|
Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа. Том 2 >> Напряженность, возникающая в результате раннего развития агрессивного поведения.Напряженность, возникающая в результате раннего развития агрессивного поведения. Некоторые нарушения берут свое начало в агрессивных побуждениях. В последние годы психологи всего мира не раз поднимали вопрос о роли агрессивности в эмоциональной жизни ребенка и ее влиянии на формирование характера. Кажется, что общее признание получил тот факт, что нормальное и аномальное психологическое развитие нельзя постичь без адекватного объяснения того, какую роль играют агрессивные и пагубные наклонности в жизни ребенка. Проблема агрессивности у детей с нормальным развитием специально изучалась с учетом их социальных отношений. Доказано, что у детей с отклонениями в развитии агрессивность является следствием невротического или психического заболевания, что может стать причиной развития криминальных наклонностей. Некоторые психологические школы рассматривают агрессию только как результат влияния окружающей среды, то есть как реакцию человека на постигшие его в раннем детстве разочарования. Однако, опровергая эту точку зрения, теория Фрейда об инстинктивных побуждениях утверждает, что агрессия - одно из двух базовых инстинктивных побуждений (секс и агрессия, <инстинкты жизни и смерти>), которые постоянно находятся во взаимодействии друг с другом и, таким образом, создают феномен жизни. Агрессия рассматривается как врожденное инстинктивное побуждение, которое спонтанно развивается как реакция на окружающую действительность, но не является результатом влияния окружающей среды. Некоторые аспекты агрессивных побуждений также способны оказывать влияние на взаимоотношения между людьми. Это может проявляться по - разному. Амбивалентность чувств как источник напряжения. Агрессивные наклонности (которые, по мнению Фрейда, являются врожденными и неотделимы от человеческой природы) накладывают свой особый отпечаток на все взаимоотношения индивида. С одной стороны, совмещение агрессивности с другими инстинктивными побуждениями идет лишь на пользу и даже необходимо для поддержания жизни. Без нее люди не смогли бы выстоять в борьбе с окружающим. Человек был создан, чтобы <сражаться> с природой, <бороться> за свое существование, <преодолевать> все жизненные напасти, <бороться> за решение всех своих проблем и так далее. Без применения агрессии сексуальные желания никогда бы не были удовлетворены. У человека (особенно у мужчин), как и у животных, агрессивность играет важную роль в процессе обладания объектом сексуальных желаний, в преодолении его сопротивления, в процессе совершения полового акта и так далее. С другой стороны, агрессия может разрушить все позитивные взаимоотношения между людьми, а также стать причиной возникновения конфликтов и напряженных отношений в коллективе. На раннем этапе своего развития ребенок любит и ненавидит одних и тех же людей с одинаковой силой. По мере того как эти противоречивые чувства направлены на родителей, ребенок страдает от амбивалентности своих чувств. Его агрессивная ненависть наиболее ярко выражается в желании смерти тем людям, чьи жизненные обстоятельства могут сильно повлиять на его жизнь. Ребенок боится, что родители могут рассердиться на то, что он желает им зла, и лишат его своей любви; или его дурные пожелания могут сбыться, воплотиться в реальности и нанести вред его любимым родителям. Таким образом, ребенок учится бояться своей собственной агрессивности, проникается чувством вины и беспокойства за родителей и ожидает, что и к нему будут относиться с враждебностью. Как правило, отношения человека с его первой любовью носят негативный оттенок из - за прирожденных агрессивных влечений. По мере того как ребенок взрослеет, его агрессивные чувства и враждебное отношение к окружающим людям теряют некоторую силу и настойчивость. После того как ребенок научился говорить, он может выразить свой гнев или ненависть словами и не прибегать к неконтролируемым действиям и фантазиям. На следующем этапе своего развития ребенок приобретает чувство реальности, он перестает верить в эффективность своих собственных дурных желаний. Таким образом, он перестает страдать и чувствовать себя виноватым из - за своих негативных чувств и ведет себя более дружественно и мягче по отношению к окружающим. Следовательно, проходя все стадии своего развития, человек становится менее жестким, менее агрессивным и открывает все больше положительных граней во взаимоотношениях между людьми. Но следует признать, что в детские годы ребенку присущи такие черты, как эгоизм, агрессивность, упрямство, готовность ненавидеть, обижаться, бороться за себя. Все это определяет поведение взрослых по отношению друг к другу и, поскольку эти черты поведения присущи всем людям (хотя и в разной степени), может привести к вспышкам враждебности в отношениях между людьми. Перенос ненависти на незнакомых людей. Ребенок часто разрешает свои конфликты между любовью и ненавистью таким образом, что это оказывает серьезное влияние на его отношения со взрослыми. Стремясь исключить негативные и агрессивные чувства к своим родителям, братьям и сестрам, ребенок может перенести все свои враждебные импульсы из семьи на окружающий мир. Он становится подозрительным и критически относится ко всем незнакомым людям, считает их врагами, не прощает им малейших недостатков и ведет себя с излишней жестокостью, если ему кажется, что незнакомые люди проявляют даже слабые признаки враждебности по отношению к нему. Таким образом, мирная, полная любви атмосфера в семье достигается за счет проявления враждебности и нетерпимости по отношению к посторонним. Такие же отношения можно наблюдать во взаимоотношениях между представителями различных национальных групп, где мирные отношения внутри одной нации часто достигаются за счет выраженной враждебности по отношению к национальным меньшинствам внутри одной страны или к людям другой нации. Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа. Том 2. М., 1999. Просмотров: 2132 Категория: Хрестоматия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|