доработанные задачи, а 99,9% людей живут и решают задачи, ответы на которые известны, открыты и поставлены другими.

Парадокс Станиславского, суть которого в том, как оценить степень творческого, нового, принципиально нового вклада актера в роль. Где грань между конвергентным и дивергентным в деятельности актера? В субъективной оценке трех разных типов экспертов: в самоудовлетворении актера, его катарсической самореализации, в профессиональной оценке его коллег и критиков, в признании у зрителя, публики, журналистов. Какая из этих оценок более значима для самого актера, его творческого успеха и зрительского успеха? Где их мера? В чем критерий этих оценок и его вклад в историю? Где разница между новым, личным вкладом и опытом, историей? Парадокс Станиславского – порождение субъективности оценки человеческой деятельности – проявляет себя в любой нашей деятельности.

Парадокс творческой деятельности заключается в том, что творчество – это индивидуальная деятельность, а продукт деятельности - коллективный, так как только в сравнении с достижениями предшественников мы можем определить принципиальную новизну полученного продукта. С другой стороны, рождалось бы творчество у нас без внутренней и внешней осознанности, выражающейся в речи? Если вербализация творчества нам необходима для сравнения, то в общем-то, оно социально предопределено, то есть не является творчеством. Значит, творческий продукт должен вызывать появление новых терминов и трудности в восприятии его социумом.

Писательский запор – временной промежуток, при котором у писателя наступает приостановление творческой деятельности.

Полевое исследование – исследование посредством изучения деятельности предмета и объекта исследования в естественных условиях.

Правило – равномерность, однообразность бытия, события или действия, сформулированная в понятиях, но еще не познанная как закономерность.

Правило интеллектуальной экспансии : любой творческий продукт, который прорвется через защитные барьеры общества, изменит это общество, независимо от того, осознает ли общество этот процесс или нет.

Правило информационного захвата пространства : агрессивная, негативно окрашенная эмоциональная информация захватывает пространство гораздо быстрее, чем позитивная.

Правило Монье [26] : если творец не обладает достаточным кругозором, то он не сможет в полной мере осознать свое открытие.

Правило Джордано Бруно [27] : если творец своим открытием, не важно, ложным или истинным, доказывает обществу то, в чем оно (общество) усмотрит угрозу для целостности своей картины мира, то общество ликвидирует такого творца.

Проективный тест для исследования творческого мышления.

Предназначен для выявления носителей творческого мышления. Чаще всего проводится в три этапа. 1) испытуемым зачитывается инструкция; 2) испытуемые в течении 8 минут выполняют задание; 3) по результатам выполнения теста проводится беседа, групповая или индивидуальная. Групповая беседа проводится в случае, если испытуемые составляют из себя некую группу. Задание выполняется индивидуально, а потом каждый испытуемый пытается доказать группе, что его решение теста достойно наивысшей оценки.

Инструкция: «Вот вам лист бумаги и карандаш. Придумайте себе задание и выполните его на пятерку; после выполнения напишите, что в нем нового, что старого, почему вы думаете, что ваш продукт достоин пятерки. Но помните, что пятерку, наивысшую отметку, получит только один из группы – тот, кто справится лучше всех».

Производитель информации – человек, который производит информацию о принципиально новом продукте: реальном, виртуальном или вымышленном. Таких людей в нашем обществе менее одного процента.

Психогенетический эксперимент – исследования, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование психических особенностей человека. Наиболее информативным является метод близнецов.

Рассогласованность дивергентных способностей и творческих. Человек может находить разнообразные решения одной задачи, видеть её с разных сторон; если такой человек еще и склонен находить принципиально новые идеи, а потом видеть сотни способов их применения в реальной жизни, то такой человек, скорее всего, станет великим изобретателем. Но может случиться и обратная ситуация – это будет рассогласованность дивергентного и творческого мышления. Например, испытуемый обладает уникальной дивергентной способностью к визуальным образам, а творческие склонности проявляет в музыке. Возможно, это даст ему творческий ресурс, а возможно – воспрепятствует, и ему следовало бы начать развивать музыкальную дивергентную способность.

Самонаблюдение ( интроспекция, от лат. introspecto - смотрю внутрь), наблюдение, объект которого - психические состояния и действия наблюдающего субъекта; основной метод интроспективной психологии (В. Вундт, Э. Титченер и др.).

Событие – наблюдаемая действительность.

Социальное давление – форма социальной деятельности, механизм защиты целостности группы, выражающаяся в психологическом давлении на людей со слабо развитым творческим мышлением.

Способность - особенность личности, являющаяся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

По отношению к творчеству можно сказать, что человек может обладать творческим мышлением, но не иметь творческих способностей, но не наоборот.

Стоимость творчества. Продукт творчества имеет стоимость , потому что в ее процессе происходит интенсивное расходование интеллектуальной энергии, воли, эмоций, характера людей, вовлеченных в творчество. Расходование рабочей силы в творчестве осуществляется на запредельном уровне возможностей человека, часто приводя к стрессам, срывам, дегрессиям. Продукт творческой деятельности имеет потребительскую стоимость, которая измеряется уровнем добровольной готовности общества платить за него всеми видами ресурсов, вплоть до защиты ее с оружием в руках.

Суть природы творчества - неоднозначность определения.

Творение – продукт творческой деятельности.

Творческая откровенность . Термин введен В. Н. Дружининым в монографии «Психология общих способностей», 2-е издание. «В определенные «кусты» места деятельности, куда тянет собираться, обсуждать работы, беседовать, где обстановка располагает к творческой откровенности, где можно быть «без галстука», во всех отношениях расторможенным и в своей среде».

Творчество – это деятельность, направленная на нахождение принципиально новых решений «на основе неоднозначных данных», то есть независящее от характера данных (данные могут вообще отсутствовать).

Теория – интегрированная совокупность принципов, объясняющих и прогнозирующих наблюдаемые события.

Тест – стандартизированная процедура, позволяющая получить информацию о психических явлениях.

Тестирование психологическое – метод измерения и оценки психологических характеристик с помощью специальных методик, именуемых тестами.

Тесты на дивергентное мышление – тестовые задания, направленные на то, чтобы испытуемый проявил дивергентные способности.

Три золотых правила экспериментатора. Первое: прежде чем обнаружить что-либо новое, не замеченное ранее другими наблюдателями (экспериментаторами), необходимо сначала сформировать новый понятийный аппарат. Второе: объект конкретного исследования диктует метод, адекватный его изучению. Третье: теория определяет, что именно можно наблюдать.

Факт – совершившееся событие, достоверно доказанное эмпирическое знание, зафиксированное в форме научного высказывания.

Формирующий эксперимент. Чаще всего приверженцы этого подхода проводят свои исследования на дошкольниках. Они считают, что чем старше становится ребенок, тем меньше возможности реализовать формирующий эксперимент, контролировать жизнедеятельность ученика в школе уже практически невозможно. Приведем экспериментальный пример события, в рамках формирующего эксперимента, представляющего собой неожиданное разрешение проблемы: «Злая колдунья похитила принцессу, принцесса оказалась еще злее и сбросила колдунью с метлы во время полета». Уверен, что если обсуждать и играть в эту игру не только с дошкольниками, но и со взрослыми пару недель, то потом можно только «удивляться» вместе с авторами формирующих материалов, почему дети начинают демонстрировать агрессивное поведение. В 1994 году, исследуя становление ментальной картины Средневековья у дошкольников, встретился с результатами работы .

Эволюция – процесс постепенного непрерывного количественного и качественного изменения. Эволюционное учение – учение о происхождении и развитии жизни на Земле.

Эксперимент – с латинского переводится как «проба», «опыт» – один из основных методов научного познания. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Эмпирический метод планомерного наблюдения, комбинация и изменение условий с целью изучения причин возникновения явлений и закономерностей.

Этические принципы научных исследований в области психологии – не нанесение ущерба объекту исследования, компетентность исследователя, его непредвзятость, конфиденциальность результатов исследования.

 

Содержание





Просмотров: 1407
Категория:



Другие новости по теме:

  • Виды учебных действий в начальной школе
  • Воображение и постановка задачи
  • Воображение как способ получения нового знания
  • Воображение как средство научного открытия
  • Исследование творчества
  • Методы психологии
  • Механизм творчества
  • Многоуровневость творчества
  • Мышление и речь
  • Проблема как форма творческого поиска
  • Психология творчества
  • Серавин А. И. Исследование творчества >> С чего начинается творчество
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Ваш тест предназначен для поиска гениальных людей, а не творческих?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Ваша кривая распределения ответов на проективный тест творческого мышления делит творческие продукты на социально желательные и нежелательные. Но совместимы ли понятия – Гений и Злодейство?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Возможность исследования творчества
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Возможность определения творчества
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Вы говорите о том, что при изучении творчества мы сталкиваемся с кризисом терминологии. Относительно недавно в отечественную психологию попал термин «креативность». Является ли он синонимом слова творчество?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Если я художник и занимаюсь новыми формами передачи изображения, какой продукт вы бы признали в вашем тесте творческим?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Есть ли в вашей книге творчество?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Как, согласно вашей теории, соотносятся понятия творческое мышление и творческие способности? И чем творческий человек отличается от других людей, кроме того, что он выдает «творческий продукт»?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Какой путь ведет к получению творческого продукта?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Можно ли изучать механизмы творческого процесса на примере великих творцов прошлого, исследуя созданные ими творческие продукты, их биографию, дневники, свидетельства современников, личные вещи и т.д.?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Намерены ли вы стандартизировать разработанный вами Проективный тест по исследованию творчества?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Окончание и снова вопросы
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Прикладные аспекты теории творчества
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Приложение № 3: Примеры продуктов, полученных при проведении Проективного теста на творческое мышление.
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Приложение №2: Практические рекомендации по проведению проективного теста на творческое мышление
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Что вы думается по поводу ТРИЗ?
  • Системология творчества
  • Структурная схема творческой деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь