Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 50
|
Серавин А. И. Исследование творчества. Прикладные аспекты теории творчестваСогласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению 521000 «психология» 2000 г., психология творчества – это область научного знания, разрабатываемая преимущественно в общей и дифференциальной психологии, обобщающая теоретические и экспериментальные исследования творчества, интегрирующая психологические знания, касающиеся условий и механизмов процесса творчества, изучающая общие психологические закономерности строения, регуляции и развития творческой деятельности, а также особенности творческой личности, природу способностей и пути их формирования. Психология творчества имеет важное значение для других наук: философии, социологии, информатики и искусственного интеллекта, инженеринга и теории проектирования, менеджмента, педагогики, искусствоведения. Надо помнить, что интеллект, по сути, есть способность человека к адаптации. Адаптированность человека в полной мере проявляется лишь при условии свободы выбора. Можно сколько угодно проверять уровень адаптированности школьника или студента к реальной профессиональной деятельности с помощью учебников и основанных на них тестовых заданий, где он должен показать знание известных, общепринятых и социально одобряемых решений (например, как в тесте Амтхауэра). Однако это иллюзия, на самом деле таким образом он сможет лишь показать осведомленность, возможно – находчивость в рамках конвергентного или дивергентного мышления. Но по-настоящему проявить свой интеллект, свою профессиональную адаптированность и способность к творчеству он сможет лишь в условиях свободного выбора, когда он вынужден не просто самостоятельно решать задачи, но, в первую очередь, ставить их перед собой. В связи с этим попытки измерить интеллект лишь при помощи тестов, которые ограничивают возможности испытуемого проявить интеллект стандартными, искусственными заданиями-рамками, не допуская ситуации свободы выбора, представляются ошибочными. Предложенная теория творчества и методика исследования в корне меняют состав существующих батарей тестов для психодиагностики и профотбора, так как показывают несостоятельность стандартных методик при диагностике в условиях свободного выбора. Фактически новая теория разбивает психодиагностическую процедуру на две составляющие: исследование в рамках несвободного выбора и при условиях свободного, что невероятно важно для успешной психодиагностики и профотбора. По сути, основное практическое применение психодиагностики – это отбор людей по принципу возможностей адаптации, то есть выявление, насколько адаптированы или могут адаптироваться испытуемые к той или иной деятельности. Для этого формируются батареи тестов, но без использования предложенной нами методики невозможно адекватно исследовать и прогнозировать поведение человека в реальных жизненных и профессиональных ситуациях, так как для прогноза нам необходимо прежде всего выяснить, способен ли человек ставить перед собой задачу самостоятельно и пытаться ее решить, или он будет компилировать из возможных известных ему путей решения и форм поведения в рамках известных, стандартных задач, или же он будет использовать конвергентную заготовку. Например, оператор атомной энергостанции будет при свободе выбора действовать конвергентно (четко по инструкции), дивергентно, по правилам, или творчески. Нужен ли нам творчески мыслящий оператор – это, конечно, вопрос, поскольку в ситуации свободного выбора он выдаст непрогнозируемую реакцию. Безусловно, повседневная деятельность в рамках ряда профессий подразумевает конкретное выполнение конкретных задач в заданных рамках, соответственно, способность мыслить творчески может являться ограничивающим фактором при профотборе. С другой стороны, для ряда профессий творческое мышление является желательным или необходимым критерием, к примеру, для следователей, top -менеджеров, дизайнеров, политтехнологов, некоторых военных специалистов и т.д., поскольку способность мыслить творчески означает адекватные действия при изменившихся или нестандартных условиях, когда поставленные стандартные задачи и решения внезапно устаревают, и необходимо самостоятельно ставить новые задачи и решать их. Предложенная нами методика направлена на выявление двух основных психологических качеств: преобладающего типа мышления (конвергентное, дивергентное или творческое) и способности самостоятельно ставить себе адекватные задачи и адекватно решать их (конвергентно, дивергентно или творчески). Эта способность может быть отдельным, самостоятельным критерием при психологическом отборе для ряда профессий. Таким образом, Проективный тест на творческое мышление практически можно использовать в том числе для экспресс-диагностики преобладающего типа мышления (к примеру, в условиях ограниченного времени, недостаточного для проведения батареи тестов). Предложенная нами теория творчества меняет также существующие представления о методах развития творческих способностей, в том числе в рамках преподавания в школах. До сих пор педагоги пытались развить творческие способности при помощи заданий, которые, по сути, развивают конвергентное или дивергентное мышление, повышают осведомленность, эрудированность и способность действовать в рамках заданной системы, что заранее противоречит природе творчества, поскольку подразумевает отсутствие ситуации свободного выбора и работу без возможности выхода за рамки системы. После нескольких лекций о творчестве ко мне обращались с вопросом, как можно развить свои способности, и я на основе предложенной пилотажной батареи тестов разработал тренинг (групповой и индивидуальный варианты). Мы предлагаем проводить тренинг в 2 этапа, каждый из которых, в зависимости от количества участников, может занять от 3 часов. Между двумя этапами необходимо сделать временной промежуток, оптимально – ночь. Первый этап включает проведение пилотажной батареи тестов и последующую групповую и индивидуальную проработку заданий; также в ходе работы зачитывается лекция, за основу которой можно взять краткое изложение книги. Первый этап заканчивается катарсической реакцией испытуемых при осознании парадокса свободы выбора. Далее идет домашнее задание, согласно которому каждому участнику предстоит опробовать пилотажную батарею тестов на нескольких испытуемых. Второй этап начинается с разбора и обсуждения специфики домашнего задания. Далее группа переходит к выполнению Проективного теста по исследованию творчества (который в данном случае используется как обучающее задание) с учетом натренированных навыков, заканчивается обсуждением результатов, сравнением их с первым этапом и релаксирующим инсайтом.
Просмотров: 9876 Категория: Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|