Агрессивное поведение

   Агрессивные эмоции — один из самых интересных феноменов психики. Агрессивность обычно подразумевает наличие агрессивных эмоций и вызывает не только какие-то ощущения или общие реакции, но и влечёт конкретные действия.
   Агрессия - поведение, преднамеренно причиняющее вред другому человеку, непосредственный (физически или вербально) или косвенный (разрушение собственности, порча социальной репутации). Если нет намерения в причинении вреда (произошло случайно), то нельзя говорить об агрессии.
   У большинства людей возникают те или иные агрессивные мысли и импульсы. От того, как они с этими мыслями справляются, зависит не только их здоровье и межличностные отношения, но и благополучие других людей.
   Агрессивное поведение по-разному трактуется в психологических теориях. Психоаналитическая теория Фрейда рассматривает агрессию как врождённую потребность, теория социального научения — как приобретённую в научении реакцию.
   В ранних работах Фрейд описывал агрессию как следствие подавления и фрустрации сексуального влечения. В дальнейшем психоаналитики свели агрессию к органической потребности человека реагировать агрессией на любые препятствия, встречающиеся на пути.
   В 1960-х годах была распространена точка зрения, что основное различие между человеком и другими животными состоит в том, что у животных развились механизмы контроля за их агрессивными инстинктами, а у человека — почему-то нет.
   В дальнейшем исследования показали, что животные могут быть не менее агрессивны, чем люди. Было показано, что случаи убийств, изнасилований и уничтожения детёнышей среди животных встречаются гораздо чаще, чем полагали до этого. Например, один из видов убийств шимпанзе связан с пограничными войнами. В Национальном парке Гомби Стрим в Танзании группа из пяти самцов шимпанзе охраняла свою территорию от случайно забредших туда посторонних самцов. Если эта группа встречала другую группу из двух и более самцов, то их реакция была умеренно агрессивной. Если же попадался только один незваный гость, то один член группы держал его за руку, другой за ногу, а третий забивал его до смерти. В других случаях пара членов группы тащила вторгшегося по камням, пока он не умирал. В другой пограничной войне этих же животных племя из пятнадцати шимпанзе уничтожило соседнюю группу, методично убивая её членов-самцов по одному.
   Агрессия имеет биологическую основу, сейчас с этим почти никто не спорит. В ряде работ было показано, что умеренная электрическая стимуляция определённого участка гипоталамуса вызывает у животных агрессивное, даже смертоносное поведение. Когда гипоталамус кошки стимулируют через имплантированные электроды, она шипит, её шерсть щетинится, зрачки расширяются, кошка нападает на крысу или на другие объекты, помещённые в её клетку. Стимуляция другого участка гипоталамуса вызывает по характеру иное поведение: кошка спокойно подкрадывается и убивает крысу. Аналогичные данные были получены и на других животных.
   Выращенная в лаборатории крыса, которая никогда не убивала мышей и не видела, как их убивают другие крысы, может спокойно жить в одной клетке с мышью. Если, однако, стимулировать центр гипоталамуса, отвечающий за агрессивное поведение, крыса бросается на свою соседку и убивает её. Стимуляция, очевидно, запускает врождённую реакцию убийства, до этого не проявлявшуюся.
   Чем выше животное по своему развитию, тем в большей степени эти инстинктивные схемы агрессии контролирует кора головного мозга, поэтому на их агрессивное поведение в большей степени влияет опыт.
   Как показывают наблюдения за людьми, у большинства индивидов частота проявления агрессивного поведения, формы, которое оно принимает, и ситуации, в которых оно проявляется, определяются в основном опытом, структурой компетенций и социальным влиянием.
   Однако в рамках теории социального научения отвергается понятие об агрессии как об органической потребности, порождаемой фрустрацией. Агрессия рассматривается в качестве выученной реакции. Агрессивность может быть приобретена путём: наблюдения и подражания. Агрессивные реакции зависят от вызывающих их неприятных эмоций и набором реакций, которые освоил человек за свою жизнь для избавления от данных неприятных эмоций:
   - может искать помощи у других,
   - может проявлять агрессию,
   - может стараться преодолеть препятствие,
   - может бросать все и убегать,
   - может глушить себя наркотиками, алкоголем или другими аддиктивными способами.
   Согласно теории социального научения, фрустрация провоцирует агрессию в основном у тех людей, которые научились реагировать на враждебные ситуации агрессивным поведением.
   Очевидно, что обе эти точки зрения одновременно могут иметь право на существование: изначально человек это биологическое существо, постепенно роль социального вытесняет и модифицирует врождённые реакции, инстинктивные схемы поведения. Литература Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С. Введение в психологию: Учебник для университетов /Пер. с англ. под. ред. В. П. Зинченко. — М.: Тривола, 1999.
  




Просмотров: 1712
Категория: Статьи



Другие новости по теме:

  • Агрессивное поведение животных
  • Асоциальная личность
  • Бизнес с точки зрения лидера
  • Дауншифтинг
  • Двухмерная трактовка стилей лидерства
  • Деловой стиль поведения
  • Жесты нервозности
  • Инстинкт
  • Инфантильность
  • Критерии эффективного управления
  • Мастер животноводства
  • Мастер по лесному хозяйству
  • Методы исследования мышления. Основные тезисы
  • Методы исследования эмоций. Основные тезисы
  • Мотивированное поведение как характеристика личности
  • Основные свойства внимания
  • Передача информации от рецептора в мозг
  • Поведение с трудным боссом
  • Права и способности управлять
  • Психодиагностическая методика "Три желания"
  • Реакции человека и их характеристики. Основные тезисы
  • Ситуации, вызывающие психическую напряжённость
  • Теория общественного зеркала
  • Тест "Ваш психологический возраст"
  • Упражнение "Веселый мусорщик"
  • Упражнение "Мои жизненные и профессиональные планы"
  • Характеристики социальной группы
  • Черный цвет
  • Электромеханик по лифтам
  • Эмоции и чувства. Основные тезисы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь