|
Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа. Том 2 >> От тела к игрушке и от игры к работе.От тела к игрушке и от игры к работе. (1) Игра у ребенка начинается как активность по поиску эротического удовольствия, включая рот, пальцы, зрение, всю поверхность кожи. Игра осуществляется на собственном теле ребенка (аутоэротическая игра) или на теле матери (обычно в связи с кормлением) без явного различения, порядка или первенства между ними. (2) Части тела матери и ребенка переносятся на какие - то мягкие предметы, такие как кусочки ворса, подушки, коврики, мех, мягкие игрушки. Они являются первыми предметами для игры ребенка. Этот переходный объект наделяется нарциссическим и объектным либидо. (3) Прикрепление к одному специфическому переходному объекту развивается и распространяется на мягкие игрушки разного типа в целом, которые в качестве символических объектов приближаются или отталкиваются в зависимости от либидозного или агрессивного катексиса. То, что они неодушевленные объекты, и, следовательно, не мстят, позволяет ребенку выразить все его амбивалентные чувства по отношению к ним. (4) Игрушки, которые ребенок прижимает к себе, постепенно отходят на второй план, за исключением времени сна. В этой ситуации в качестве переходных объектов они облегчают переход ребенка от активности, сопричастности внешнему миру к нарциссическому уходу - необходимому условию сна. В дневное время их место постепенно занимают предметы для игры. Сами по себе они не обладают статусом объекта, но обеспечивают различные виды активности эго и фантазии, лежащие в их основе. Такие виды активности или прямо удовлетворяют конкретный инстинкт, или привносят сублимированную энергию инстинктов. Их хронологическая последовательность приблизительно следующая: (а) игровой материал предоставляет возможность для деятельности эго: наполнение - опустошение, открывание - закрывание, соединение и так далее, то есть символизирует отверстия в теле и их функции; (б) подвижные игрушки повышают мышечное удовольствие; (в) строительные материалы, с помощью которых можно создать все виды строений и опять разрушить и которые, таким образом, приспособлены к амбивалентным стремлениям анально - садистской фазы; (г) игрушки, обеспечивающие выражение маскулинных и фемининных тенденций и отношений, используются: - в индивидуальной ролевой игре; - для демонстрации эдипова объекта (в целях фаллического эксгибиционизма); - для различных ситуаций эдипова комплекса в группах (что предполагает по меньшей мере на третьей стадии достижение дружеских отношений). Выражение маскулинности может происходить путем занятий гимнастикой и акробатикой, то есть посредством деятельностей эго, в которых детское тело в целом и умелое управление им символизируют фаллическую потенцию. (5) Прямое или смещенное удовлетворение от игровой активности как таковой дает дорогу растущему удовольствию от достижения успеха в деятельности. Речь идет об удовольствии, которое было описано в академической психологии как удовольствие от завершения задачи, от разрешения проблемы и т. д. Некоторые авторы считают это необходимой предпосылкой успешного школьного обучения (Buhler, 1935). В какой степени это удовольствие от достижения связано с детской инстинктивной жизнью, все еще является открытым вопросом. Свою роль в этом может играть: имитация и идентификация в ранних отношениях матери и ребенка, влияние идеалов эго, переход от пассивности к активности в качестве механизма защиты и адаптации, а также внутреннее убеждение - поворот к зрелости, то есть к прогрессивному развитию. Это удовольствие от достижения, связанное только вторично объектными отношениями, представлено у очень маленьких детей в виде скрытой способности, демонстрируемой в практической манере успехами метода Монтессори. В этом методе, применяемом в детском саду, игровой материал отбирается таким образом, чтобы дать ребенку возможность максимально повысить самооценку и увеличить удовлетворение с помощью завершения задачи и независимого решения проблемы. Наблюдения показали, что дети положительно отвечают па предоставленные им возможности, даже начиная с двух - трех лет. Там, где этот источник удовлетворения не достигает того же самого уровня с помощью внешних средств, удовольствие, почерпнутое из достижений в игре, остается связанным непосредственно с похвалой и одобрением, которые ребенок получает от объектного мира. Удовлетворение от конечного продукта занимает первое место только в более позднее время, возможно в качестве результата интернализации внешних источников самооценки. (6) Способность играть изменяется на способность работать, когда появляются дополнительные способности: (а) контролировать, подавлять, тормозить или модифицировать импульсы, побуждающие использовать имеющийся материал агрессивно и деструктивно (не выбрасывать, не откладывать, не наводить беспорядок, не нагромождать) и побуждающие использовать его позитивно и конструктивно (строить, планировать, учить, и - в общественной жизни - делиться); (б) доводить до конца заранее составленные планы, при этом обращать минимум внимания на недостаток моментального удовольствия, вмешательство фрустраций, и т. д. и максимум - на удовольствие от конечного результата; (в) достигнуть посредством этого не только перехода от примитивного инстинктивного удовольствия к сублимированному вместе с высокой степенью нейтрализации инстинктивной энергии, но и перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. Это развитие существенно для успеха в работе в латентный период, юношеский период и во время зрелости. Такие схожие виды активности, как грезы, игры и хобби значимы для личностного развития. Они берут свое начало из линии развития от тела к игрушке и от игры к работе и основаны преимущественно на последних стадиях. Грезы. Хронологически дневные фантазии следуют за игрой, то есть по своей сущности они являются игрой без игрушек. Импульсы и желания, которые у более маленьких детей проявляются во всей полноте на осязаемом игровом материале, более старшими детьми, подростками и часто взрослыми выдумываются в сознательной деятельности фантазии и сопровождают их реальные переживания. Игры. Игры ведут свое происхождение от активности эдипова комплекса, связанной с воображением. Начиная с этой стадии, они развиваются в символическое выражение тенденций, относящихся к агрессивным нападениям, защите, соревнованию, и т. д. Так как они управляются жесткими правилами, которым должен подчиняться каждый участник, ни один ребенок не может успешно вступить в них до достижения определенного уровня адаптации к реальности, то есть до третьей стадии линии развития, направленной на достижение партнерства. Игры в отличие от игрушек могут требовать дополнительного снаряжения: вещи, одежду, различные предметы, и т. д. Многое из этого оснащения символизирует фаллически - агрессивные атрибуты и как таковые высоко ценятся ребенком. Во многих соревновательных играх собственное тело ребенка и навыки тела как таковые являются средствами достижения цели. Опытность и умение в играх, таким образом, являются комплексным достижением, зависящим от многих факторов. Речь идет о развитии моторного аппарата, о позитивном катексисе тела и его навыков; принятии партнерства и групповой жизни; позитивной эксплуатации контролируемой агрессии, стоящей на службе у амбиций, и т. д. Соответственно, функционирование в данной области доступно и большому числу расстройств, которые могут привести как к трудностям в развитии, неадекватному развитию в любой фазе, так и к детерминированному на этой фазе подавлению анальной агрессии и фаллически - эдиповой маскулинности. Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа. Том 2. М., 1999. Просмотров: 1455 Категория: Хрестоматия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|