Серавин А. И. Исследование творчества. Приложение № 3: Примеры продуктов, полученных при проведении Проективного теста на творческое мышление.

[1] Было бы хотя бы не меньше 1200 испытуемых, а то исследования корифеев напоминают дипломные работы студентов или философию Ляо-цзы, который считал, что чтобы познать мир, не надо выходить из дома, «с территории факультета».

[2] «В науке пользуются тремя основными типами определений. Первый из них – определение по существу, или содержательная дефиниция, когда понятие раскрывается через другие понятия, которые известны или о которых принято считать, что они известны.

Другой тип – операционная дефиниция, или описание процедуры, с помощью которой то или иное явление можно обнаружить или измерить. Сюда, например, относится большинство определений физики электричества.

Третий тип определений относится к ситуации, когда, не зная ничего о сущности явления и не умея его измерить, перечисляют некоторые его свойства, прежде всего те, которые оказались существенными в данных конкретных условиях.

Критерием относительной полноты определения служит взаимозаменяемость определения и определяемого понятия. Так, вместо «Емкость запоминающего устройства равна 1000 бит» можно сказать: «Емкость запоминающего устройства равна 1000 единиц информации». Эти фразы логически равнозначны и свидетельствуют о полноте и логичностной достаточности определения: «Бит – единица информации». Однако полное, относительно универсальное определение вырабатывается в науке не сразу. Невозможно дать логически безупречное определение на начальном этапе исследования, когда количество информации об изучаемом явлении еще невелико. Поэтому мышление постоянно оперирует размытыми, нечетко очерченными, недостаточно определенными понятиями. По мере продвижения на пути познания понятие определяется все более полно, но никогда не может быть исчерпано» (Лук А. Н.).

[3] К. Маркс отмечал в "Капитале", что все крупнейшие изобретения сделаны не одним человеком, а "кооперацией современников". В особо трудных случаях задачу постепенно "перемалывают" несколько поколений изобретателей.

[4] СЕРОЕ ТВОРЧЕСТВО - уровень творчества, установленный правящей элитой, всеми формами социального контроля, общественным мнением, массовым сознанием. Потребность в нем возникает тогда, когда творчество создает поток инноваций, шаг новизны которого вызывает у основной части общества дискомфортное состояние. Мощным средством обеспечения С. т. являются погром, террор, антимедиация, монополия на печать и т. д., массовая ненависть к субъектам дискомфортных инноваций, куда могут входить не только предприниматели, но и носители различных сложных форм труда. Для обеспечения С. т. подавляются точки роста и развития, очаги прогресса, наиболее интеллектуальные слои общества. Борьба за С. т. уничтожает наиболее творческую часть общества, что приводит к подавлению источников прогресса, которые развиваются в особых точках, обычно наиболее социально уязвимых. С. т. противостоит модернизации, возможности жить вместе с мировым сообществом. В.Гроссман писал, что физика фашистской Германии, лишившись Эйнштейна, стала физикой обезьян. Уровень С. т., допустимого в репрессивном обществе, может быть значительно ниже необходимого минимума для получения обществом социальной энергии и одновременно значительно выше, чем это нужно для сохранения комфортного состояния массового сознания. Это наиболее трагическая и опасная ситуация (Ахиезера А. С.).

[5] «Карманник (щипач), - это высшая уголовная квалификация, которая шлифуется годами». Следователь уголовного розыска Жеглов, фильм «Место встречи изменить нельзя». Братья Вайнеры «Эра милосердия».

[6] Чтобы доказать, что Сапрыкин карманник, Жеглову пришлось подбросить ему в карман кошелек.

[7] Конвергентная, дивергентная и творческая деятельность - это активные формы нахождения решения, а медитацию необходимо было выделить как противоположную форму деятельности.

[8] Решения не ищутся, но периодически сами приходят.

[9] Термин введен В. Н. Дружининым в монографии «Психология общих способностей», 2-е издание. «В определенные «кусты» места деятельности, куда тянет собираться, обсуждать работы, беседовать, где обстановка располагает к творческой откровенности, где можно быть «без галстука», во всех отношениях расторможенным и в своей среде».

[10] Впрочем, это относится практически ко всем методам исследования, а скорее к «бесстрастной» интерпретации результатов исследований самих исследователей.

[11] Теория решения изобретательских задач.

[12] Подробнее будет освещено в практикуме по эволюционно-исторической психологии.

[13] Интеллект – это то, что измеряется тестами интеллекта (Э. Боринг). Напомним, что интеллект есть способность к адаптации.

[14] Человек может находить разнообразные решения одной задачи, видеть её с разных сторон; если такой человек еще и склонен находить принципиально новые идеи, а потом видеть сотни способов их применения в реальной жизни, то такой человек, скорее всего, станет великим изобретателем. Но может случиться и обратная ситуация – это будет рассогласованность дивергентного и творческого мышления. Например, испытуемый обладает уникальной дивергентной способностью к визуальным образам, а творческие склонности проявляет в музыке. Возможно, это даст ему творческий ресурс, а возможно – воспрепятствует, и ему следовало бы начать развивать музыкальную дивергентную способность.

[15] Очень часто предсказание или прогноз содержит только временной интервал, и это, по сути, предсказание ни о чём: без пространственного интервала предсказание не имеет рациональности. Например, если я говорю, что вам на голову завтра в 16.00 упадет кирпич, то это не предсказание, а намеренное создание невротической ситуации для вас. Естественно, что в течение всего оставшегося до указанных 16.00 времени, осознанно или бессознательно, вы будете находиться в поиске выхода из возможной ситуации. Таким образом, грубо говоря, речь идет не о предсказании, а об управлении вашим поведением. Точно так же пытаются управлять экономикой и политикой по теории политических и экономических рисков. А вот если я вам скажу, что кирпич упадет на вашу голову в 16.00 у дома по ул. Строителей, 213, в этом случае прогноз приобретает рациональность и осмысленность.

[16] «О природе времени речь можно вести в двух аспектах — философском и естественнонаучном. В каждом из этих аспектов также принято выделять по два подхода. В философском различают логический и онтологический подходы, а в естественнонаучном — физический и психологический. В каждом из названных аспектов, как показывает опыт, время относительно, а если речь и идет об абсолютном характере времени, то только времени настоящего, поскольку, как кажется, по причине его мимолетности более этого не удается ничего сказать. В рамках философского аспекта предлагается добавить этический подход к изучению природы времени. Главной причиной введения в рассмотрение этического времени является то общее, что наличествует в этической проблематике и временной. А общим являются процессы. Также и мотивы совершаемых поступков часто скрыты и неуловимы, как неуловимо «сейчас». Поиск абсолютного времени связан с абсолютными оценками процессов, а такие можно найти только в этике. Результаты же процессов явлены вовне в виде предметов и событий, и именно их наблюдение позволяет говорить о «течении времени»… Логический подход к изучению природы времени наиболее разработан потому, что внимание ему уделяли уже в мегарейской школе, а в Средневековье эту проблематику продолжили арабские философы и кое-кто из схоластов… К логическим аспектам времени внимание приковано главным образом благодаря работам А. Прайора, Н. Решера, Я. Хинтикки. Перечень авторов, уделяющих внимание логической проблематике времени, можно продолжить именами Габбая, ван Бентема, Кокьяреллы, фон Вригта, Леммона. (Домбровский Борис «Каким временем мы пользуемся? (Этическая концепция времени)»).

[17] КИР БУЛЫЧЕВ (Игорь Можейко), р. 1934, писатель, ученый-историк и киносценарист. По специальности востоковед, работал в Бирме, с середины 60-х и по настоящий момент — научный сотрудник Института востоковедения РАН, доктор исторических наук. Автор многочисленных произведений, наибольшую популярность из которых, несомненно, имела серия книг о приключениях «гостьи из будущего» Алисы Селезневой. По мотивам произведений Булычева, зачастую по его же сценариям, сняты популярнейшие художественные фильмы и мультфильмы: «Гостья из будущего», «Лиловый шар», «Тайна третьей планеты», «Остров ржавого лейтенанта». Значение книг Булычева трудно переоценить — на приключениях его героев выросло не одно поколение советских, да и российских людей. Девочка из будущего Алиса стала предметом поклонения подростков, а эпизоды из фильмов, особенно из «Гостьи из будущего», основательно вошли в народный фольклор.

 

[18] В первом случае используется термин "индивидуальная экспертная оценка", во втором - "коллективная экспертная оценка".

[19] В зависимости от вида анализа исходных данных и способов представления его результата различают следующие виды прогностической экстраполяции: экстраполяция тренда, экстраполяция огибающих кривых, экстраполяция корреляционных и регрессивных зависимостей, экстраполяция, основанная на факторном анализе, и др.

[20] На эту часть оказала большое влияние статья Кастронова Эдварда «Экономика и общество виртуальных миров». Интервью и перевод Игоря Бойко. Журнал "Навигатор игрового мира" №3(58), 2002 год.

[21] Творя, субъект вбирает этот мир в себя, включает его в свою внутреннюю жизнь, открытую для свободы и духа, и тем преображает его, освобождает от объективации. Творческий акт - прорыв духа в мир объектов. Плоды его вновь окажутся в сфере объективации, но сам он как таковой этой сфере не принадлежит, он свободен . Творчество - путь к преодолению объективации , а это преодоление составляет смысл и назначение мировой истории. Но в рамках эмпирии, пространственно-временного бытия преодоление невозможно; само время с его несовместимостью прошлого, настоящего и будущего есть следствие объективации. Свободный от объективации мир лежит вне истории как иной "эон", мир свободного духа, отождествляемый у Бердяева с евангельским Царством Божиим. Этот метаисторический эон существует извечно в некоем "эсхатологическом" плане бытия, который может соприкоснуться со здешним миром в любое время и в любом месте... Философия Бердяева - это философия личности, персонализм, где личность - это не эмпирическая индивидуальность, а человек, взятый как творческое и свободное существо, неподвластное объективации . Выход к другим людям и единение с ними присущи, по Бердяеву, личности как неустранимая часть ее внутреннего мира.

[22] «Стратегическая психология только-только осознает себя, как принципиально новая отрасль психологического знания, родившаяся в конце XX века в лице политической, экономической психологии, футурологии, стратегического прогнозирования. Стратегическая психология изучает Будущее человека, точнее - "дальний внешний круг его проблем". Таких психологических проблем, которых часто еще нет, но которые приближаются все быстрее и быстрее. Изменения в техносфере, в демографии, в структуре общества, в картине мира происходят так стремительно, что недавняя фантастика становится реальностью без осознания этих изменений человеком. И чем дальше, тем стремительнее. Осознание этих изменений, а еще важнее, их предвосхищение, антиципация - сегодня такой же залог выживания для человека, народа, государства, как недавно - сохранение вековых традиций». (Юрьев А.И. «Концепция стратегической психологии», 2003 г.)

 

[23] Со временем, однако, выяснилось, что указанные показатели дивергентного мышления отнюдь не являются однозначным свидетельством наличия креативности как творческой интеллектуальной способности. Так, за нестандартностью, или «редкостью» ответа могут стоять совершенно разные психологические явления: собственно оригинальность как проявление творчески-продуктивных возможностей испытуемого, оригинальничанье как проявление личностной гиперкомпенсации интеллектуальной несостоятельности либо психическая неадекватность (М. А. Холодная «Психология интеллекта»).

[24] Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б., О психологии изобретательского творчества, в журнале "Вопросы психологии" - 1956, № 6. http://www.altshuller.ru/triz0.asp

[25] КУЛИБИН Иван Петрович (1735-1818), российский механик-самоучка. Изобрел много различных механизмов. Усовершенствовал технологию шлифовки стекол для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через р. Нева пролетом 298 м. Создал "зеркальный фонарь" (прототип прожектора), семафорный телеграф и многое др.

[26] Как известно, первый патент на железобетон был взят в 1867 г. французским садовником Монье. Не обладая достаточным техническим кругозором, Монье взял патент только на изготовление железобетонных... цветочных кадок.

[27] БРУНО (Bruno) Джордано (1548-1600) , итальянский философ-пантеист и поэт. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Бруно отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленного множества миров.

[28] С тех пор я считаю, что лучшее творчество – это трезвое творчество, и глядя на многих своих знакомых, вижу, что у каждого из них без допингов голова работает гораздо лучше, (сами же они придерживаются противоположного мнения). Прекратив употреблять алкоголь, я стал ловить себя на мысли, что все вокруг активно спиваются. Невыносимо наблюдать деградацию креативного человека при регулярном применении различных стереотипных допингов творчества.

Содержание





Просмотров: 789
Категория:



Другие новости по теме:

  • Воображение
  • Воображение как средство научного открытия
  • Воображение как форма преобразования знания
  • Гипотеза
  • Исследование творчества
  • Когнитивная психология
  • Концепции мышления в отечественной и зарубежной психологии. Основные тезисы
  • Определение внимания
  • Предмет и задачи психологии
  • Психология творчества
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Ваш тест предназначен для поиска гениальных людей, а не творческих?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Ваша кривая распределения ответов на проективный тест творческого мышления делит творческие продукты на социально желательные и нежелательные. Но совместимы ли понятия – Гений и Злодейство?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Возможность определения творчества
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Вы говорите о том, что при изучении творчества мы сталкиваемся с кризисом терминологии. Относительно недавно в отечественную психологию попал термин «креативность». Является ли он синонимом слова творчество?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Если я художник и занимаюсь новыми формами передачи изображения, какой продукт вы бы признали в вашем тесте творческим?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Как, согласно вашей теории, соотносятся понятия творческое мышление и творческие способности? И чем творческий человек отличается от других людей, кроме того, что он выдает «творческий продукт»?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Какой путь ведет к получению творческого продукта?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Краткий глоссарий используемых в книге «технических» терминов
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Можно ли изучать механизмы творческого процесса на примере великих творцов прошлого, исследуя созданные ими творческие продукты, их биографию, дневники, свидетельства современников, личные вещи и т.д.?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Намерены ли вы стандартизировать разработанный вами Проективный тест по исследованию творчества?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Окончание и снова вопросы
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Прикладные аспекты теории творчества
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Приложение №2: Практические рекомендации по проведению проективного теста на творческое мышление
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Что вы думается по поводу ТРИЗ?
  • Системология творчества
  • Социальная динамика
  • Темперамент и способности в структуре личности
  • Человек как личность, индивидуальность и универсальность
  • Человек, общество и бизнес
  • Что такое власть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь