Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 50 Серавин А. И. Исследование творчества. Прикладные аспекты теории творчества



Серавин А. И. Исследование творчества. Прикладные аспекты теории творчества

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению 521000 «психология» 2000 г., психология творчества – это область научного знания, разрабатываемая преимущественно в общей и дифференциальной психологии, обобщающая теоретические и экспериментальные исследования творчества, интегрирующая психологические знания, касающиеся условий и механизмов процесса творчества, изучающая общие психологические закономерности строения, регуляции и развития творческой деятельности, а также особенности творческой личности, природу способностей и пути их формирования.

Психология творчества имеет важное значение для других наук: философии, социологии, информатики и искусственного интеллекта, инженеринга и теории проектирования, менеджмента, педагогики, искусствоведения.

Надо помнить, что интеллект, по сути, есть способность человека к адаптации. Адаптированность человека в полной мере проявляется лишь при условии свободы выбора. Можно сколько угодно проверять уровень адаптированности школьника или студента к реальной профессиональной деятельности с помощью учебников и основанных на них тестовых заданий, где он должен показать знание известных, общепринятых и социально одобряемых решений (например, как в тесте Амтхауэра). Однако это иллюзия, на самом деле таким образом он сможет лишь показать осведомленность, возможно – находчивость в рамках конвергентного или дивергентного мышления. Но по-настоящему проявить свой интеллект, свою профессиональную адаптированность и способность к творчеству он сможет лишь в условиях свободного выбора, когда он вынужден не просто самостоятельно решать задачи, но, в первую очередь, ставить их перед собой. В связи с этим попытки измерить интеллект лишь при помощи тестов, которые ограничивают возможности испытуемого проявить интеллект стандартными, искусственными заданиями-рамками, не допуская ситуации свободы выбора, представляются ошибочными.

Предложенная теория творчества и методика исследования в корне меняют состав существующих батарей тестов для психодиагностики и профотбора, так как показывают несостоятельность стандартных методик при диагностике в условиях свободного выбора. Фактически новая теория разбивает психодиагностическую процедуру на две составляющие: исследование в рамках несвободного выбора и при условиях свободного, что невероятно важно для успешной психодиагностики и профотбора.

По сути, основное практическое применение психодиагностики – это отбор людей по принципу возможностей адаптации, то есть выявление, насколько адаптированы или могут адаптироваться испытуемые к той или иной деятельности. Для этого формируются батареи тестов, но без использования предложенной нами методики невозможно адекватно исследовать и прогнозировать поведение человека в реальных жизненных и профессиональных ситуациях, так как для прогноза нам необходимо прежде всего выяснить, способен ли человек ставить перед собой задачу самостоятельно и пытаться ее решить, или он будет компилировать из возможных известных ему путей решения и форм поведения в рамках известных, стандартных задач, или же он будет использовать конвергентную заготовку. Например, оператор атомной энергостанции будет при свободе выбора действовать конвергентно (четко по инструкции), дивергентно, по правилам, или творчески. Нужен ли нам творчески мыслящий оператор – это, конечно, вопрос, поскольку в ситуации свободного выбора он выдаст непрогнозируемую реакцию. Безусловно, повседневная деятельность в рамках ряда профессий подразумевает конкретное выполнение конкретных задач в заданных рамках, соответственно, способность мыслить творчески может являться ограничивающим фактором при профотборе. С другой стороны, для ряда профессий творческое мышление является желательным или необходимым критерием, к примеру, для следователей, top -менеджеров, дизайнеров, политтехнологов, некоторых военных специалистов и т.д., поскольку способность мыслить творчески означает адекватные действия при изменившихся или нестандартных условиях, когда поставленные стандартные задачи и решения внезапно устаревают, и необходимо самостоятельно ставить новые задачи и решать их.

Предложенная нами методика направлена на выявление двух основных психологических качеств: преобладающего типа мышления (конвергентное, дивергентное или творческое) и способности самостоятельно ставить себе адекватные задачи и адекватно решать их (конвергентно, дивергентно или творчески). Эта способность может быть отдельным, самостоятельным критерием при психологическом отборе для ряда профессий. Таким образом, Проективный тест на творческое мышление практически можно использовать в том числе для экспресс-диагностики преобладающего типа мышления (к примеру, в условиях ограниченного времени, недостаточного для проведения батареи тестов).

Предложенная нами теория творчества меняет также существующие представления о методах развития творческих способностей, в том числе в рамках преподавания в школах. До сих пор педагоги пытались развить творческие способности при помощи заданий, которые, по сути, развивают конвергентное или дивергентное мышление, повышают осведомленность, эрудированность и способность действовать в рамках заданной системы, что заранее противоречит природе творчества, поскольку подразумевает отсутствие ситуации свободного выбора и работу без возможности выхода за рамки системы.

После нескольких лекций о творчестве ко мне обращались с вопросом, как можно развить свои способности, и я на основе предложенной пилотажной батареи тестов разработал тренинг (групповой и индивидуальный варианты). Мы предлагаем проводить тренинг в 2 этапа, каждый из которых, в зависимости от количества участников, может занять от 3 часов. Между двумя этапами необходимо сделать временной промежуток, оптимально – ночь. Первый этап включает проведение пилотажной батареи тестов и последующую групповую и индивидуальную проработку заданий; также в ходе работы зачитывается лекция, за основу которой можно взять краткое изложение книги. Первый этап заканчивается катарсической реакцией испытуемых при осознании парадокса свободы выбора. Далее идет домашнее задание, согласно которому каждому участнику предстоит опробовать пилотажную батарею тестов на нескольких испытуемых. Второй этап начинается с разбора и обсуждения специфики домашнего задания. Далее группа переходит к выполнению Проективного теста по исследованию творчества (который в данном случае используется как обучающее задание) с учетом натренированных навыков, заканчивается обсуждением результатов, сравнением их с первым этапом и релаксирующим инсайтом.

 

Содержание





Просмотров: 9876
Категория:



Другие новости по теме:

  • Воображение как средство научного открытия
  • Исследование творчества
  • Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла: краткое описание
  • Механизм творчества
  • Многоуровневость творчества
  • Описания тестов
  • Отбор Minus
  • Отличия КОрТ и НОрТ (критериально-ориентированного и нормативно-ориентированного тестирования)
  • Проблема как форма творческого поиска
  • Психодиагностика
  • Серавин А. И. Исследование творчества >> С чего начинается творчество
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Ваш тест предназначен для поиска гениальных людей, а не творческих?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Вы говорите о том, что при изучении творчества мы сталкиваемся с кризисом терминологии. Относительно недавно в отечественную психологию попал термин «креативность». Является ли он синонимом слова творчество?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Если я художник и занимаюсь новыми формами передачи изображения, какой продукт вы бы признали в вашем тесте творческим?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Есть ли в вашей книге творчество?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Как, согласно вашей теории, соотносятся понятия творческое мышление и творческие способности? И чем творческий человек отличается от других людей, кроме того, что он выдает «творческий продукт»?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Какой путь ведет к получению творческого продукта?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Краткий глоссарий используемых в книге «технических» терминов
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Можно ли изучать механизмы творческого процесса на примере великих творцов прошлого, исследуя созданные ими творческие продукты, их биографию, дневники, свидетельства современников, личные вещи и т.д.?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Можно ли при помощи вашего теста научиться творчеству?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Намерены ли вы стандартизировать разработанный вами Проективный тест по исследованию творчества?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Окончание и снова вопросы
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Приложение №2: Практические рекомендации по проведению проективного теста на творческое мышление
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Что вы думается по поводу ТРИЗ?
  • Системология творчества
  • Тест
  • Тест эффективного интеллекта - 2010. Форма А
  • Тест эффективного интеллекта - 2010. Форма Б
  • Тест эффективного интеллекта. Форма А
  • Тест эффективного интеллекта. Форма Б



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь