Серавин А. И. Исследование творчества. Заметки

1. Как мы узнаем о творчестве? По продукту творчества. Продукт может быть самый разный. Если продукт самый разный, может ли быть творчество разным? Сравним руки с творчеством. Человеческие руки одни, но какое разнообразие продуктов могут они производить! На наш взгляд, творчество - это единый процесс, поэтому, изучая творчество на примере рассказов, мы изучаем творчество в общем.

2. Творчество рождается из познания плюс потрясения (высокоэмоциональной реакции) - чуда. Чтобы написать рассказ, писателю-дилетанту нужно потрясение. Он делится впечатлениями. Например, поле того, как у одного человека случились неприятности на работе, он написал это стихотворение и прислал мне его по факсу:

Люблю я работу

Люблю я Работу, Зарплату люблю!

Все больше себя я на этом ловлю.

Люблю я и Босса, он лучше других!

И Боссова Босса и всех остальных.

Люблю я мой Офис, его размещенье,

А к отпуску чувствую я отвращенье.

Люблю мою мебель, сырую и серую,

Бумажки, в которых как в бога я верую!

Люблю мое кресло в Ячейке без свету

И в мире предмета любимее нету!

Люблю я равных мне по положению,

Их хитрые взгляды, насмешки, глумления.

Мой славный Дисплей и Компьютер я лично

Украдкой целую, хоть им безразлично.

Я счастлив быть здесь; и пока не ослаб

Любимой работы счастливейший раб.

Я нормы и сроки работ обожаю,

Люблю совещанья, хоть там засыпаю.

Люблю я работу, скажу без затей;

И этих нарядных, всех в белом людей,

Пришедших сегодня меня навестить,

С желаньем куда-то меня поместить!!!

Писатель-профессионал пишет рассказ-цель. Цели могут быть разные. Писатель-творец пишет рассказ-откровение. Первые рассказы – это рассказы-потрясения, поэтому они написаны таким размашистым почерком. Потом появляются рассказы-цель, и здесь главное - написать их, максимально достоверно изложив события. Некоторые из последних работ - это рассказы-откровения.

3. «Быстрый Ник Картер сидел перед компьютером, который он украл в Норфолк-Сквер в городе Хоув. Сассекс в целом и Портслэйд в особенности не предлагали развлечений, которыми в свое время Лондон радовал продвинутый ум этого пролетария. Нику было скучно. После первоначального прилива энтузиазма, связанного с работой над полемическими материалами, он страдал от писательской болезни – запора слова. В этом не было ничего удивительного, учитывая то, что Картер написал приблизительно двести тысяч слов всего лишь за десять дней. Взрыв штаб-квартиры Англо-Саксонского Движения и целый ряд краж со взломом обеспечивали достаточно высокий уровень адреналина для поддержания творческого порыва! Ну, по крайней мере, до настоящего момента.

Картер постучал по клавише пробела, после чего стер результат этой бесполезной операции. Экран был такой же пустой, как и двадцать минут назад, когда он только что сел перед ним. Ник встал и заварил себе чашку кофе…» (Стюарт Хоум «Отсос»)

4. С возрастом и практикой творец на том же самом объеме пространства может выразить гораздо большую палитру эмоций и штрихов, но пространство не становится эмоциональней, а просто насыщенней, потому что приходится объяснять очевидное для творца. Как в том анекдоте с бабушкой и Парижем.

5. Судя по первому году рассказов, можно сказать, что в творчестве важна тренировка.

6. Цель в творчестве - важный компонент. Мало придумать, что-то, надо еще «наутро» не забыть, что ты придумал, зачем ты это придумал, и что с этим делать. В этом месте мы встречаемся с опасностью - забвением в широком смысле слова.

7. Желание поделиться с окружающими. Одна из интересных проблем творчества - это возможность искусства ради искусства.

8. Творец не сможет творить без устойчивости к неудачам.

9. Самый главный судья творцу - это он сам, но признает его общество.

10. Необходимо творить, не надеясь на результат. Получать удовольствие от процесса творчества, как дети в песочнице. За песчинкой необходимо видеть замок. Без этого творчество тоже бывает.

11. Понятие о времени у детей формируется быстрее, чем понятие о пространстве.

12. Когда мы начинаем описывать детство... Мы невольно становимся заложниками той роли, которую тогда играли. Смотрим теми же глазами. Удивительно, но по воспоминаниям рассуждали уже по-взрослому. Очевидна эта проблема несовершенства современного языка так же, как проблематично передавать разговорную речь? Удивительная вещь память… Когда я писал рассказ, №22, то вспоминал сначала запахи, а потом уже образы. Суть хорошего образа - это то, что он помимо всего прочего должен пахнуть, его можно потрогать. Творческий человек - это коллекционер ощущений, но он и чувствует это острее, возможно, его переживания ярче. Разнообразие испытанных ощущений косвенно влияет на творческий потенциал. Вероятно, именно это качество и губит многих творческих людей, которые начинают пить, садятся на наркотики и т. п. В детских рассказах о прошедшем и настоящем и взрослых рассказах о прошедшем детстве очень бросается в глаза разница в их объеме и умении чувствовать и воспринимать, по большому счету человек всю жизнь учится и совершенствует свое умение чувствовать и воспринимать.

13. Выработка объема творческой информации имеет волнообразный характер и привязывается к моменту появления идеи, что представлено на графике.

У творчества есть три этапа: сначала надо придумать, потом преодолеть собственную идею, довести ее до ума и доказать, что она чего-то стоит. Так же, очевидно, должна строиться работа творческих групп, и такие же специализации есть среди творцов.

 

График

 

Т

В

О

Р

Ч

Е

С

Т

В

О

 

время

идея

доведение

Формирующий

буфер

Признание обществом

Идея начинает жить собственной жизнью

П

Р

Е

Д

Ы

С

Т

О

Р

И

Я

 

 

14. На начальном этапе творчества у детей значение близких доминирует. Писателями не рождаются, писателями становятся, их воспитывают такими. Это в принципе не так.

15. У меня к 25 годам произошла профессиональная деформация, после 8 лет занятий психологией…

16. Литературное время растягивает время реальное. Современный язык не приспособлен к реальному времени.

17. Когда творец формируется в своей отрасли, то он уже не может измениться.

18. У ученого должно быть специфичное отношение к времени. Настоящим должен пользоваться, прошлое помнить, а в будущем видеть вечность. Думая о бессмертии и не надеясь ни на что, продолжать творить.

19. Не всякое событие становится историей, рассказом. Например, каждую рыбалку можно описать, но не каждую хочется описывать. Когда мы перестаем находить откровение в простом, мы начинаем искать мораль или чудо. Чем старше, тем меньше событий вызывает у меня эмоциональные реакции, а в связи с тем, что эмоции и восприятие времени тесно связаны, получается, что субъективно начинаешь воспринимать время жизни быстрее. Проживая ночь и день, мы перестаем получать удовольствие от «малого». Мне вспоминается один дембель, с которым я как-то познакомился. Он мне рассказывал, что самый чудесный момент за два года службы был тогда, когда ему переслали банку варенья. Я встал, подошел к холодильнику, посмотреть, сколько там банок варенья. В холодильнике было семь банок варенья...

20. Вспоминая рассказы №4 и №5, припомнил, что тогда я молился, говоря «колдуй баба колдуй дед и т. п.», далее говорил то, что хотел. Интересно то, что, появившись в детстве, мистицизм в неявной форме так или иначе проходит через некоторые рассказы и открыто всплывает в юности.

21. Творчество других стимулирует творчество всех вокруг в независимости от того, является ли оно признанным. Чужое творчество лишь подпитывает и помогает шлифовать первоначальные идеи окружающих.

22. Творчество - великое оружие. Бросая идею в одном месте, мы пожинаем идеологию в другом.

23. Творческий и эмоциональный порыв - это влюбленная пара, части которой не могут существовать раздельно.

24. Творческая находка – это захват картины мира. Любой творческий продукт обладает свойством захвата и изменения эмоционально-творческой картины мира окружающих носителей информации. Например, в числе призеров фестиваля «Каннские львы» оказался сюжет, основанный на игре-соперничестве выводка щенков с детенышем леопарда, которого вскормила одна и та же собака – суррогатная мать. Щенята вначале демонстрируют свой статус «родных», пользуются ролью хозяев положения, отталкивая маленького представителя кошачьих. В конце все они засыпают вповалку рядом с кормилицей. Звучит закадровый текст: «Наш банк одинаково относится ко всем клиентам. Ведь неизвестно, кем они будут завтра». Девиз подкрепляется мирной видеокартиной: подросший леопард возвышается над собаками, но хищники мирно сосуществуют. Клипы хорошего качества весьма разноплановые, но их объединяет одно – многогранность, высокий уровень творческой фантазии авторов. Поражает разнообразие видеообразов, на которых строится реклама. Чем выше профессиональное мастерство клипмейкера, тем они невероятнее, смелее. Представьте себя на месте креативщика, придумывающего идею клипа на эту же тему, и попробуйте придумать нечто более стоящее. Это будет трудно сделать из-за того, что предыдущий творческий продукт захватил вашу эмоционально-творческую картину мира. Было бы легче, если бы вы не знали предыдущего творческого продукта, а независимые эксперты оценили бы ваш продукт. Это ужасно парадоксально и дико по сути. Получается, чтобы сделать научное открытие, вредно начитывать литературу по данной теме, пока идея открытия не сформировалась у исследователя окончательно. Безусловно, какие-то общие базовые знания иметь необходимо. Творческий эксперимент никогда не должен следовать за усвоением коллективного опыта. Мы можем совершить сотню научных открытий, тупо протестировав различными тестами 100 000 человек, но мы так никогда не совершим переворота в науке, если исследователь, прежде чем приступить к эксперименту, будет озадачен освоением субкультурно-обусловленного научного опыта, создавая себе систему. Творчество – это выход за рамки системы. Ничего страшного, если ты изобретешь велосипед, потом еще раз велосипед, и снова велосипед, вдруг действительно что-то стоящее, а потом снова велосипеды, главное - ты поймешь, что такое творческий эксперимент, а поняв это, научный переворот совершить несложно. Альберт Эйнштейн так объяснял истоки великих открытий: «Очень просто. Все знают, что это сделать невозможно. Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие». Творчество субъективно делится на индивидуальное и социальное. Индивидуальное – творческий продукт, не нашедший социального признания, а социальное - творческий продукт, нашедший социальное признание. Парадоксально то, что творческий продукт оценить невозможно, разве что тупым прагматизмом.

25. Негативное творчество быстрее захватывает время, но медленнее пространство. Позитивное творчество медленно захватывает время, но больше пространства. В рамках действия негативного творчества пространство искривляется. Я провел эксперимент, написал две книги: «Занимательная историческая психология; Часть 1 и 2» и «Байки студента-психолога», и в каждую включил рассказ «Монастырское озеро», который есть здесь. Первую я писал несколько лет, а вторую написал за три дня, и вторая книга по объему в 4 раза меньше первой. Если первую книгу мои знакомые читали более месяца, чтобы рассказать мне о своих впечатлениях, то вторую прочитали за один день. Позитивное творчество должно быть отшлифовано автором, а негативное шлифуется носителями, поэтому оно быстрее передвигается во времени, но хуже перемещается в пространстве. Окончив первую, испытал глубокое моральное удовлетворение, вторую написал в пьяном угаре, пока ее писал, за три дня выпил канистру домашнего анапского вина. Изданием первой я гордился, вторую на четвертый день, не просыхая, издал, на пятый подарил первые экземпляры на конференции «Психология XXI века». Наутро мне стали звонить знакомые, спрашивая, читал ли я сам то, что написал. Взяв книгу в руки, я прочитал ее… Позвонил другу, вместе с ним вынес весь тираж книги во двор, к мусорным бакам, и сжег его. Когда пламя начало разгораться, взял одну из книг и прикурил от нее сигарету [28]

26. Возможно, характерными чертами носителя творческого ритма будут:

-                         независимость от транзактных оков;

-                         целеустремленность;

-                         отличное владение субъективно-реальной системой;

-                         умение видеть целостное в пустоте, создавать порядок из хаоса.

27. В творчестве очень важно уметь мыслить параллельно, но при сохранности устойчивости системы. «Некоторые виды мышления важны в процессе творческого инсайта. В этой области два механизма могут быть представлены для оценки людей, имеющих экстраординарные способности в решении сложных аналитических проблем. Первый - янусианские мыслительные процессы, второй - способность генерировать вид "одновременного видения", необходимого для решения сложных причинно-следственных проблем.

Янусианское мышление включает способность активно обдумывать две противоположные вещи одновременно и посредством этого отрабатывать две несоизмеримые точки зрения на предмет параллельно. Этот тип мышления является "ключевым шагом в процессе создания научных теорий и/или открытий таких людей, как Эйнштейн, Дарвин, Уотсон, Пастер и Ферми" и является сущностью креативного мыслительного процесса литературных критиков, поэтов и философов» (Торшина К.А.). 

28. Творчество, как и психотерапия, может быть:

-                         групповое (творческий продукт, родившийся в группе);

-                         индивидуальное (результат творческой деятельности, например, ученого, работу которого направлял научный руководитель);

-                         уникальное (творческий продукт, появившейся вследствие самостоятельной работы).

29. Интроспекция – это самый древний, главный и проверенный, отвергаемый и все время используемый метод в психологии. Я в течение 20 лет пытался познать творчество, используя этот метод, но в итоге пришлось констатировать, что творчество самонаблюдением не познаешь.

Содержание





Просмотров: 934
Категория:



Другие новости по теме:

  • Воображение как средство научного открытия
  • Исследование творчества
  • Какую книгу лучше прочитать?
  • Многоуровневость творчества
  • Понятие идеи
  • Проблема как форма творческого поиска
  • Психология творчества
  • С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения.
  • Серавин А. И. Исследование творчества >> С чего начинается творчество
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Ваш тест предназначен для поиска гениальных людей, а не творческих?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Ваша кривая распределения ответов на проективный тест творческого мышления делит творческие продукты на социально желательные и нежелательные. Но совместимы ли понятия – Гений и Злодейство?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Введение
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Возможность определения творчества
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Вы говорите о том, что при изучении творчества мы сталкиваемся с кризисом терминологии. Относительно недавно в отечественную психологию попал термин «креативность». Является ли он синонимом слова творчество?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Двадцать лет спустя
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Если я художник и занимаюсь новыми формами передачи изображения, какой продукт вы бы признали в вашем тесте творческим?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Есть ли в вашей книге творчество?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Как, согласно вашей теории, соотносятся понятия творческое мышление и творческие способности? И чем творческий человек отличается от других людей, кроме того, что он выдает «творческий продукт»?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Какой путь ведет к получению творческого продукта?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Краткий глоссарий используемых в книге «технических» терминов
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Можно ли изучать механизмы творческого процесса на примере великих творцов прошлого, исследуя созданные ими творческие продукты, их биографию, дневники, свидетельства современников, личные вещи и т.д.?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Можно ли при помощи вашего теста научиться творчеству?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Намерены ли вы стандартизировать разработанный вами Проективный тест по исследованию творчества?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Окончание и снова вопросы
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Приложение №2: Практические рекомендации по проведению проективного теста на творческое мышление
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Что вы думается по поводу ТРИЗ?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Что вы можете порекомендовать человеку, который хочет попробовать путь творца?
  • Системология творчества
  • Спонтанное рисование и лепка в арттерапии
  • Тест "Ваш творческий потенциал"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь