Концепции мышления в отечественной и зарубежной психологии. Основные тезисы

   Мышление - психологический процесс опосредованного обобщения отражения существенных признаков, явлений и отношений объективного мира.
   Выготский: проблемы соотношения речи и мышления. Развитие идет от социального к индивидуальному (сначала идет сотрудничество со взрослыми, потом индивидуальные функции). Доминирующие функции: ранний возраст - воспроизведение в центре сознания, дошкольный - память, школьный - мышление. Центальное звено в культурном развитии - речь. Речь и мышление - единство развития.
   Рубинштей внес самый крупный вклад в развитие теории мышления. Выделил мышление из практической деятельности, связал с чувственным познанием, исследовал мышление развернутым во времени. Операции мышления. Связь анализа с синтезом. Исследовал связи мышления с конкретной деятельностью. Переменные, влияющие на мышление (мотивы, свойства личности).
   Гальперин: теория формирования умственных действий, в процессе обучения проходит этапы: 1) действия с предметами, 2) перевод этих действий в громкую речь, 3) проговаривание действий про себя, перевод во внутреннюю речь, 4) стереопизация и интериоризация процессов мышления.
   Тихомиров: работы по эвристическому мышлению в области интеллектуальной деятельности и автоматизации деятельности.
   Теплов: исследовал ум и волю, способность к максимальной продуктивности ума в условиях опасности: 1) сложный материал, 2) простота продуктов работы, 3) анализ и синтез одновременно, 4) легкое планирование, лабильность.

    Зарубежные концепции Ассоцианизм (Пристли, Гартли, Милль) ранний - механический детерминизм, поздний - идеализм.
   Основной принцип: ассоциации, т.е. образование и актуализация связей между представлениями. Основной закон: тем прочнее и вернее, чем чаще повторения. Виды ассоциаций: по сходству, контрасту, близости во времени и пространстве. Ассоциация - основная структурная единица психического. Мышление - всегда образное, процесс всегда непроизвольный. Развитие мышления - процесс накопления ассоциаций. Изучение по продуктам человеческой культуры.
   Вюрцбургская школа (Кюльпе, Марте).
   Мышление как действие (внутренний акт). Объективный идеализм. Исследовали самонаблюдением. Мышление - основано на сугубо рациональных фактах, нет чувств и образного компонента. Ввели понятие: 1) установки (мотивации), 2) задача, цель, 3) процесс. Противоречие: выдвигаются важнейшие принципы деятельности, но эта деятельность как особый вид деятельности души. Метод интроспекции.
   Гештальтпсихология (Келер, Вертхаймер).
   Гештальты - целостные, завершенные психические образования, части которого подчинены целому. Основной закон прегнантности - стремление к хорошей форме. Сам процесс мышления - накладывание гештальтов на структурные формы различных ситуаций. Если они сходны, то мозг снимает проблему, т.е. сводится мышление к актам инсайта (внезапное усмотрение человеком решения проблемы).
   Бихевиоризм (Дж.Уотсон).
   Мышление как поведение. Единица поведения - связь стимула и реакции.
   Психоанализ.
   Подчеркивание роли бессознательного. Проявление скрытых стремлений в оговорках, снах.
   Когнитивная психология (Ноэлл, Саймон, Минский).
   Психология трактуется как наука об обработке информации. Аналогия ЭВМ и организма (компьютерная метафора). Искусственный интеллект.
   Генетическая школа Ж.Пиаже
   Используется понятие интеллекта, а не мышления. Интеллект - психическая адаптация к новым условиям, акт внезапного понимания. Центральное понятие "операция" - внутреннее действие субъекта. Единство психологии и логических методов исследования мышления. Генетически изучается происхождение интеллекта и его функции: организация и адаптация.
   Стадии развития: 1) сенсомоторная (до 2 лет) - поведение строится на основе координации восприятия и памяти, 2) доопераионное (2-11 лет) - интуитивное мышление, 3) конкретных операций (7-12 лет), 4) формальных операций.
   Интеллект - биологическая функция, единица мысли - группировка, объединение действия и объектов по их сходству и различию.
   Необихевиоризм
   Используются идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии, Фрейда, Павлова. Попытки преодолеть биологизм классического бихевиоризма и ввести его основные положения в социальный контекст.

Вернуться к содержанию



Просмотров: 2305
Категория: Статьи



Другие новости по теме:

  • Арсенал стратегического менеджмента
  • Блонский и психология развития ребенка
  • Вербальное мышление
  • Гегель, Георг Вильгельм Фридрих
  • Дауншифтинг
  • Жесты нервозности
  • Кассир-операционист
  • Классификация методов современной психологии. Основные тезисы
  • Критерии эффективного управления
  • Мастер животноводства
  • Методика "Закономерности числового ряда"
  • Методика исследования гибкости мышления
  • Методы исследования мышления. Основные тезисы
  • Методы исследования эмоций. Основные тезисы
  • Мышление. Основные тезисы
  • Нарушение мышления
  • Оператор коптильной установки
  • Основные стадии подготовки и методы принятия управленческих решений
  • Пошивщик кожгалантерейных изделий
  • Психические процессы
  • Психодиагностическая методика "Три желания"
  • Психолог на предприятии
  • Реакции человека и их характеристики. Основные тезисы
  • Способы борьбы со стрессом
  • Тест "Ваш психологический возраст"
  • Упражнение "Веселый мусорщик"
  • Упражнение "Мои жизненные и профессиональные планы"
  • Черный цвет
  • Чертежник-конструктор
  • Этапы развития депрессии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь