Серавин А. И. Исследование творчества. Можно ли изучать механизмы творческого процесса на примере великих творцов прошлого, исследуя созданные ими творческие продукты, их биографию, дневники, свидетельства современников, личные вещи и т.д.?
Facebook
Twitter
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Если вы спросите, нужно ли делать то, что вы перечислили, то мой ответ –
безусловно, да. Это необходимо для изучения истории науки, культуры и искусства, для эстетического, эмоционального и интеллектуального развития человека. Таким образом мы можем проследить эволюцию творений, продуктов творчества. Но изучать таким образом
механизмы творческого процесса
бессмысленно, как бессмысленно пытаться описать мышление человека, имея перед собой каменный топор, современный компьютер и биографию Билла Гейтса. На основе изучения творческих продуктов и различных данных о жизни, творениях людей прошлого мы можем лишь делать предположения о механизмах творчества, но по-настоящему их изучение требует «наличие» в процессе эксперимента самого творца, носителя творческого мышления. Есть много вещей, которые мы в принципе не можем изучить, и не стоит этого бояться. Почему кто-то решил, что он сможет изучить творчество на основе творений людей прошлого, если мы не можем в принципе изучить творчество в настоящем? Да, изучить творчество как таковое – невозможно, поскольку оно вне системы и дает бесчисленные, непросчитываемые вариации творений, так же как невозможно изучить Вселенную, поскольку она бесконечна. Но это не значит, что его не нужно изучать. Так же как астрофизики продолжают изучать Вселенную, мы продолжаем исследовать творчество, чтобы выявить пусть частные, полезные и интересные феномены, механизмы, правила, парадоксы, законы и наконец теории творчества. Пытаться исследовать творчество можно только в ходе живого процесса. Выявив носителей творческого мышления с помощью предложенного нами теста (заметьте, это уже само по себе необычайно сложно, так как творческие результаты показывают гораздо менее 1% людей), мы может экспериментировать, предлагая им различного рода данные и задачи («вход»), и фиксируя, что они дадут «на выходе», сравнивая продукт с продуктами, полученными в аналогичных условиях от «конвергентных» и «дивергентных» испытуемых. Кроме того, важно выяснить факты, сопутствующие творческой деятельности, для чего нужно исследовать структуру личности, мировоззрение,
уровень притязаний, социальные и семейные данные, и т.д.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.